0
1057
Газета Антракт Интернет-версия

24.01.2003 00:00:00

О Высоцком

Тэги: высоцкий


Обратились ко мне из "Независимой газеты" с просьбой написать о Высоцком. Повод - помнят, что первая моя статья о нем была действительно первой. Вообще первой публикацией о нем, которая вышла в свет. Я про это забыла, по правде говоря.

Произошло это в 1968 году. Статья вышла в журнале "Эстрада и цирк". А мой сын напомнил: "Как, ты забыла, что Высоцкий звонил тебе из Парижа и благодарил?!" Все было и вправду так. Звонил из Парижа и благодарил.

Вообще с годами память о Высоцком, иногда, кажется, уходит. И кто-то, не без усилий, ее удерживает.

А вообще разве означает что-либо возраст в том, что есть память о Высоцком? В 1980 году, когда он умер, кого только не пришлось увидеть на этих похоронах! Люди всех возрастов, женщины и мужчины, актеры, писатели, художники, режиссеры, рабочие и безработные... Москва (это был год Олимпиады) все сделала, чтобы не было приезжих. Могут сказать: так ведь это было в 80-м году - до перестройки! А сейчас - свобода, говорить можно все - сейчас Высоцкий "не звучит", разве не ясно?

Нет, мне не ясно. Вернее, мне ясно, что отношение к Высоцкому всегда было очень разным, и тут нечему удивляться. На вечерах его памяти, которые проводились на Таганке, можно было увидеть таких поклонников актера, что к ним и подойти было страшновато. Они освистывали Елену Камбурову, Булата Окуджаву, даже Пугачеву (!) только потому, что эти люди - не Высоцкий, не его голос, а их буквально пьянил именно голос и только голос одного человека. Понимали ли они, о чем его песни, - не знаю. Знали ли хоть как-нибудь, хоть с какой-либо стороны, что означает поэт Высоцкий, - мне неведомо. Эта темная стихия всегда существовала вокруг Высоцкого, и из умных людей одних это отталкивало, другие, напротив, управляли той же силой, ухитрялись ею спекулировать, ее использовать.

Он жил в то время, которое принято называть эпохой застоя. Любители терминов пользуются этим охотно, но и бездумно: вчера был застой, смирение с беззаконием, молчание, сегодня - гласность и т.п. Но именно в "годы застоя и безгласности" звучал голос Высоцкого, актера и поэта, и миллионы людей не просто слушали этот голос, но думали притом и всей душой и всем умом ему откликались. Одно бесспорно и не требует развернутых доводов - феномен творчества Высоцкого и массового отклика ему отразил в себе то, что застою сопротивлялось и вопреки всяческим запретам сохранило нормы нравственного поведения.

Его художественная интуиция опиралась на незримые, не сразу улавливаемые (иногда, кажется, совсем ушедшие) живые тенденции народной жизни.

"Бард", "менестрель", "актер-певец" - такие определения давались и даются. И правда, прижизненных публикаций у Высоцкого почти не было, книг - подавно. Но та "вольность суждений площади", о которой говорил Пушкин, нашла в его песнях замечательное выражение. (Кстати, среди нынешних пушкинистов редко кто знал Пушкина лучше, чем Высоцкий.)

Однажды три больших поэта - Александр Межиров, Борис Слуцкий, Давид Самойлов - пришли послушать стихи Высоцкого. Владимир Семенович пришел без гитары. В руках только большая пачка текстов. Потом на вопрос, не возникало ли у них сомнений - поэт ли перед ними, Самойлов мне ответил: "Ни малейших".

