0
838
Газета Регионы России Интернет-версия

02.04.2002 00:00:00

Эдуард Россель отстаивает наследие Ельцина

Тэги: россель


- В марте 2001 года губернатор Свердловской области Эдуард Россель в очередной раз доказал феноменальную политическую непотопляемость, сохранив за собой место в десятке самых влиятельных региональных лидеров в рейтинге Центра политических технологий. В конце февраля этого года Агентство региональных новостей REGIONS.RU опубликовало рейтинг упоминаемости губернаторов в российских СМИ. Вы вошли не только в десятку этого рейтинга, но и заняли второе место. Чем объясняется такая популярность персоны Эдуарда Росселя?

- Все очень просто. Начиная с 1990 года, когда в марте я был избран председателем облисполкома, я вел себя самостоятельно по отношению ко всем ситуациям, которые происходили в России: и в рамках развала государственной системы, и в рамках создания рыночных структур, и на конструкцию власти, и в вопросах приватизации у меня было свое мнение. Кроме этого я осуществлял это мнение в Свердловской области. Часто оно расходилось с точкой зрения Москвы. Сейчас, по прошествии некоторого времени, я утвердился в том, что действовал тогда совершенно правильно. И благодаря этому Свердловская область сегодня четвертый год поднимается, хотя ученые считали, что при структуре ее промышленности мы должны были бы полностью развалиться и не войти в рынок с такими крупными металлургическими предприятиями. Это мнение не оправдалось, так как там, где, как я считал, госсистему разваливать не надо, я ее не разваливал, несмотря на то, что предписывалось сверху. С другой стороны, я не шел слепо по приватизации и, как выяснилось, тоже был прав, сохранив практически всю промышленность Свердловской области, ВПК, культурно-образовательный потенциал.

А сегодня, видимо, есть люди, которым я не нравлюсь, которым завидно, они хотят, чтобы я был послушной овцой. Но я никогда таким не был, и даже в годы советской власти, когда была очень жесткая партийная система.

- Недавно избранного главу свердловского регионального отделения "Единой России", генерального директора Нижнетагильского металлургического комбината Сергея Носова политологи называют реальным кандидатом в губернаторы Свердловской области на выборах 2003 года. Кроме этого его уже приглашали в Москву на встречу с руководителем президентской администрации Александром Волошиным. У вас, насколько мне известно, встреча с Владимиром Путиным два раза подряд срывалась. Складывается такое впечатление, что федеральный Центр страстно хочет поссорить вас с вашими же союзниками. Или нет?

- О том, чтобы Носов стал секретарем создаваемой партии, я сам сделал предложение. Я написал, что если вы хотите что-либо серьезное делать, то я рекомендую вам Носова Сергея Константиновича. А ему посоветовал перед избранием посмотреть списки тех, кто пойдет во главе с ним в Законодательное собрание области. Он обещал мне это сделать, но, к сожалению, вышло все по-другому. Это произошло потому, что у него совершенно нет опыта в политической жизни. Его очень серьезно используют, и мне жалко его. Я все думаю, как ему помочь в этой ситуации, и пока не могу придумать┘ Перед его выдвижением я его вызвал и сказал: "Я смотрел списки тех, кого вы возглавите, и увидел, что практически все представители движения "Наш дом - наш город". Тебя просто ставят, извини за выражение, той коровой, которая пойдет на убой". Я ему сказал: "Ты встань и скажи, что так не пойдет". На его месте я бы ответил, что буду заниматься этим делом, только если мне разрешат провести своих людей.

Ну, кандидат в губернаторы┘ дай бог ему успехов в этом вопросе. Кандидатов будет много, человек десять. То, что его приглашает Москва, это еще не показатель. Это может быть отрицательным признаком, гибельным для него, что его поддерживают в Москве. И потом я не знаю, кто его поддерживает в Москве. Как спросишь, никто не знает. Ну, сходил к Волошину┘ Ну и что? К Волошину тысячи людей ходят┘ Руководитель аппарата президента, не более того.

