0
2793
Газета Регионы России Интернет-версия

27.09.2013 00:01:00

Фильтр от мутной воды

Александр Коньков

Об авторе: Александр Евгеньевич Коньков – политолог, кандидат политических наук.

Тэги: регионы, выборы, губернаторы


регионы, выборы, губернаторы Избирателям важно видеть в бюллетенях фамилии кандидатов с серьезными политическими намерениями. Фото Reuters

Вторые после реорганизации губернаторские выборы, которые прошли 8 сентября, окончательно закрепили долгосрочный характер новой системы формирования региональной власти в регионах. В этот день состоялись прямые выборы глав восьми субъектов Российской Федерации (включая два крупнейших – Москву и Московскую область) и косвенные – в двух республиках, избравших именно такую опцию из предусматриваемых действующим сегодня законодательством.
Если губернаторские выборы 2012 года выглядели своего рода исключением – голосованием в «пилотных» регионах, которые на ощупь пробирались через новый порядок, то теперь политическая и правоприменительная практика развивались активно и всесторонне. Свое место в разворачивающейся системе обновления региональной власти начала искать и новая логика формирования Совета Федерации, при которой кандидаты в губернаторы идут на выборы в связке с тремя потенциальными претендентами в верхнюю палату российского парламента – очевидно, что здесь еще есть потенциал для практического политического наполнения.
Доказала свою эффективность и основная процедурная новация принятого порядка избрания губернаторов, предполагающая необходимость для каждого потенциального кандидата собрать в свою поддержку подписи определенной доли муниципальных глав и депутатов – так называемый муниципальный фильтр. Всего по стране были выдвинуты 93 кандидата на губернаторский пост в том или ином субъекте Российской Федерации, при этом отказ в регистрации (который далеко не всегда был вызван непреодолением муниципального фильтра) получили только 15 претендентов, а 38 человек сами не подавали документы на регистрацию после выдвижения. Иными словами, фильтр сыграл не столько заградительную роль, которую ему приписывали, сколько отрезвляюще-проверочную для случайных людей, стал неким тестом на готовность к политическому процессу для желающих впервые заявить о себе кандидатах.
Во Франции такую процедуру используют и при президентских выборах, когда определяются кандидаты на высший государственный пост в стране. Любой кандидат для регистрации должен представить не менее 500 подписей так называемых официальных лиц, к которым относятся парламентарии, члены региональных советов, ассамблей заморских территорий, мэры и т.д. Всего во Франции около 47 тыс. официальных выборных лиц – таким образом, каждый кандидат должен собрать подписи чуть более 1% граждан, входящих в этот список. При этом поддержавшие официальные лица должны представлять не менее 30 департаментов или заморских территорий Франции, и от одного и того же департамента может быть не более 10% подписей.
В США фильтрами на выборах выступают механизмы регистрации и продления регистрации партии, которые связаны со сборами подписей или числом избирателей в своем составе, а также определенными требованиями к уже широко известным праймериз, то есть процедуре отбора кандидата внутри партии. Иными словами, кандидату нужно заручиться поддержкой в виде определенного числа подписей членов партии (именно они выступают здесь фильтром). Для представителей партий, не относящихся к двум основным – республиканцам и демократам, зачастую проще идти на губернаторские выборы в качестве независимых кандидатов, то есть собирать подписи рядовых избирателей – настолько высоки требования к подтверждению поддержки со стороны своих однопартийцев.
В отдельных штатах уровень политической конкуренции нередко оказывается минимальным, так как две основные партии, доминирующие в региональных органах власти, имеют возможность настраивать требования к малым партиям в штатах на свое усмотрение. Таким образом, на последних основных губернаторских выборах в 2010 году в 15 штатах были зарегистрированы лишь два кандидата от основных партий, еще в 15 штатах – три кандидата, в 12 штатах – четыре кандидата, и лишь в восьми штатах в бюллетенях значились пять и более кандидатов. При этом ни в одном штате количество кандидатов в бюллетене не превышало семи человек.
