0
762
Газета Регионы России Интернет-версия

19.12.2005 00:00:00

Сиротство уникального музея

Тэги: владивосток, музей, авто


владивосток, музей, авто Автомобили из этой коллекции помнят боевых адмиралов, знаменитых писателей и советских чиновников.
Фото автора

Не первый год во Владивостоке существует музей автостарины. Музей уникальный, аналогов ни в России, ни за ее пределами не имеющий.

«Некоторые наши экспонаты единственные в России, – рассказал корреспонденту «НГ» директор музея Николай Шульжицкий, – другие можно пересчитать по пальцам, да и те в частных коллекциях».

К эксклюзивным экспонатам Николай Алексеевич относит, например, грузовик «ГАЗ – ААА». С него-то, собственно, музей и начинался. По словам директора, эти машины, выпущенные перед самой войной в количестве 34 тысяч штук, почти все остались на полях сражений. Уцелевший приморский экспонат в свое время доставили морем в Приморье и выгрузили в районе маяка близ северного поселка Амгу. До 56-го года грузовик этот маяк и обслуживал, а в последнем рейсе неожиданно заглох в каком-то болоте, да так и простоял там почти 40 лет.

Впрочем, по эксклюзивности судьба любого из автомобилей или мотоциклов музея может дать фору самому захватывающему роману. Интересна, например, история авто «ГАЗ – А» 32-го года выпуска, который в народе прозвали «фордиком». Эта машина действительно сильно напоминала западные образцы машин, за что и впала в немилость. Вождь всех народов потребовал убрать «прозападную» машину из столицы и создать свой, советский, вариант.

Полностью избежать подражания западным образцам у советских конструкторов тогда не получилось, но созданная ими в 36-м году «М1» Сталина удовлетворила. Что же касается «ГАЗ – А», то эти автомобили были «сосланы» в регионы. Машина, доставленная в Приморье, как выяснилось, обслуживала писателя Алексея Толстого и в край прибыла в сопровождении его дворника. До 50-го года машина числилась на балансе управления сельского хозяйства крайкома партии. После списания ее приобрел житель Черниговки, мало задумываясь о том, кто и когда на ней ездил.

«Мы его десять лет уговаривали, – вспоминает Николай Алексеевич. – А он ни в какую. Старику уже 90 лет было. Благо, сын его как-то с Севера приехал и предложил нам обменять эту машину на японский джип. Мы, конечно, поменялись».

К слову, вопросы о стоимости коллекции музея у Шульжицкого вызывают неизменное раздражение. «Да что у вас за манера такая, все на деньги переводить! – едва не прервал он экскурсию вашего корреспондента. – А о сохранении истории или воспитании подрастающего поколения кто-нибудь думать будет?! Не знаю, сколько это стоит, потому что никогда и ничего не продам! Приезжал тут один японский турист, предлагал миллион долларов за довоенный японский мотоцикл. Японский музей старинных машин просил продать им первый японский джип, который у нас есть, но я отказал!»

Краевое руководство в бюджетном финансировании музея автостарины неизменно отказывает. Собиралось и держится все на голом энтузиазме директора музея. Одна эпопея с «ЗИС 110Б», принадлежавшим командующим Тихоокеанским флотом с 47-го по 90-е годы, чего стоит. Машина в первые годы после развала Союза также успела погулять по рукам, пока не оказалась в собственности местного священника. Его Шульжицкий уговорил отдать машину в музей сравнительно легко. Не разбиравшемуся в технике священнику достаточно было узнать, что автомобиль передвигается только при помощи двух кочегаров, поскольку работает на угле.

«Руки опускаются, – признается Николай Алексеевич. – У меня пенсия 2800 рублей, а все здесь приходится делать за свой счет. Два года назад мы чуть не замерзли. Я срочно позвонил одному коллекционеру в Хабаровск – приезжай забирай «Виллис» – у нас их три было. Он тут же приехал, дал нам денег на две тонны топлива, только так и спаслись. Я уже не говорю про приобретение экспонатов. Недавно хотели в Чите приобрести японский джип первых годов выпуска. Договорились о цене, а тут на нашу беду один депутат Госдумы в Читу приехал, а возил его хозяин этого джипа. Не знаю, как они там разговорились, только в итоге депутат сказал, что есть у него друг, который интересуется раритетными машинами. А через некоторое время приехали два москвича, которые еще одну цену сверх нашей за джип отдали. Нам такие расходы самостоятельно не потянуть».

Последние надежды в отношении властей директор музея возлагает на нового мэра Владивостока. Через неделю после избрания он посетил музей и остался весьма доволен увиденным. Однако до реальной помощи дело пока не дошло...

Владивосток


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Михаил Сергеев

Чиновники мегарегулятора наблюдают за сокращением своего влияния на экономику

0
1428
На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

Данила Моисеев

Консерваторы слишком дискредитировали себя, но и лидер лейбористов не самый заслуживающий доверия политик

0
967
Госсекретарю пришлось оправдываться за Белый дом

Госсекретарю пришлось оправдываться за Белый дом

Геннадий Петров

Американский дипломат выступил против крайностей в отношении Израиля и украино-российского конфликта

0
1024
Минфин пока сохраняет фискальную интригу

Минфин пока сохраняет фискальную интригу

Ольга Соловьева

Зарплаты выше 200 тысяч рублей могут попасть под повышение налогов

0
958

Другие новости