- На одной из недавних встреч с журналистами вы заявили, что "в России нет ни одной партии, которая защищала бы Конституцию, провозгласившую принцип федерализма". Это относилось и к новой пропрезидентской партии "Единая Россия". Такой партии на самом деле нет в стране?

- Нет. На самом деле. Во-первых, ни у кого нет четкой программы. Нет идеологии, чтобы понять, что эта партия собой представляет и какие цели преследует. Что на самом деле видно, так это стремление захватить власть любыми путями, даже неприличными. То, что произошло с Носовым, это развития не получит. Есть такой закон физики, который можно привести в пример в сфере партстроения: вначале на поверхность поднимаются легкие взвеси, а потом идут более тяжелые металлы. Так вот легкие взвеси - это┘

- Более тяжелые металлы - это вы?

- Попозже будут. Так вот, по поводу партий. Скажите мне, у кого прописано, что они будут защищать Конституцию и федеративное устройство государства, отстаивать интересы регионов. Ведь интересы государства и регионов - это, может быть, даже борьба федеральной власти и власти субъектов РФ. В США уже сотни лет федеративное устройство, но у них борьба, правда, уже на уровне детальном, идет до сих пор. Там разграничили свои полномочия, но у них принцип формирования федеративного государства был иной. У нас в России советская власть все концентрировала и ничего не отдавала регионам, а сегодня идет процесс изъятия части власти от структур федерального уровня на субъекты РФ. Естественно, что в Москве не хотят добровольно отдавать эту власть, регионам остается ее отнимать. Законодательным путем, политическим, но отнимать. Возьмите 72-ю статью Конституции, там все написано, перечень всех предметов совместного ведения. Мы еще даже не подступили к процессу формирования федеративных отношений. Можно взять эту статью в Конституции и по каждому предмету совместного ведения принять закон, который примут и субъекты РФ, и государство. Должна пройти согласительная операция, при которой родится документ идеологического разделения. На его основании пишется закон. И так - статья за статьей. Но никто ничего не делает. А, наоборот, идет централизация в ущерб развитию регионов.

- Могут ли ваши предложения стать частью программы так называемой партии регионов-доноров, которую вы, являясь, кстати, главой донорской области, как сообщают местные СМИ, готовы создать при финансовой поддержке Бориса Березовского?

- Мне иногда пришивают какие-то вещи, к которым я не имею никакого отношения. И потом, создание такой партии - глупость несусветная. Я на глупости не способен. У нас в стране 14 субъектов-доноров. В зависимости от принимаемого каждый год закона о бюджете это количество меняется. Но в среднем - от 10 до 14 субъектов. А всего их 89 в России. И, если даже 14 отнять, получается 75 субъектов, которые являются трансфертниками. Они будут против этой партии. Это будет какая-то карманная партия. Так что это не имеет смысла. Вот если бы создали партию, защищающую федерализм, тогда бы в нее вошли все субъекты Федерации. И я бы занялся формированием такой партии в Свердловской области. А сегодня лишь вертикаль.

Сегодня команды отдает только Москва. Пожалуйста, живой пример, когда в облдуме проходило голосование о приведении в соответствие федерального закона, позволяющего действующему губернатору избираться на третий срок. Тогда местные представители СПС были исключены московскими боссами за то, что проголосовали не так, как хотела партия. И вообще, все вертикально интегрированные партии тогда были против этого закона. Получается, что если человек защищает интересы региона, его надо исключить. То же самое будет и с "Единой Россией" и так далее. Чем же такие партии отличаются от Коммунистической?

- Ваш коллега, президент Татарстана Минтимер Шаймиев в интервью "Независимой газете" определил политику президента Владимира Путина как постепенное возвращение от "жесткого" федерализма - к традиционному. Как бы вы определили сегодняшнюю политику главы государства?

