0
1834
Газета Религии Интернет-версия

10.02.2000 00:00:00

Прозелитизм на постсоветском пространстве


Proselytism and Orthodoxy in Russia: The New War for Souls/ Ed. John Witte Jr. and Michael Bourdeaux. Orbis Books Maryknoll, New York, 1999.

В августе Американская протестантская миссионерская община распространила пресс-релиз о "евангелических чистках" в Чечне. Это произошло в результате убийства грозненского баптистского пастора и похищения баптистских лидеров в Чечне, по своей чудовищности сопоставимых с этническими чистками за последние десять лет в Руанде или Боснии.

Пресс-релиз от калифорнийской общины "Открытые двери" в подробностях описывал, как "радикальные исламистские банды", руководствуясь "политикой" "евангелических чисток", уничтожают местных христиан. Христианами, понятно, были протестанты. О Русской Православной Церкви не говорилось ни слова, не говоря уже о похищении 17 июля последнего грозненского православного священника.

Приведенные сообщения служат примером тех искажений - обычно куда менее заметных, - от которых очень часто страдают западные представления о религиозной жизни в бывшем Советском Союзе. Зачастую причина этого - невежество или небрежность. Но иногда трудно поверить, что правда не упрощается и не искажается намеренно, чтобы помочь западным политикам нажить капитал или усилить свое влияние.

На фоне всей этой путаницы недавно опубликованная книга "Прозелитизм и православие в России: новая война за души" явилась серьезным шагом к прояснению ряда мифов и недоразумений вокруг одного из наименее освещенных, но весьма важных аспектов постсоветского существования - бурного возрождения общественной религиозной жизни.

Книга - временами неровная и ни в коей мере не исчерпывающая проблему полностью - тем не менее представляет собой попытку объективно описать феномен, большинством журналистов и ученых на Западе оставленный без исследования.

Глава о русском католицизме - высокопрофессиональная работа ученых Сергея Филатова и Людмилы Воронцовой, выполненная в форме блестяще написанного, изобилующего колоритными анекдотами 16-страничного эссе, - посвящена рассмотрению напряженных отношений как внутри Римской Католической Церкви в России, так между нею и Православной Церковью. Авторы показывают, как, прикладывая минимальные миссионерские усилия, Католическая Церковь привлекает некоторых из наиболее образованных и активных российских граждан. Филатов и Воронцова остроумно рисуют неизбежные трения, возникающие между католическим духовенством, преимущественно польским по своему составу, и московской и петербургской интеллигенцией, приводя высказывание польского монаха из Москвы: "С детства мне хотелось убивать коммунистов и русских".

Вопросы национального самосознания и веры актуальны для всякого исследования религиозных движений в современной России. Это особенно верно в случае с книгой, предназначенной главным образом для американцев, которым идея национальной Церкви представляется трудно постижимой. К сожалению, "Прозелитизм и православие в России" не дает основательной разработки этого вопроса в соответствии с современными стандартами. Харольд Берман, американский профессор права, лишь слегка затрагивает эту проблему, но так и не проясняет до конца, какое направление могло бы принять "политическое православие".

Каковы могут быть политические действия исполненной сознания своего праведного мученичества за веру и оснащенной ядерным оружием православной России? Если среди стоящих у кормила власти людей нашлось достаточное число полагающих, что натовские бомбардировки Югославии и продвижение НАТО на восток нацелены на уничтожение православия, как сказал мне на Страстной неделе один влиятельный московский игумен, то что все это значит для остального мира?

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в статье "Евангелие и культура", основанной на докладе, произнесенном им в 1996 году на межконфессиональной конференции в Бразилии, красноречиво и убедительно показывает, как в годы правления коммунистов в русской культуре сохранялась православная вера. Он нападает на "духовный колониализм" "миссионерских орд", которые обращают в свою веру, соблазняя слабую постсоветскую Русскую Православную Церковь гуманитарной помощью. Но, переходя к вопросу, как именно Русская Православная Церковь могла бы восполнить очевидный нравственный вакуум, митрополит Кирилл пускается в самые общие и весьма размытые рассуждения.

Книга в качестве объективного, основанного на фактах отчета о миссионерской деятельности в России, вероятно, еще долго будет ценнейшим справочником. Глава за главой исчерпывающе вскрываются противоречия Закона о свободе совести и о религиозных объединениях. Одна из наиболее информативных глав об этом законе, написанная в соавторстве с директором Кестонского института Лоренсом Юзелом, исследует огромные расхождения в трактовках этого закона региональными властями. Многим читателям, возможно, будет трудно переварить доказательства, касающиеся противоречий между российской Конституцией, российскими международными обязательствами и законом 1997 года. Но Юзел и американский юрист Лорен Хомер, всесторонне исследовав вопрос и основываясь на личном опыте, показывают, что именно от провинциальных бюрократов, а не от Москвы зависит, как будет соблюдаться этот закон.

Глава "Отношения между русским православием и иудаизмом", написанная московским журналистом Юрием Табаком, - самая компетентная из всех известных мне англоязычных работ об истоках антисемитизма в Русской Православной Церкви. Чтобы помочь читателю разобраться в философии такого истового православного, как, скажем, лидер черносотенцев Александр Штильмарк, Табак исследует это незначительное, но окруженное большой шумихой явление в его историческом контексте.

В целом "Прозелитизм и православие в России" куда лучше освещает проблемы современного прозелитизма, нежели нынешней Русской Православной Церкви. Тут несколько досадных упущений. Александру Дворкину - человеку, больше всех остальных ответственному за ту форму, в какой сейчас в России ведутся дебаты о легитимном вероисповедании, - уделены лишь две заметки в начале книги. Дворкин, получивший образование в США, возглавляет Центр св. Иринея Лионского, выступая от лица русского православия на судебных процессах и в печати главным обвинителем всевозможных движений, начиная от мормонов и Свидетелей Иеговы и кончая кришнаитами.

Удивляет также, что в книге нет ни малейшего упоминания об исламском фундаменталистском движении ваххабитов. Ваххабиты - вероятно, самые влиятельные прозелиты во всем бывшем Советском Союзе, которых на все лады склоняют от Ростова до Алма-Аты, - ни разу не фигурируют в главе об исламе.

Самый известный распространитель книги, представитель Библиотеки конгресса США Джеймс Биллингтон, заканчивает свой блестящий очерк о торжестве возрожденного православия над коммунизмом обращением к западному читателю: "Именно теперь русские должны вселять в нас не страх, а надежду, и эту надежду дарует нам конфессия, в которой, как и повсюду в христианском мире, исповедуется Воскресение Господне - новую надежду в конце долгого кошмара... "

К сожалению, этот призыв Биллингтона вряд ли будет услышан - по крайней мере до тех пор, пока люди будут продолжать читать о "евангелических чистках".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
929
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
790
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
923
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
627

Другие новости