0
718
Газета Регионы России Интернет-версия

14.01.2002 00:00:00

"Требуется стратегический инвестор┘"

Тэги: бурятия, бюджет


- Александр Иванович, далеко не во всех субъектах Федерации существуют структуры, подобные вашему фонду. Расскажите, как он возник и какие задачи решает.

- Создание фонда не было самоцелью. Фонд - это инструмент. Он появился потому, что в 1995-1996 годах, когда разрабатывалась Федеральная программа социально-экономического развития Бурятии, необходимо было предусмотреть эффективный механизм ее реализации. Президентом Бурятии была поставлена задача: обеспечить координацию всех действий, направленных на выполнение Федеральной программы социально-экономического развития республики и осуществление строгого контроля из единого центра. Именно с этой целью были созданы дирекция и Фонд реализации программы. Нам было поручено оказывать помощь исполнителям инвестиционных проектов на всех стадиях их реализации: от разработки бизнес-планов, проектно-сметной документации, технико-экономических обоснований и поиска инвесторов (кредитодателей, партнеров) до запуска новых производств и получения прибыли.

Была общая ситуация, когда частные инвестиции в экономику России (а тем более Бурятии) были минимальными, можно сказать, чисто символическими. А создавать и развивать новые производства, которые восполнили бы возникшие в экономике бреши, было необходимо. Поэтому в роли инвестора вынуждено было выступить государство.

Учитывая опыт первых реформенных лет, когда государственные инвестиции зачастую уходили "в песок", правительство Бурятии поручило фонду контроль за целевым использованием средств. Займы выдаются исключительно решением правительства по итогам конкурсного отбора проектов и с обязательным оформлением обеспечения возврата средств (под залог имущества, поручительства и т.п.). То есть правительство Бурятии через своего агента - Фонд реализации ФП СЭР РБ - выступает как бы партнером собственников проектов, а не меценатом.

Так как бюджетные возможности республики крайне ограничены, сразу было определено, что на содержание фонда бюджетного финансирования не будет. Мы сами должны зарабатывать средства.

Учредителями фонда на паритетных началах выступили правительства России и Бурятии. Их взносы - по 10 миллионов рублей - составили уставный капитал фонда.

- Существует ли какая-то система оценки и отбора инвестиционных проектов?

- Вся деятельность фонда регулируется законами России и Бурятии, постановлениями федерального и республиканского правительств, указами президента. Вместе они составляют нормативно-правовую базу для реализации ФП СЭР РБ.

Главными документами, определяющими нашу работу, являются сама Федеральная программа СЭР РБ и бюджет развития Бурятии, который ежегодно законодательно утверждается.

Критерии отбора проектов конкурсной комиссией просты: экономическая эффективность и социальная значимость. Реализованный проект должен приносить прибыль, пополнять налогооблагаемую базу республики и давать работу людям. Порядок реализации проектов оговорен специальным постановлением правительства республики "О механизме привлечения инвестиций в Бурятию".

Разумеется, каждый проект должен быть грамотно составлен и экономически обоснован. Бывает так, что приходит человек со светлой идеей, а оформить ее, как это требуется, не может. В таких случаях довести до ума сырые проекты помогают специалисты фонда.

- Кстати, сколько их?

- В столице Бурятии работают 30 человек, еще трое - в Москве. Это необходимо, ведь в Москве сосредоточились основные финансы страны, только через Москву могли быть реализованы инвестиционные проекты по таким крупным предприятиям Бурятии, как завод "Электромашина", Бурятский мебельный и деревообрабатывающий комбинаты, Улан-Удэнский авиазавод┘

- О реализованных проектах подробнее, пожалуйста┘

- Например, проект "Компьютерный центр Бурятии", выполненный улан-удэнским ЗАО "Белый лебедь", был профинансирован фондом на сумму 4,05 миллиона рублей. На эти средства были закуплены комплектующие и расходные материалы для сборки компьютеров: типовых и по заказным конфигурациям. Приобретена полуавтоматическая линия для пайки плат.

