0
764
Газета Регионы России Интернет-версия

25.12.2001 00:00:00

Конкуренты и лоббисты

Тэги: шереметьево, аэрофлот


"Без нового терминала у "Шереметьево" и "Аэрофлота" нет будущего", - заявил недавно гендиректор этой авиакомпании Валерий Окулов. И был, безусловно, прав. Но лишь отчасти. Да, знаменитый подмосковный аэропорт нуждается в срочной модернизации. Иначе в течение года-двух, по оценкам специалистов, при сохранении нынешних темпов эксплуатации его инфраструктура просто разрушится. А значит, авиакомпании и самая мощная из них - "Аэрофлот" (парк 113 самолетов, включая арендованные) вынуждены будут сокращать объемы перевозок и в конце концов обанкротятся. Сейчас аэропорт и авиакомпания стоят перед выбором оператора "Шереметьево-3". По всем признакам до конца нынешнего года тендерная комиссия должна объявить победителя. От того, кто выиграет тендер, зависит не только финансовое благополучие российских компаний, но и их деловая репутация.

Стоимость проекта строительства нового терминала "Шереметьево-3", по оценке управляющей строительством компании Bovis Lend Lease International Ltd., составляет примерно 210 млн. долларов. Планируется, что ОАО "Аэрофлот", ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" и компания-оператор создадут совместное предприятие с равным долевым участием, которое будет управлять и владеть терминалом. Инвестиции самих участников в проект составят 70 млн. долларов, остальные средства должна привлечь в виде инвестиций управляющая компания. До Нового года, видимо, будет проведен конкурс по выбору генподрядчиков строительства, а до конца первого квартала 2002 года начнется полномасштабное строительство терминала, которое планируется завершить в апреле 2004 года. Напомним, что заявки в тендерную комиссию подали турецкий консорциум Tepe, Summa и Akfen, французская Airport des Paris, немецкая компания Hochtief и шведско-финский концерн Skanska. Со временем, после нескольких заседаний комиссии, в которую входят представители авиакомпании, "Шереметьево", Минтранса и Минэкономразвития РФ, определились два основных претендента на победу - французы и скандинавы.

Первых открыто поддержали в "Аэрофлоте", в частности гендиректор Валерий Окулов и министр транспорта РФ, по совместительству - председатель совета директоров авиакомпании Сергей Франк, которому приписывают "хлопоты" по отставке генерального директора "Шереметьево" Сергея Сутулова. Вторых - руководство "Шереметьево" и глава Минэкономразвития, председатель совета директоров аэропорта Герман Греф. Перспективное развитие аэропорта может быть осуществлено лишь на основе привлечения стратегического инвестора, способного не только предоставить капитал, но и обеспечить финансовый, проектный и строительный менеджмент в соответствии с принятыми мировыми стандартами. Наиболее серьезными и детально проработанными можно считать предложения компании Skanska, имеющей значительный опыт в сфере финансового менеджмента и строительства более чем в 66 странах, в том числе в России, а также построившей более 40 международных аэропортов по всему миру, в том числе аэропорт "Кеннеди"". Напомним, что эта компания еще в 1999 году вложила на начальном этапе строительства около 1 млрд. долларов собственных средств и привлекла капитал международных финансовых институтов, фондов и заинтересованных компаний в размерах, достаточных для реализации программы развития аэропорта, которую Skanska совместно с "Шереметьево" уже подготовила. По оценкам ее специалистов, после введения в строй нового терминала прибыль аэропорта составит примерно 42 млн. долларов, а спустя два года, когда будет полностью завершено его строительство, - 80 миллионов.

Это резоны аэропортовцев. А вот что двигало людьми из "Аэрофлота", ясно не вполне. Airport des Paris (ADP), хотя и эксплуатирует немало аэропортов, в том числе знаменитые парижские Orly, Charles de Gaulle и Le Bourget, тем не менее довольно дорого оценивает свои услуги. Но и с этим можно было бы смириться, если не знать, что ADP не брезгует обогатиться за чужой счет. Как отмечает шведская деловая газета "Гетеборг", проектная документация на 8 млн. долларов по модернизации аэропорта "Шереметьево", представленная на тендер ADP, была ею "позаимствована" у главного соперника - только титульный лист сменили. А тут еще комиссия Государственной Думы по борьбе с коррупцией продолжает обвинять Сергея Франка в уголовных преступлениях. Того гляди, отправят его в отставку с поста министра. Если это произойдет, то Герман Греф в отсутствие своего главного противника без особого труда "продавит" на тендере компанию Skanska. Даже не пользуясь пресловутым административным ресурсом.

Достаточно публично задать вопрос: прилично ли российским компаниям заключать договор с, возможно, нечистоплотной фирмой под давлением высокопоставленного чиновника с сомнительным профессиональным прошлым. Кроме того, по косвенным признакам можно определить, что сторону шведской компании занял и премьер-министр Михаил Касьянов. По крайней мере, шансы Skanska резко выросли после того, как он побывал с рабочим визитом в Стокгольме. По нашим сведениям, российский премьер обсуждал с королем Швеции Карлом XVI Густавом перспективы участия в тендере компании Skanska, 20% акций которой, по информации, заслуживающей доверия, ему принадлежат. Кстати, источники в Кремле утверждают, что на эту же тему шел разговор скандинавского монарха с Владимиром Путиным в Москве во время официального визита шведской делегации. Главе государства понравился проект Skanska. Так что скорее всего именно Skanska составит компанию "Аэрофлоту" и аэропорту в совместном предприятии, которое планируется учредить для управления новым терминалом. В противном случае рано или поздно вокруг "Шереметьево" снова разгорятся скандалы. Только уже с криминальным душком.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
742
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
657
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
772
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
531

Другие новости