Партии в США – не настолько дисциплинированные и сплоченные структуры, как в других частях света, – там борьба между претендентами за кандидатство от партии иногда может носить даже более жесткий и бескомпромиссный характер, чем позднее уже в ходе самих выборов со своим идеологическим оппонентом.
Сегодня в России действуют более 70 политических партий. Все они имеют право выдвигать кандидатов в губернаторы, число самовыдвиженцев вообще не ограничено. Это широкое поле не только для реализации избирательных прав, но и для  злоупотребления ими: запутывания избирателя, спойлерства, манипулирования. При этом традиционный барьер в виде необходимости сбора подписей избирателей не всегда оказывается эффективным для формирования доступного для выбора набора кандидатов. Во-первых, число избирателей, которые могут поставить свою подпись в поддержку регистрации кандидата, фактически не ограничено (теоретически подписаться могут хоть все избиратели данной территории). А во-вторых, сбор подписей невольно подменяет собой собственно голосование, когда можно высказываться в поддержку того или иного претендента (вначале – чтобы он стал кандидатом, а затем  в ходе выборов – чтобы кандидат выиграл). Другое дело – подписи муниципальных депутатов: здесь они выступают не как избиратели, которые сделают свой выбор в ходе голосования, а как публичные фигуры, уже победившие в избирательных кампаниях, а значит,  имеющие право говорить от имени общества.
Сегодня муниципальный фильтр предусматривает необходимость сбора в поддержку кандидата от 5 до 10% подписей муниципальных глав и депутатов. Тем самым верхний потолок числа кандидатов в избирательном бюллетене ограничен 10–20 фамилиями, что позволяет предотвратить, например, повторение ситуации выборов в Государственную Думу 1995 года, когда бюллетень включал 43 партии и блока и представлял собой сложенный вчетверо лист формата А2. Навряд ли такая практика отвечала задаче честности выбора.
Помимо количественного сдерживания муниципальный фильтр обусловливает и качественный отбор кандидатов: он делает коммуникацию с муниципальной властью базовой для любого претендента на кресло главы региона, что является критически важным для эффективной работы всей системы регионального управления в современной России. Самих же местных глав и депутатов эта новация поставила в сложную ситуацию: с одной стороны, они лишь допускают включение кандидата в бюллетень, чтобы сам выбор делал уже избиратель, но с другой стороны, ведь это гипотетический конкурент их собственного кандидата – выдвиженца той политической силы, к которой они принадлежат. Здесь необходимо развивать новый вид ответственности публичного лица: не делать выбор за избирателя и потом за него отвечать, а нести ответственность за публичную сторону жизни общества в целом – какие политики нужны региону, какая между ними должна быть конкуренция, как устанавливать баланс между стабильностью и развитием. Любые политические настроения, существующие в социуме, если они не носят экстремистский характер, должны находить выход в выборное политическое поле и открыто проходить тест на общественную поддержку. И муниципальный фильтр здесь далеко не всегда преграда – это и дополнительный проводник таких настроений в элиты и отдельные группы того же социума.
Пока фильтр применялся лишь дважды – скорее всего последующая практика единых дней голосования еще не раз будет вызывать дискуссии. В любом случае, как бы ни развивалась далее законодательная и правоприменительная инициатива в отношении муниципального фильтра, трудно не согласиться, что он продемонстрировал своевременность и уместность в российском избирательном процессе и политическом контексте в целом. В разных странах используются разные инструменты фильтрации и отсеивания маргинальных кандидатов – российская система выработала тот муниципальный фильтр, который мы сегодня имеем: с учетом специфики, прежних электоральных конструкций,  сегодняшних реалий в различных регионах и задач, стоящих перед страной.
Как известно, в политике всегда находятся желающие половить рыбку в мутной воде. Фильтр является механизмом повышения электоральной прозрачности, ответственности, предотвращения процедурно-демократических злоупотреблений и, что не менее важно, укрепления места и значимости местного самоуправления в политической системе страны.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
565
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
494
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
596
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
423

Другие новости