0
764
Газета Регионы России Интернет-версия

16.05.2008 00:00:00

Горячая точка развития

Тэги: ингушетия


Каждый юбилей неизбежно становится временем подведения итогов, поводом критически оценить пройденный путь, уточнив планы на ближайшее будущее. Республика Ингушетия, самый молодой субъект Российской Федерации, проанализировала результаты очередного этапа своего развития в канун майских праздников. Время было выбрано не случайно: 28 апреля исполнилось шесть лет со дня избрания Мурата Зязикова президентом Ингушетии.

Большое, как известно, видится на расстоянии. Короткая история региона не оставляет места для отстраненных комментариев: каждое событие здесь только недавно было новостью. И все-таки главный вывод можно сделать уже сегодня.

Как отмечают историки и публицисты, появление Республики Ингушетия можно назвать подвигом государственности. Самый молодой субъект Российской Федерации возник на карте страны в переломном 1992 году и с первых дней своего существования оказался в буквальном смысле между двух огней – сепаратистской Чечней и охваченной пламенем межнационального конфликта Северной Осетией. Нет ничего удивительного в том, что обычные на первый взгляд задачи государственного строительства в таких условиях становились проблемами высокой сложности. Зато опыт их решения сегодня востребован практически всеми изначально благополучными регионами России.

Политика стабильности

Пожалуй, любая подборка новостей с Северного Кавказа заканчивается сообщением о ходе очередного этапа борьбы с экстремизмом. К сожалению, за годы политических неурядиц в российских СМИ сложился стойкий штамп «региона напряженности», заметно меняющий угол зрения авторов телепрограмм и заезжих журналистов. Дело дошло до вмешательства главы государства, который на одной из своих пресс-конференций прямо посоветовал инвесторам избавляться от стереотипа о якобы повышенных рисках работы на Северном Кавказе. В самом деле, как заметил один известный политолог, недостаток стабильности в регионе стал результатом целенаправленных усилий некоторых сил по «разогреванию» ситуации. Именно поэтому так эффективна политика сдерживания экстремизма путем развития общественного диалога, которую сегодня с успехом применяют власти Ингушетии.

Прежде всего речь идет о сглаживании противоречий в сфере межнационального и межконфессионального общения. Известно, что еще десять лет назад в республике стремительно нарастал исход жителей «нетитульной» национальности. Во многом массовый отъезд русскоязычных семей был обусловлен разрастанием вооруженного конфликта в соседней Чечне. Казалось, процесс размывания исторически сложившейся общины необратим. Тем не менее решительные меры помогли переломить ситуацию самым кардинальным образом. Сегодня именно Ингушетия стала той единственной кавказской республикой, где успешно действует программа по возвращению русскоязычного населения. Причем реализуется она за счет средств республиканского бюджета.

Финансирование мероприятий региональной целевой программы «Возвращение и обустройство русскоязычного населения, ранее проживавшего на территории Республики Ингушетия, на период до 2010 года» с января 2007 года по нынешний день увеличено в три раза. Деньги, потраченные на обустройство переселенцев сегодня, обернутся завтра процветанием региона. «У мононациональной республики нет будущего, она не сможет полноценно развиваться, – заметил в одном из своих интервью Мурат Зязиков. – Ингуши всегда славились своими добрыми интернациональными традициями». Но, как считает глава Ингушетии, не все зависит только от региональной власти. Чтобы программа возвращения русскоязычного населения не теряла своей эффективности, «нужен четкий механизм обеспечения жильем, компенсационными выплатами, рабочими местами возвращающихся семей». А это, вне всякого сомнения, возможно только при конкретной поддержке со стороны федерального Центра.

Не так давно получить такую помощь было бы делом проблематичным. Еще в середине 90-х тесному сотрудничеству Москвы и Магаса мешало некоторое недопонимание. Сегодня этот этап пройден. Как отметил в своей книге «Крепок ли тыл России на Северном Кавказе?» политолог Константин Казенин, «победа на президентских выборах 2002 года Мурата Зязикова позволила забыть о конфронтации с различными федеральными органами, бывшей «фирменным стилем» прежнего руководства республики». Установившееся взаимопонимание повлияло на обстановку даже за пределами республики. Как отмечают многие эксперты, взвешенная политика в отношении соседних субъектов Российской Федерации, постоянные усилия по поддержанию порядка в Ингушетии позволили сохранить стабильность и мир во всем регионе Северного Кавказа.