- Я не знаю, что имел в виду Минтимер Шарипович, потому что у нас никакого федерализма нет. Ни "жесткого", ни "слабого". У нас унитарное государство, с унитарным управлением. Владимир Владимирович говорит, что он за федеративные отношения, что у нас есть комиссия, которая их разрабатывает. К сожалению, губернаторы в этом участия не принимают. Я смотрю на состав этой комиссии и вижу, что там есть люди, которые слабо представляют, что такое федеративные отношения.

- Вы имеете в виду полпредов?

- Нет, но в том числе при полпредах создана комиссия. Ну какие у них полномочия? Мы (губернаторы. - "НГ") обладаем конституционным правом и федеральные органы власти в лице президента. Вот кто должен между собой разговаривать об устройстве Федерации. Все остальные структуры имеют совещательные права, юридических прав у них нет.

- Новый глава Совета Федерации Сергей Миронов предложил продлить президентский срок. Как вы считаете, следует ли это делать?

- Не однозначно ни то, ни другое. С одной стороны, четыре года - это мало. Может, Борис Николаевич Ельцин или Владимир Владимирович Путин - люди уникальные и они моментально все схватывают и понимают, что такое Россия. Но я, когда рос по должности и в том числе стал председателем облисполкома, то мне нужен был один год, чтобы просто разобраться. После этого я начинаю понимать, что и как нужно делать в области. При всем моем уважении к Владимиру Владимировичу, он на самом деле целый год разбирался┘

- Но ведь страна не область!

- Тем более. Но там другие критерии познания государства. Президенту не надо знать, что на хлебокомбинате творится, на мясокомбинате, на "Уралэлектротяжмаше", "Уралмаше". У нас разный уровень ответственности. И далее: получается, что второй и третий годы работает, а четвертый год совсем не в счет, так как он тратится на подготовку к выборам. Французы вот приняли срок на семь лет, и у них проблем нет. С другой стороны, наше государство динамично развивается, и частая смена президентов негативно влияет на жизнь страны.

- Сегодня очень много споров вокруг формирования самого Совета Федерации РФ. Одни, как губернатор Новгородской области Михаил Прусак, считают, что СФ не нужен вообще, другие, подобно президентам Башкортостана и Татарстана Муртазе Рахимову и Минтимеру Шаймиеву, полагают, что члены СФ должны избираться народом, а не назначаться властью, как сейчас. Какое ваше мнение на этот счет?

- Я как раз тот человек, который избирался в первый Совет Федерации. Потом решили, что верхняя палата парламента будет формироваться из председателей Законодательных собраний и губернаторов субъектов. Я работал в ней и в такой форме. Я считаю, что самым сильным Советом Федерации был тот, в который входили представители власти субъектов РФ. Они знают проблемы населения, через их души проходят все невзгоды, и они имеют точку зрения сразу на любой закон. Хотя сегодняшний состав Совета тоже неплох. От нашей области я рекомендовал грамотных людей, они туда попали.

- Насколько, на ваш взгляд, результативны договоры о разграничении полномочий субъектов РФ с Центром? Чем вам так дорог договор, подписанный в свое время вами и Борисом Ельциным?

- Это очень сложный вопрос┘ Мы сейчас делаем, на мой взгляд, несколько непонятных вещей, которые, я считаю, идут во вред стране. Вот, например, кампания по приведению в соответствие Устава области с Конституцией. Ведь субъекты РФ с этой Конституцией получили право законодательной инициативы. Они имеют право принимать свои законы и принимали их в период, когда федерального закона не было вообще, а был хаос. Вместо того чтобы создать соответствующий комитет в Госдуме, аккумулировать все законы (что нужно приводить в соответствие), изучить их интеллектуальный потенциал и после этого сделать поправки в федеральном законе, а что ниже по уровню в местных Уставах, привести в соответствие, была сделана принципиальная ошибка со старых имперских позиций: задушить, не дать, не пустить, не позволить.

