0
734
Газета Регионы России Интернет-версия

15.11.2002 00:00:00

"У нас общая дорога, общая судьба"

Кирсан Илюмжинов

Об авторе: Кирсан Илюмжинов - президент Республики Калмыкия.

Тэги: калмыкия, илюмжинов


Взгляд политика на те или иные события нашей жизни во многом зависит не только от личных политических пристрастий, но и от места, которое занимает этот политик в общественной жизни, на государственной иерархической лестнице. Как только встает проблема решения конкретных политических и хозяйственных задач на конкретном участке российской территории, в реальных российских условиях, причем, опираясь на небезгрешный (как всюду в нашем Отечестве) чиновничий аппарат, - понимаешь, что слепое следование руководителя неким догмам может обернуться непоправимой безответственностью.

И именно поэтому в России сегодня все большей общественной поддержкой пользуется политика умного, просвещенного государственного патриотизма. Эта идеология была и останется главной и для руководства Калмыкии.

Само слово "патриотизм" - так уж сложилось! - ассоциируется сегодня с определенным крылом нашего политического лагеря. Однако право на верность и любовь к Отечеству не может быть кем-то приватизировано. Тем более что сегодня понятие "патриотизм" наполнено совершенно конкретным смыслом. Это не вязь красивых слов, а конкретная работа по усилению государства как системы, как механизма защиты и общенациональных интересов, и интересов отдельной личности.

Ставка на четкую систему государственного управления, на жесткую вертикаль власти оправданна уже хотя бы потому, что отвечает чаяниям основной массы россиян.

С точки зрения рядового человека, сильное государство - это социальная защита населения, регулярная зарплата бюджетникам, своевременная выплата пенсий, это пользующаяся доверием и эффективная милиция, государственная поддержка бизнеса, производства, всего, что формирует налоговую базу и создает рабочие места, безусловная защита прав граждан.

С точки зрения управленческого звена, сильное государство - это залог того, что отдаваемые распоряжения не увязнут в бесконечных обсуждениях, исполнительская дисциплина станет нормой, а задачи будут формироваться, подчиняясь общей стратегии.

Наконец, просто с точки зрения общественного самоосознания, усиление государства - это очередной закономерный шаг к возрождению России. Почему-то считается, что усиление роли государства - признак отката назад. Это не так. Мы уже не вернемся ни к временам плановой экономики, ни к господству одной партии. Страна сегодня не та, что была в советские времена, но и не та, что была в бурные годы перестройки. Ошибки прошлого осмыслены и проанализированы. И совершенно естественно, что пришло время нового витка по спирали развития.

Однажды наступит день, когда наши нынешние проблемы останутся позади. Но Россия всегда будет могучей державой с собственной исторической судьбой и собственными геополитическими задачами. Сегодня это уже очевидно. А раз так - усиление государства в целом совпадает с интересами национальных регионов (и, естественно, Калмыкии в том числе).

Потому что Калмыкия срослась с Россией кровно и неразрывно. Удивительный пример: пришедший несколько веков назад под крыло русского царя кочевой народ, исповедующий такой, казалось бы, далекий от православия буддизм, быстро и очень естественно вписался в общероссийский контекст, разделил судьбу огромной страны на всех поворотах ее нелегкой истории. Да, случалось всякое┘ Но потомки степных воинов гордятся тем, что они россияне, и Россия уважает их самобытность, их веру, культуру. Традиции взаимной терпимости и доброжелательности, бесчисленные экономические связи - вот порука тому, что нам и дальше идти по общей дороге. И здесь хотелось бы напомнить, что Калмыкия не просто полноправный субъект Российской Федерации. Несколько лет назад республика добровольно отказалась от права нации на самоопределение. Этот выбор был продиктован пониманием единой исторической перспективы.

Идеологию сильного государства зачастую противопоставляют идеологии демократического строя. По-моему, это неверно. Как раз в странах, которые принято считать образцом демократии, отношение граждан к собственной державе, к ее символике и институтам зачастую демонстративно уважительное (вспомним тех же американцев, по собственной воле поднимающих звездно-полосатый флаг над домами). Демократия как раз укрепляет и развивает государство, поскольку подсказывает руководству новые ходы, новые действия, новые идеи.