Наука поднимать экономику

Для того чтобы оценить «качество» политической стратегии, не нужно быть политологом. Властные решения должны быть эффективными. Причем заметнее всего работа политика проявляется в сфере экономики. В случае с Ингушетией пример получается более чем наглядный. Фактически здесь речь идет не о восстановлении промышленных предприятий, разрушенных непродуманными реформами. А о строительстве народного хозяйства, как говорится, «с нуля». Ингушетия во времена СССР представляла собой три аграрных района, в которых отсутствовали всякая промышленность и социальная инфраструктура. А после исчезновения Советского Союза развалились и немногие аграрные предприятия. Развитию промышленности препятствовал и незначительный по сравнению с другими российскими регионами объем ресурсов. Тем не менее у властей региона оказалось достаточно энергии и политической воли, чтобы добиться заметного экономического подъема в таких сложных условиях. Одним из свидетельств, подтверждающих это, служит факт 100-процентной газификации республики – «непревзойденного», по словам куратора нацпроектов, президента РФ Дмитрия Медведева, результата среди регионов страны. Это при том, что среднероссийский показатель газификации составляет 62%.

О темпах роста республиканского хозяйства лучше всего говорят сухие цифры финансовых отчетов. Заметно, что в центре внимания региональной власти оказалась «социалка». Достаточно сказать, что в экономику и развитие социальных объектов республики за последние годы вложено около 14 млрд. руб. Значительные инвестиции задали масштаб работ: к началу 2008 года в республике построено и реконструировано 297 объектов народного хозяйства и социальной сферы, производственной, социальной, коммунальной и инженерной инфраструктуры. Распахнули двери для учеников 17 школ, открылись дошкольные учреждения, начали работу фельдшерско-акушерские пункты в шести населенных пунктах, станция «Скорой помощи» в городе Малгобек и физкультурно-оздоровительный комплекс в селе Галашки. И, повинуясь законам политэкономии, вниз пошла кривая социальной напряженности в результате последовательного решения накопившихся десятилетиями проблем. Устроенный быт не располагает к акциям протеста. Даже если решены еще не все проблемы.

Одна из таких бед, знакомая большинству россиян по репортажам из стран третьего мира, – это безработица. Частично справиться с этой проблемой республиканским властям удалось только недавно. Конечно, незанятость населения и сегодня еще высока, но этот показатель значительно снизился. В первую очередь свою роль тут сыграл промышленный рост. Задача создания рабочих мест решалась радикально: правительство республики строило заводы. Так, на древней земле Ингушетии появились первые пусковые комплексы ФГУП «НЗЭММ», корпуса завода по производству антенно-мачтовых сооружений, целый ряд других предприятий, готовы к пуску два кирпичных завода в селах Сурхахи и Галашки, керамзитовый завод в городе Карабулак и завод по утилизации твердых бытовых отходов. С 2002 года по 2007 год построено и реконструировано 350 километров автомобильных дорог и 12 мостов. Растет строительный комплекс: построено восемь административных зданий для различных органов государственной власти. Высокий темп работ не будет потерян и в ближайшем будущем. К примеру, в 2008 году только за счет бюджетных средств ведутся работы по строительству 118 объектов. В том, что их сдача будет произведена в точном соответствии с графиком, сомневаться не приходится. Как, впрочем, не приходится сомневаться в выполнимости и других планов республиканского руководства.

Взгляд в будущее

Конечно, от продуманного плана до реального решения существующего вороха проблем могут пройти годы напряженной работы. Благо у сегодняшней Республики Ингушетия есть такой ресурс, как время. По словам Мурата Зязикова, «сделано немало, но предстоит сделать еще больше... Эти годы в истории нашей молодой республики были периодом активного становления, и не только социально-экономической составляющей, но и политической зрелости. Теперь уже можно с уверенностью говорить о том, что у Ингушетии в составе Российской Федерации большое будущее». Контуры грядущего просматриваются уже сегодня. Рост значимости и влияния республики обеспечит ее главное достояние – многонациональный народ.

Похоже, что сложившиеся в Ингушетии социальные традиции и нормы помогут федеральному Центру найти решение главной проблемы современной России: демографического кризиса ввиду крайне низкого уровня рождаемости. Весной 2007 года впервые в истории республики открыл двери современный Центр матери и ребенка, оснащенный самым современным оборудованием. Сегодня Ингушетия занимает одно из первых мест в стране по рождаемости и продолжительности жизни. А это лишний раз подтверждает эффективность социальной политики руководства Ингушетии. Ведь только согласованная работа власти и общества может стать основой той стабильности, при которой каждая семья стремится стать многодетной. Ингушская формула построения государственности сегодня доступна всем российским регионам. Но сама республика, показавшая способность эффективно развиваться в крайне тяжелых условиях, сегодня требует особого подхода. Как считает глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин, пришло время добиваться социально-экономической политики децентрализации и дифференцированного подхода путем создания особых преференций для регионов страны, которые следует развивать ускоренными темпами. И первым таким регионом должна стать Ингушетия. Благо у руководства Ингушетии, по мнению Степашина, есть политическая воля для реализации целевой программы развития. Как, впрочем, и ясное понимание основных задач власти, здесь налицо стремление власти построить цивилизованную экономику.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2274
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5075
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2792
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3219

Другие новости