То же относится к этой вертикали власти. Вместо нее - сегодня во власти полный хаос. Губернаторов отодвигают от власти и стараются ввести структуры, которые конституционно не отвечают ни за что.

- Вы опять об институте полпредства?

- Конечно. Они же занимаются чем угодно: и политической деятельностью, и дестабилизацией внутри субъекта, только не тем, что им было поручено. У нас же со времен Петра I созданы институты государственной власти: есть прокуратура, есть вертикаль прокуратуры, есть Пенсионный фонд, есть его вертикаль, то же самое с МВД, налоговой инспекцией. Государственные структуры созданы, все. Ими надо только управлять. А всяческое посредническое нагромождение только ухудшает управление.

Следующая деталь. Соглашения между Центром и регионами - это первые ростки построения федеративных отношений. И вместо того чтобы сегодня изучить эти соглашения, посмотреть, как они могут трансформироваться с Конституцией и развивать их, в Москве идут по пути "запретить". Я уже не говорю об этике. Я вам сейчас покажу этот договор, я его храню у себя как память (Эдуард Россель достал из ящика рабочего стола красную папку. - Авт.). Вот документ, подписанный первым президентом России и губернатором Свердловской области. Договор вечный, без каких-либо ограничительных сроков. Теперь второй президент говорит: "Давайте отменим договор первого президента". Кстати, я еще от него такого не слышал, это кем-то запускается, мол, якобы он так сказал. Но появится третий президент и скажет: "Ликвидируем все то, что сделал до меня второй глава государства, и начнем жизнь сначала". А жизнь как двигалась, так и двигается, но не сначала. Гоголь, по-моему, говорил: "В России надо жить долго"┘ Вот вам "Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Свердловской области о разграничении полномочий в инвестиционной деятельности и структурной политике", подписано Черномырдиным и Росселем. Скажите, что в нем плохого? В нем юридически прописаны границы инвестиционной деятельности. Скажите, кто в Свердловской области - из органов федеральной власти - заинтересован в инвестициях: президент, председатель правительства? Мы ни одного доллара не получили из тех миллиардов российских долгов европейским банкам. А мы занимаемся инвестициями┘ За прошлый год, если сравнивать с позапрошлым годом, в нашей области инвестиции увеличились в шесть раз. Мы вышли на миллиард долларов в год, сами, никто нам не помогал. Что в этом плохого? Я не понимаю. У меня 42 подобных соглашения. Что их, разорвать сегодня? Это не по-государственному, это несерьезно.

- Судя по материалам СМИ, с мая 2000 года до осени 2001 года у вас чуть ли не война шла с полпредом в УрФО Петром Латышевым. Хотелось бы из первых рук узнать, какие у вас с ним отношения.

- Когда создается новая структура, тем более такая, которая не прописана ни в законах, ни в каких-либо нормативных актах, естественно, идет процесс притирки. В области появляются люди, которые не несут никакой ответственности и пытаются командовать. В Свердловской области покомандовать не удалось. Поэтому и начались всякие трения. После я высказал Латышеву свою точку зрения и дал понять, что менять ее не собираюсь. Сказал, что он должен работать в рамках своей компетенции, а я - в рамках своей. Договорился с ним, вот и все, что было.

- Многие эксперты сошлись во мнении, что Свердловская областная Дума после более чем шести месяцев кризиса и простоя начала работать именно после встречи губернатора и полпреда. Это так?

- Да, действительно, после нашего разговора Латышев вызвал Чернецкого, который дестабилизировал работу Думы - его депутаты из движения "Наш дом - наш город", - и сказал: или ты будешь работать, или будем тобой заниматься. Что-то в этом духе было сказано. Естественно, тот, человек трусоватый, после сказал своим депутатам: идите и работайте.

- Насколько сегодня, на ваш взгляд, актуальна проблема укрупнения субъектов РФ? Недавно муссировалась тема раздела дотационной Курганской области между донорами - Свердловской, Тюменской, Челябинской областями.