И именно потому, что у нас в Калмыкии действующая власть в очень непростых условиях избирательной кампании в очередной раз доказала свой авторитет у населения, мне кажется логичным пригласить к сотрудничеству тех, кто недавно тоже выставлял свои кандидатуры на президентский пост. Если вы готовы подняться над собственными амбициями - давайте вместе думать, как сделать, чтобы народ республики зажил лучше!

Сегодня есть особая потребность в том, чтобы отбросить все второстепенное, наносное. Трагедия "Норд-Оста" показала: Россия столкнулась с опасным и коварным врагом, которому лишь на руку любые наши противоречия, схлестывания честолюбий. Имя этого врага - международный терроризм. Если под ударом оказался Театральный центр в Москве, давайте вспомним, что Калмыкия, по сути, - прифронтовая республика, до Чечни - несколько сотен километров. До сих пор нам удавалось сохранять в регионе стабильность и покой. Но драма "Норд-Оста" продемонстрировала, что в Чечне набирает силу новое поколение террористов - злобные, фанатичные юнцы, выросшие в условиях войны и неспособные прислушаться к голосу разума. Мы не знаем, какой из уголков России может стать их следующей жертвой. Но хотя бы из-за той же территориальной близости под ударом может оказаться и Калмыкия. Уже одно это вынуждает нас обратить особое внимание на то, что является одной из главных составляющих твердой государственной власти, - на силовые структуры.

Сильное государство - это прежде всего сильный лидер. России повезло. Редкий случай в нашей истории - у руля государства стоит человек, искреннее уважение к которому не воспринимается как лесть. Я говорю о президенте страны Владимире Владимировиче Путине. За не очень долгий период его президентства страна пережила уже несколько острых моментов - и каждый раз российский президент оказывался на высоте положения, его личное поведение и политические шаги сплачивали нацию. Вспомним тот же пример с "Норд-Остом". То, что в обстановке всеобщей растерянности и разнобоя телевизионных споров штаб сумел определить единственно верную тактику подготовки операции, а затем моментальным, точным ударом освободить большинство заложников, свидетельствует, что профессионалы борьбы с террором имели поддержку на самом верху, что время безволия и паники властителей великой державы перед наглостью бандитов ушли в прошлое. Да, безмерна горечь о погибших. Но если бы к этой горечи примешивалось чувство национального унижения, как после Буденновска или Первомайского, - наверное, было бы хуже.

Совсем недавно состоялся конгресс Международной шахматной федерации, объединяющей 162 страны мира. Я общался с большинством представителей национальных комитетов. И поверьте мне как президенту ФИДЕ, все они с глубоким уважением говорили о действиях российского президента как в плане борьбы с международным терроризмом, так и по решению нелегких внутренних проблем. Чувствовалось, что им импонирует замеченное у В.В. Путина многими удивительное сочетание твердости и решительности политического деятеля, с одной стороны, интеллигентности и по-человечески внимательного участия к конкретным людям - с другой.

Если добавить к этому, что в стране наконец начался процесс экономического оздоровления, что предпринимаются реальные шаги по повышению уровня жизни, что стремительно вырос авторитет России на международной арене, то можно сказать - все это следствие реализации идеи той самой просвещенной, сильной государственной власти. И Владимир Путин как раз олицетворяет ее в общероссийском масштабе.

Во время недавней избирательной кампании в Калмыкии в СМИ, выступавших на стороне оппозиции (особенно электронных), прозвучало немало недобрых слов о нашей республике. Здесь, мол, и "степное ханство", и "режим страха", и "черная дыра"┘

Выборы прошли, причем под пристальным контролем наблюдателей Центризбиркома, других авторитетных структур. Итоги голосования говорят сами за себя.

И потому воздержимся сегодня от банальных фраз вроде "Перед нами стоят новые задачи". Принципиально новые задачи как раз не стоят. Власть в Калмыкии не сменилась - и это лучшее доказательство того, что народ доверяет избранному ею курсу. Раз так - есть цели, которые давно обозначены в наших программных документах; есть плановые цифры, которых предстоит добиваться; есть проекты, о которых мы немало говорили и которые либо уже реализуем, либо планируем реализовать.

А поскольку курс остается прежним, прежней остается и идеология руководства. В Калмыкии она ничем не отличается от новой общероссийской и сопрягаема с общероссийскими задачами.

┘Приведу мысль Николая Бердяева, на которую не раз ссылался и которая кажется мне удивительно верной: Россия - это прежде всего духовное понятие, не прикрепленное ни к каким губерниям и областям.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
996
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2824
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1594
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1963

Другие новости