0
676
Газета Регионы России Интернет-версия

15.09.2009 00:00:00

Тепло в реальном времени


Крупнейший поставщик тепла в столице – ОАО «МОЭК» – открыл собственный Метрологический центр. Новый филиал компании будет обслуживать огромный парк московских домовых счетчиков тепла. Оплата не по нормам потребления, а по показаниям таких приборов нередко позволяет сэкономить от 10 до 15%. О том, как Метрологический центр повысит прозрачность системы расчетов за тепло и как потребители смогут с помощью теплосчетчиков контролировать качество предоставляемых им услуг, «НГ» рассказал директор Метрологического центра ОАО «МОЭК» Михаил Татищев.

– Начнем с технических деталей: как устроены счетчики тепла?

– Счетчик – это комплекс из нескольких приборов: так называемого преобразователя расхода (он считает, сколько через прибор прошло воды) и термометра (он меряет, какой температуры была вода). По этим данным вычисляется, сколько именно тепла поставлено потребителям. Также в счетчике есть датчик давления – он нужен для контроля качества и напора воды. Все эти измерения заносятся в память вычислителя, и если в доме, например, хотя бы несколько минут не было воды или ее температура упала ниже допустимого минимума – прибор это запомнит. Каждый месяц приходит техник и снимает эти показания. Но уже скоро заработает автоматическая система дистанционного сбора информации: показания домовых счетчиков будут стекаться в центр обработки данных. Первый такой проект уже заработал в столичном районе Чертаново, постепенно этот опыт распространится на весь город. Планируется до конца года автоматизировать 10 тысяч домов – четверть города. В итоге МОЭК сможет контролировать качество и объемы поставок тепла в режиме реального времени.

– Могут ли жильцы ознакомиться с показаниями счетчиков?

– Разумеется. Всегда можно прийти в обслуживающую ваш дом организацию и попросить, чтобы они показали подробную распечатку данных теплосчетчика: сколько тепла потребил дом, не было ли сбоев. ДЕЗы или компании, управляющие домами, отказать москвичам не вправе.

– Сколько в Москве таких приборов?

– Город передал МОЭК на баланс порядка 40 тысяч узлов учета тепловой энергии. Из них 31,9 тысячи – домовые. Каждый узел учета, как правило, состоит из двух счетчиков – на горячую воду и на отопление. Чтобы каждый месяц снимать с них показания, раньше требовалось много людей. Но внедрение системы автоматизированного сбора данных даст огромную экономию ресурсов.

– После того как установят автоматику, уже не нужно будет отправлять людей к теплосчетчикам?

– Это нет так. Есть правило, обязывающее раз в четыре года проверять, насколько корректно прибор работает. Для этого его надо снимать, чистить и ставить на поверочный стенд. Кроме того, теплосчетчики находятся, скажем так, в очень разном состоянии. Их массовая установка началась в 2003 году. Есть оборудование, которое отработало уже много лет и близко к предельному ресурсу. С тех пор как полтора года назад на баланс МОЭК поступили 32 тысячи домовых счетчиков, мы отремонтировали около 10 тысяч из них. Есть еще неисправные счетчики, но в основном в столице приборы, конечно, работоспособны.

Другая проблема в том, что сейчас в городе эксплуатируется огромный парк теплосчетчиков 32 различных типов. Мы бы хотели свести все это «разнообразие» к пяти-шести типам приборов. Но, увы, это очень затратное предприятие, и быстро заменить такое количество техники не получится.

– Может ли неисправный счетчик сильно «накрутить» показания?

– Это полностью исключено. Если мы видим большой скачок, тогда эти показания просто не принимаются, потому что прибор явно неисправен. Разница относительно среднемесячного уровня не должна превышать 4%.

– Ваш Метрологический центр создан совсем недавно. Почему ОАО «МОЭК» именно сейчас, в кризис, открыло новое предприятие?

– Очень просто – ради экономии. Мы должны перевести на себя как можно больший объем работ и делать все своими силами. Раньше этим занимались ДЕЗы, затем – подрядчики. Исторически сложилось так, что подряды на конкурсах обычно выигрывали производители счетчиков. Оно и понятно: им и ремонтировать технику проще, и стенды поверочные у них есть. Почему мы решили отказаться от подрядчиков? Дорого было. Достаточно сказать, что благодаря созданию собственного Метрологического центра ОАО «МОЭК» сэкономит сотни миллионов рублей в год.

– А каких инвестиций МОЭК потребовало создание Метрологического центра?

– Мы поставили собственный поверочный стенд для счетчиков – лучший в стране. Наш стенд – это четыре машины, которые делались по нашему техническому заданию в Словакии, на фирме Sensus. Общая стоимость всего оборудования – около 100 миллионов рублей, но оно быстро окупится. Другого такого метрологического центра в России больше нет. Например, остальные центры в основном тестируют счетчики на холодной воде, а мы – на горячей. То есть именно в тех реальных условиях, в которых они и будут работать. Кроме того, точность измерений у нас на порядок выше, чем на других стендах, которые есть в стране. В итоге, по расчетам, мы сможем самостоятельно поверять порядка 75% всех московских приборов учета тепла.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1216
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
621
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3349
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2627

Другие новости