- Сперва надо поставить вопрос: для чего укрупнять? Вероятно, это надо делать с целью улучшения жизни людей за счет использования всего потенциала объединяющихся субъектов. Далее, видимо, шаг на укрупнение преследует цель увеличения управляемости всем государством. Все-таки 89 субъектов - очень сложная система управления, тем более при отсутствии федеративных отношений.

Если говорить о Свердловской области, то необходимости объединения у нас нет. С точки зрения сельского хозяйства, а в Курганской области превалирует эта сфера экономики, мы обеспечиваем себя сами. По своему потенциалу Курганская область слаба, и там никогда не поднимут сельское хозяйство. Четыре из пяти миллиардов консолидированного бюджета субъекта трансфертные. Свердловскую область, равно как и Челябинскую, нельзя объединять с Курганской, потому что ни та, ни другая такой груз не потянут. Однако объединенный потенциал обеих областей позволил бы вытянуть этот субъект, и мы вместе могли бы сами себя кормить.

Если взять, к примеру, управление промышленностью┘ В Свердловской области вопрос решен. Есть отрасли, каждую из них представляет несколько предприятий, которые, в свою очередь, входят в большие холдинги: черной металлургии, алюминиевой и медной промышленности, ВПК и другие. Таким образом, я, чтобы решить проблемы области, собираю не пару сотен руководителей, а четверых человек, глав этих холдингов. Иначе управляемость, при 98 тысячах предприятий, была бы минимальной. Такой же, только в большем масштабе, была бы ситуация в случае объединения этих трех субъектов.

- Получается государство в государстве, которое явно будет невыгодно Москве┘

- Смотря до какой степени концентрировать. Необходимо определить разумность объединений. Создано семь федеральных округов, и не дай бог, если кому-то придет в голову создать семь субъектов. Это будет конец всей России. Вопрос же крепкого государства может решаться многими системами управления.

- В прошлом году правительство области отправило в Москву свою методику расчета региональных бюджетов. Однако при планировании бюджета страны на 2002 год победила точка зрения Минфина РФ. В этом году вы опять отправили свой проект. Не боитесь, что повторится прошлогодняя история?

- Здесь должна быть воля и председателя правительства, и президента. То, что федеральная методика ущербна, видно сразу, даже если взять Свердловскую область. Чем лучше мы работаем, тем меньше у нас получается бюджет. У нас нет ни нефти, ни газа, у нас машиностроительная, металлургическая область. Мы приняли такую методику, которая бы стимулировала субъект. Я отношусь к людям государственным и считаю, что, если будет подниматься промышленность Свердловской области, будет крепнуть Россия. С другой стороны, как губернатор, я вижу, что от наших стараний нам же и хуже: по всяким показателям мы входим в пятерку субъектов РФ, но по бюджетной обеспеченности на одного жителя находимся на сороковой, пятидесятой отметке. Разве это справедливо? Я был недавно у Кудрина, он взял нашу методику и сам убедился, что бюджет Свердловской области крайне скудный. В доходную часть нашего бюджета сегодня необходимо добавить 2,5 миллиарда рублей.

- Вы выступили с инициативой создания областного министерства малого и среднего бизнеса. Каковы перспективы развития этой формы предпринимательства в области?

- Колоссальные. Этот источник у нас в стране в полной мере не используют. В Свердловской области на сегодня 30 тысяч малых и средних предприятий, а всего работает в малом бизнесе и занимается индивидуальной трудовой деятельностью порядка 400 тысяч человек. Это 20% населения области и 20% прибыли в областной бюджет. Я мечтаю, если бог даст здоровье, дожить до времен, когда в области будет не 30, а 100 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. И если это сумеем сделать, наша область будет самой сильной в России.