Созданное производство доказало эффективность вложений не только новыми рабочими местами и отчислениями в бюджеты всех уровней - это лишь прямой эффект. Сотни предприятий и фирм Бурятии, тысячи частных пользователей получили возможность приобрести современную компьютерную технику по более низким ценам, чем если бы она в уже собранном виде поставлялась из Москвы.

Реализация этого проекта позволила задействовать производственные площади и квалифицированные кадры Улан-Удэнского приборостроительного объединения, которое простаивало в отсутствие заказов.

Или проект "Техническое перевооружение предприятий почтовой связи" общей стоимостью 2,353 миллиона рублей, выполненный управлением Федеральной почтовой связи по Бурятии. Проект был профинансирован на 1,23 миллиона рублей. На эти средства закуплены почтово-кассовые терминалы и автомобили "ЗИЛ" с двигателями, способными работать как на бензине, так и на газе (вот, кстати, очевидная экологическая выгода проекта). Уже сейчас прирост доходов предприятия от вложенных средств составил 853 тысячи рублей, отчислений в бюджет - 230 тысяч рублей.

Работая в интересах Бурятии, естественно, нельзя было обойти вниманием традиционные для этого края промыслы. Был реализован проект "Заготовка цветной дикой пушнины и лекарственного технического сырья" стоимостью 4,8 миллиона рублей. Средства были направлены на авансирование охотничьих хозяйств и индивидуальных промысловиков под будущий закуп пушнины и дикоросов. Отрасль оживилась, а ОАО "Охота и пушнина Бурятии", выполнившее проект, стало получать прибыль, на 38% был увеличен уставный капитал.

Значимым проектом в здравоохранении Бурятии стало строительство республиканской детской больницы, оснащенной современным диагностическим и лечебным оборудованием. Эти проекты финансировались из федерального бюджета.

В 1996 году в Федеральную программу СЭР РБ был включен крупный проект "Создание современного производства макаронных изделий в Республике Бурятия". Его стоимость составляла 133,928 миллиона рублей. На эти средства была закуплена технологическая линия швейцарской фирмы "Бюллер" - одного из лидеров в области производства оборудования для пищевой промышленности. Проведены строительно-монтажные работы по основным и вспомогательным цехам Улан-Удэнской макаронной фабрики. В результате реализации проекта сохранено 108 и создано 44 рабочих места. Потребности возрожденного на совершенно новом уровне производства в особом сорте муки обеспечивают заказами мелькомбинат в столице Бурятии, в свою очередь, средства, идущие на закуп зерна, поддерживают сельхозпроизводителей. Сегодня высочайшее качество макаронной продукции фабрики "Макбур" подтверждено дипломом победителя конкурса "100 лучших товаров России".

В стадии реализации находится другой крупный проект "Техническое перевооружение кондитерской фабрики "Амта". Его общая стоимость - 320 миллионов рублей. Проекту оказана поддержка правительством Бурятии в виде предоставления гарантии и компенсационных выплат по полученным банковским кредитам. На 9,511 миллиона рублей проект профинансирован из средств федерального бюджета. На эти деньги закуплено сырье и вспомогательные материалы для кондитерского производства.

- Получается очень широкий разброс направлений инвестиционной деятельности - от меха до макарон, от компьютеров до карамелек. В чем же системность вашей работы?

- Мы реализуем инвестиционные проекты во всех отраслях экономики, если они согласуются с Федеральной программой СЭР РБ. Но при этом и сама программа должна быть открытой - гибкой, изменяемой в соответствии с реалиями меняющейся экономики. Это условие позволяет не заморозить ситуацию, какой она была в 1996 году, когда утверждалась ФП СЭР РБ, позволяет отказаться от тех проектов, которые ранее вошли в программу, но объективно утратили актуальность. И, наоборот, включать в программу новые, перспективные проекты. Программа - не догма, она - каркас, который наполняется новым содержанием.

- Вы изучали опыт других регионов?

