0
2068
Газета Регионы России Интернет-версия

01.12.2003 00:00:00

В последний путь по-корякски

Тэги: тундра, похороны, обряды


У народа, живущего в Пареньской тундре, по сей день, как и сотни лет назад, принято отправлять усопшего в последний путь с помощью ритуального костра. А предшествует этому таинственный и странный для европейца обряд, корни которого уходят в далекое прошлое.

На корякских похоронах не увидишь черных платков. Его надевает лишь вдова во время подготовки погребального костра. Усопший находится в своем доме или яранге, а женщины шьют погребальную одежду, в которой преобладают белые тона.

- Обязательно нужно, - рассказывает жительница корякского стойбища Вера Хай-Хутык, - чтобы на одежде не было украшений, которые встречаются на ярких кухлянках оленеводов. На погребальной одежде украшений должна быть самая малость: какая-нибудь черная полоска на малахае с металлическим кругляшом, лоскуток ленточки на чехле от ножа. Одежда предназначается умершему, значит, и она должна быть "мертвой", лишенной ярких украшений.

Пока покойник находится в доме, окружающие стараются ничем не показать, что случилось что-то ужасное. Женщины шьют, мужчины играют в карты, при этом присутствующим предлагают угощение, от которого нельзя отказываться. Считается, что усопший вместе со всеми играет, ест и пьет. Эта традиция уходит корнями в древние представления коряков о смерти. По ним причиной смерти человека является, как правило, нападение злого духа, который, вытягивая душу, старается овладеть телом. Есть даже верования и сказки, рассказывающие, что, если за мертвым не следить, он может подняться. Для того чтобы ввести в заблуждение злых духов, рядом с телом покойного постоянно находятся люди, которые относятся к нему, как к живому. Единственное условие - лицо покойного должно быть закрыто.

Умершего облачают в погребальные одежды особым способом, чтобы подчеркнуть, что мертвые одеваются не так, как живые. Например, левая рукавица на правую руку, а правая - на левую, шапка задом наперед. Когда усопший одет, начинается ритуал прощания. Перед этим съехавшиеся на похороны родственники и друзья терпеливо сидят возле дома, тихонько переговариваясь. Совсем необязательно говорить об усопшем: обсуждают улов, работу, погоду. Когда сообщают, что можно заходить в дом, образуется маленькая очередь, в которой все сдержанны и спокойны. В доме пришедшего встречает хозяйка. В комнате на полу лежит усопший, на груди которого сидит близкий родственник. Рядом стоит таз, наполненный оленьим мясом, без которого у коряков не обходится ни один ритуал или праздник. Входящий берет кусочек и переступает через тело покойного, слегка пнув его при этом пяткой. Один человек может проделать этот ритуал несколько раз - за не приехавших проститься членов своей семьи, чтобы они были здоровы.

Запрягая оленя, который повезет тело к погребальному костру, оленные коряки надевают алык (упряжь) через правое плечо животного, тогда как при обычной езде его надевают через левое. Во время совершения погребального обряда в Тополовке, где хоронили старого оленевода, оленя, доставившего тело к месту кремации, забили. Когда бездыханное животное упало, к нему подскочил старик и стал бить его палкой, крича: "Давай скорее! Беги быстрее!" Это делается для того, чтобы олень догнал в пути душу умершего.

У тополовских коряков, перед тем как зажечь погребальный костер, все вещи, собранные для покойного, приводят в негодное состояние, "умерщвляют". Чашки разбивают, у заварного чайника отбивают носик, нарты и погонный посох ломают. На каждой вещи должен лежать отпечаток смерти, в противном случае она может остаться в мире живых и не попасть к умершему. Потом вокруг покойного усаживаются женщины. Они о чем-то тихо переговариваются. Мужчины же сооружают костер, ставят четыре больших выкорчеванных пня, а сверху наваливают стланик.

Усопший, на похоронах которого корреспонденту "НГ" довелось побывать, также был снаряжен в последний путь. Вещи его лежали рядом в деревянном ящике - все это позже сжигается. Приготовлен был и мешок с оленьими костями, которые символизировали оленя, отправлявшегося вслед за хозяином в страну мертвых. А чуть раньше, перед выносом тела, две девочки вдели в уши умершего красивые сережки.

Но вот все готово, путник, отправившийся в последнюю дорогу, уже лежит на сложенном дровяном холме. К нему поднимаются две женщины, которые, закрыв лица повязками, ножом покойного перерезают ему жилы, чтобы он не встал во время сожжения. Мужчины поджигают дрова, пламя быстро охватывает сухие смолистые ветки, и вот уже за белой пеленой дыма нечего не разобрать. Тем временем все подходят к маленькому костру, сложенному неподалеку, угощаются чаем и следят за огнем.

Участники погребального ритуала рассказали, что происходит с душой умершего:

- Когда душа поднимается наверх, то усопший и его другая душа (или его тень) отходят в подземный мир. Вход в эту страну сторожат собаки. Если человек избивал собак при жизни, то они его не пропустят. Но стражников можно подкупить. С этой целью в рукавицы умершего вкладывают плавники рыбы, чтобы их можно было отдать собакам. Предки в подземном мире живут в селениях семьями. Каждый вновь прибывший присоединяется к своим родственникам. Жители подземного мира заботятся о своих близких на земле, посылают им животных и другие съестные запасы. Но и наказывают их, если обозлились на них по той или иной причине...

Как говорится во многих сказках, дорога в подземный мир закрывается вскоре после перехода умершего. Покойники попадают туда через кострище. В прежние времена связь между миром живых и миром мертвых была более открытой, а сейчас только шаманы способны проникать в подземный мир.

Костер горит, но обряд еще не закончен. После того как будет съедено угощение и огонь догорит, люди потихоньку, не оборачиваясь назад, чтобы не волновать душу умершего, уйдут в поселок, в дом, откуда навсегда в селения мертвых отправился один из членов семьи. Прополощут рот и помоют руки - и начнутся поминки.

После сожжения тела родственники навещают кострище через несколько дней, а потом через год. Считается, что тем самым они помогают душе усопшего не сбиться с правильного пути, а по истечении года как бы ставят точку в процессе ухода близкого в мир иной.

Магадан-Верхний Парень


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
614
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
540
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
644
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
453

Другие новости