Мы на уровне государства должны иметь программу, стимулирующую малый и средний бизнес. Мы закупаем за рубежом, извините, веники┘ Всякие щетки, метелки, пластмассовые лопаты, шланги для садоводов и так далее. В прошлом году в область завезли продуктов и промтоваров на 5 миллиардов рублей. Эти деньги мы могли бы сделать сами. Если бы в Москве собрали Госсовет на тему малого и среднего бизнеса, я бы им расписал от "А" до "Я", как это нужно делать. Мы ведь первые в области создали комитет, занимающийся проблемами этого сектора экономики. Что мы имеем сегодня в России? Огромное количество крупнейших предприятий промышленности. Когда их строили в советский период, то не задумывались, что делают, в моде была гигантомания. Ведь 98% предприятий Свердловской области были уровня министерства Советского Союза, дальше 1% - уровня РСФСР и 1% - областной промышленности. В рыночной экономике это не работает. Этим заводам сегодня очень тяжело выживать. Надо бы иметь закон, стимулирующий этих гигантов избавляться от лишних площадей, чтобы они концентрировались только на производственных площадях и работали с лучшей отдачей. А то зайдешь на завод, и от горизонта до горизонта - пустота. Это ведь только ухудшает его экономическое положение. Изъять эту площадь и на ней создать 10, 20, 50 малых предприятий.

- Сегодня металлурги Свердловской области говорят о полном кризисе из-за того, что эта сфера оказалась зажатой в тиски непомерно завышенными тарифами. Как, на ваш взгляд, сказывается на экономике области повышение тарифов на перевозки для металлургов?

- Моя точка зрения известна давно - государство должно регулировать тарифы. Мы столько сил потратили на подъем этих предприятий! Еще пара повышений - нулевая прибыльность, нулевая рентабельность. А те, кто получает доходы от повышения тарифов: газовики, РАО "ЕЭС России", они будут надутые, но при разрушенной промышленности.

- Проект производства труб большого диаметра на базе Нижнетагильского металлургического комбината "Стан-5000" - наверное, экономический проект # 1 для Свердловской области. Но РАО "Газпром", которое рассматривается в качестве основного потребителя трубной продукции, до последнего времени затягивало подписание фьючерсного контракта. Не считаете ли вы, что это итог былых споров свердловских властей с челябинскими, где расположен еще один соискатель этого заказа - Магнитогорский металлургический комбинат?

- Во-первых, спора никакого не было. Он был на стадии, когда была создана правительством РФ рабочая комиссия, рассмотревшая все возможные варианты в России. А началось все с того, что в стране нет ни одного "Стана-000". В то время как Япония имеет девять таких заводов. Мы за границей покупали эти трубы, иногда на сумму до девяти миллиардов долларов. Потом эта комиссия пришла к выводу, что по ряду параметров, которых нет у других комбинатов, рациональным будет поставить такой стан на базе НТМК. Позже было подписано постановление правительства РФ. Другое дело, что в этом правительстве сидели люди, которые лоббировали интересы других областей. Кто откуда пришел, тот и радел за своих. У нас там никого нет, поэтому мы бьемся сами. Если бы постановление выполнялось сразу, то к 2003 году стан уже бы стоял. До недавнего времени из четырех инвесторов: иностранная фирма "Дюферко", НТМК, правительство РФ, РАО "Газпром", внесших каждый где-то по 11 миллионов долларов, в стороне оставался только "Газпром". Я встречался с Миллером, и он обещал мне все решить до апреля месяца. Вот и решился вопрос. Но все это лишь его надводная часть. Есть ведь подводная часть, которая гораздо сложнее первой.

- И в чем же она состоит?

- В том, что иностранные банки, прежде чем нам дать кредит, ставят ряд вопросов, на которые мы должны ответить. Во-первых, кто будет возвращать кредиты, если исчезнет НТМК как предприятие, во-вторых, дайте гарантию, что продукция стана будет востребована, в-третьих, гарантию генподрядчика, что он освоит данные средства в определенные сроки, и так далее. Уже эти три вопроса будет решить трудно.

Екатеринбург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2210
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4968
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2729
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3142

Другие новости