0
850
Газета Регионы России Интернет-версия

21.12.2001 00:00:00

Цена "Мерседеса"

Тэги: карелия, бюджет, контроль


С нового года в Карелии вводится система жесткого контроля за целевым использованием бюджетных средств - республика переходит на казначейское исполнение бюджета. В январе на новую систему финансирования будут переведены, в частности, республиканские учреждения культуры и МВД. Это лишь первый шаг на пути упорядочения бюджетного процесса, заявляют в Министерстве финансов Карелии: с 2003 года на казначейское исполнение бюджета должны перейти муниципальные образования и районы республики. Первым на очереди стоит Петрозаводск, что неудивительно. После того как власти карельской столицы "прокатили" горожан, вбухав немалые деньги в покупку подержанных иностранных автобусов (оказавшихся на поверку абсолютно непригодными к эксплуатации), актуальность этих мер никому доказывать не нужно.

Действительно, в условиях казначейского исполнения становится невозможным то, что у нас принято стыдливо называть "нецелевым использованием бюджетных средств", а на деле нередко является самым обычным казнокрадством. Методов для этого - великое множество, а нынешняя - неказначейская - форма исполнения бюджета позволяет, что называется, прятать концы в воду. Отчитался, к примеру, город о ремонте энного количества крыш. И об истраченных на это миллионах рублей. Но кто пересчитывал, сколько на самом деле уложено шифера, а сколько - "нарисовано" на бумаге? И сколько осело после этого в карманах участников комбинации? Форм и методов такого "освоения бюджета" великое множество. Аналогичную операцию можно провернуть и с ремонтом дорог. Или с прокладкой водопровода, канализации, теплотрассы. Тут еще лучше: канавы закопаны, дороги заасфальтированы, уже ничего и не проверишь┘ Увесистые "транспортные" статьи местных бюджетов тоже могут быть отличной "кормушкой" для ловких чиновников. Независимо от того чем закончится карельское "автобусное дело", оно наглядно демонстрирует коррупционный потенциал, заложенный в самой практике пополнения местных автобусных парков "бэушными" машинами из-за рубежа.

История эта началась в 2000 году, когда администрация Петрозаводска заключила с питерской фирмой "Эк-Стро-Нева" договор на поставку 25 подержанных пассажирских автобусов "Мерседес". Общая сумма сделки составила 21 миллион рублей, из которых мэрия успела оплатить более половины. Когда первые 10 машин поступили в город, разгорелся грандиозный скандал: полностью "убитые" автобусы можно было прямиком отправлять на свалку. Фактически это был металлолом на колесах. "Прозревшая" администрация сделку приостановила и попыталась через суд востребовать деньги обратно. Но руководство "Эк-Стро-Нева", как это в подобных случаях и бывает, бесследно исчезло: фирма оказалась обычной мошеннической "ширмой".

Республиканская прокуратура, расследуя судьбу "испарившихся" в результате этой сделки из городской казны 15 миллионов рублей, предъявила мэру Петрозаводска Андрею Демину обвинение в превышении должностных полномочий. Ему грозит до семи лет лишения свободы.

Чем бы ни завершилось это уголовное дело, его ключевой вопрос останется открытым. А именно - по каким параметрам определяется сумма этого и других, ему подобных контрактов. Уже после того как скандал стал достоянием гласности, рыночная стоимость 10 злополучных петрозаводских "Мерседесов" была оценена специалистами судебно-товароведческой экспертизы - она составила немногим более 2 миллионов рублей. Получается, что реальная цена фактически была завышена как минимум впятеро. Что и говорить, впечатляет.

Да, проблема обновления подвижного состава общественного транспорта во многих российских городах сегодня стоит очень остро. Старые машины разваливаются на ходу, а на новые в бюджете не хватает денег. Поэтому, мол, и приходится закупать за границей разномастные автобусы 80-х годов рождения, говорят чиновники. Но очевидно, что таким способом "пополнять" муниципальный автопарк можно бесконечно. Отбегав из последних сил пару лет, бэушные западные автобусы отправляются на свалку, а российские перекупщики, за спинами которых маячат те самые "заботливые" чиновники, - на европейские автобарахолки. После чего заключается сделка, в ходе которой ничто не мешает многократно завысить реальную стоимость машин (и распорядиться разницей по собственному усмотрению).

Между тем, если бы казначейская система исполнения бюджета действовала в Карелии уже сейчас, "автобусное дело" было бы в принципе невозможным. Хотя бы потому, что никаких миллионных авансов мошенникам из "Эк-Стро-Нева" никто бы не дал. А каждую машину пришлось бы принимать через комиссию с оценкой ее технического состояния и определением настоящей рыночной цены. Впрочем, прозрачность подобных сделок могла бы быть гарантирована и другим способом: с точки зрения бюджетной дисциплины (помимо прочих системных эксплуатационных преимуществ) закупка новых автобусов российского производства безусловно, эффективнее. Потому что "нарисовать" завышенную цену в этом случае просто невозможно.

Судьбу Андрея Демина еще будет решать суд, но его дальнейшая политическая карьера на посту главы местного самоуправления уже поставлена под сомнение. "Дело о "Мерседесах" явно не добавило ему популярности у горожан накануне предстоящих весной 2002 года выборов мэра. По последним социологическим опросам, сегодня за него готовы были бы проголосовать всего 4 процента жителей Петрозаводска.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2054
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4749
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2599
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2987

Другие новости