- Наша программа была разработана в числе первых в России. Сейчас мы убеждаемся, что в ее основу были заложены правильные принципы: кредиты в сферу материального производства должны предоставляться только на срочной, возвратной и платной основе. Тем самым обеспечивается ответственность предпринимателей и промышленников, реализующих проекты, их заинтересованность в выполнении задуманного, создании рентабельного производства с целью возврата заемных средств в установленный срок. Если такой заинтересованности нет, появляется нецелевое использование средств.

Мы побывали в Санкт-Петербурге, Татарстане, Башкирии. Убедились, что эффективно механизм работает только там, где эти принципы соблюдаются.

Есть республики, где реализация программ социально-экономического развития возложена на отраслевые министерства. Исходя из опыта я считаю, что это ошибочное решение. Смешение функций ведет к тому, что конкретным проектам уделяется меньше внимания.

В тоже время, хочу подчеркнуть, наш фонд не обособлен от правительства Бурятии, а подотчетен ему. Наблюдательный совет фонда возглавляет первый вице-премьер республики. В его состав входят члены правительства, возглавляющие отраслевые министерства и ведомства.

Надо отметить, что бюджет развития работает только в Бурятии. В других регионах применяются различные виды государственного стимулирования инвестиционной деятельности, в том числе и предоставление средств на возвратной основе. Но ни в одном регионе, кроме Бурятии, не создан фонд, который бы не только аккумулировал средства, но и обеспечивал их обращение: возврат и инвестирование в новые проекты.

- Александр Иванович, изучая обширные списки реализованных фондом проектов, я обратил внимание на то, что они, как правило, не очень масштабны, а суммы кредитов относительно скромные.

- Главная наша задача состоит в привлечении средств для финансирования проектов. Основные источники на сегодняшний день: бюджеты России и Бурятии, собственные средства предприятий, кредиты коммерческих банков.

В 2000 году, например, бюджетная заявка за счет средств республиканского бюджета была сформирована в объеме 41,95 миллиона рублей. В федеральном бюджете на мероприятия ФП СЭР РБ было предусмотрено финансирование в размере 36,777 миллиона рублей. И 12,06 миллиона рублей составили инвестиции из собственных средств фонда. За 11 месяцев 2001 года фондом привлечено в экономику Бурятии 180 миллионов рублей в виде кредитов российских банков.

Конечно, мы удовлетворены тем, что сумели сделать, но сожалеем, что наиболее крупные и перспективные проекты пока остаются невостребованными. На их реализацию нужны масштабные инвестиции, сотни миллионов долларов.

Бурятия нуждается в стратегическом инвесторе, чтобы реализовать гигантский ресурсный потенциал. Для справки: Бурятия входит в двадцатку регионов России, располагающих наиболее высоким ресурсным потенциалом, и в пятерку регионов, имеющих наиболее благоприятный законодательный фон для иностранных инвестиций. На территории республики расположены уникальные месторождения сверхчистых кварцитов (содержание в руде 99,9%!), богатые залежи нефритов в Окинском, Муйском и Баунтовском районах, полиметаллических руд (Озерное и Холодненское месторождения), запасы угля, вольфрама, молибдена, золота, цинка┘

Кроме того, возможны капиталовложения в производство мебели, стройматериалов, целлюлозы, теле- и видеоаппаратуры, минеральных красителей, электроэнергетику, авиастроение, розлив чистейшей байкальской воды, пищевую и перерабатывающую промышленность, в том числе с использованием экологически чистого природного сырья: кедровых орехов, ягод и других дикоросов┘ В настоящее время эти проекты составляют наш банк данных, портфель готовых к реализации бизнес-планов.

Залогом успеха иностранного или отечественного инвестора в Бурятии является программный подход, постулируемый президентом и правительством республики и позволяющий получать прогнозируемый результат. Мы реабилитировали планирование, сделав его индикативным. Думаю, для любого инвестора это крайне важно.

Улан-Удэ


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1041
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2898
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1626
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1995

Другие новости