То, что Высоцкий - это поэт, долго требовало доказательств. "Я хочу быть понят моей страной, а не буду понят..." - писал другой поэт ХХ века и признавал, что можно пройти по этой стране "стороной, как проходит косой дождь". У Высоцкого не было оснований думать, что его не понимают, - тут был не "косой дождь", а ливень, очищающие потоки, под которые люди радостно подставляли лица. У Высоцкого всегда был свой высокий расчет - на массовое понимание. Я подчеркиваю слово "высокий", потому что только кажется, что некоторыми песнями Высоцкий ублажал публику. Нет! Он ее в определенном смысле воспитывал, приучал к правде, к тому, что эту правду можно и нужно говорить. Но, главное, - нужно правдиво думать. И - поступать. Вопреки всем сложным обстоятельствам времени, Высоцкий был абсолютно правдив в своем творчестве. Иногда казалось, что он творит, не задумываясь, - просто рассказывает о том, что кругом делается. Быстро и естественно рифмовал он то, что в жизни отнюдь не рифмуется и не согласуется. Тексты песен Высоцкого нередко предстают в ошеломляющей неприглядности, почти буквальной необработанности. Но - почти! Удивительным образом сами эти тексты (и Высоцкий в них, и все его персонажи - "Волки", "Мани", "Сереги") высказывают свой поэтический, артистический норов.

Высоцкий тщательно искал слово, у которого особый облик. Плотью этого слова всегда был живой звук, интонация. Не всегда песенный звук, но всегда разговорный, живущий в общении человека с миром. Автор шел не от литературной, песенной речи, не от каких-либо принятых ее канонов и законов стихосложения, но от того душевного порыва, который ищет непременного выхода в живую речь. Там он живет по своим душевно-психологическим законам - то длительным, бесконечным монологом, то предельным лаконизмом краткой реплики, чему-то подводящей итог.

Была своя закономерность в том, как, в какой форме поэзия Высоцкого вступила в жизнь народа. Она миновала средства массовой информации. Благодаря магнитофонным лентам песни Высоцкого стали известны всем. Голос был - яростной силы. Никакой благостности и в намеке не было. Речь то явно принадлежала автору, то круто меняла свой характер, выражала совершенно другую судьбу. Голос особый - редкий по музыкальному диапазону (на две октавы!), он песню обрабатывал, как наждак, то крупнозернистый, то мельчайший, которым пользуются, может быть, ювелиры...

Но был, повторю, еще и высокий смысл поведения Высоцкого - поэта и актера - на эстрадных подмостках. Высоцкий демонстрировал (не подходит ему это слово, но все же оставляю его) своеобразную работу художника над сознанием аудитории. Проникнуть, как он говорил, не только в уши, но и в души, - что-то сдвинуть в чужом сознании, оживить его - в этом заключался главный смысл всего, что делал Высоцкий.

Когда-то Станиславский отстаивал приоритет переживания - в противовес представлению и ремеслу. К сожалению, сегодня мы не можем похвастаться расцветом той школы, которую исповедовал Станиславский. Но про Высоцкого (и актера, и поэта) можно сказать, что он был все переживающей личностью. Он был художником, впускающим в себя всю боль, все тревоги своего времени, чтобы потом что-то из себя исторгнуть. Оттого в театре он одержимо рвался только к одной роли - к Гамлету. Оттого в 1971 году такой Гамлет и был им создан - трагический хаос вопросов, обращенных человеком к своему времени, к устройству мира, к самому себе. "Гамлет", сказал Борис Пастернак, - не драма бесхарактерности, но драма долга и самоотречения, драма личности, понявшей в полной мере, "что видимости не сходятся и их разделяет пропасть", это "драма высокого жребия, заповедального подвига, вверенного предназначения". Гамлет был создан Высоцким по законам - то есть по законам трагедии, то есть по законам искусства, требующим полной отдачи.

Можно разобраться и в совершенно противоположном даре Высоцкого - актера (и поэта). У русского скоморошества надежд на воскрешение, казалось, не было. (Пошлые подделки на улицах Москвы - не в счет.) Поэзия Высоцкого дает возможность присмотреться к истоку, к первооснове скоморошеского мировоззрения. Не внешнее формотворчество тут интересно, а независимость самоощущения творца, определенное его положение в толпе, безошибочно угаданное. Скоморох на Руси произносил слово, выражающее униженный коллективный разум многих. Художественное ерничанье - одно из слагаемых высокой поэзии в России, одна из примет национального артистизма, который требует публичности, общая разрядка и для автора исполнения, и для толпы. Тут - некая важнейшая разгадка всего, что испытано нами, когда мы слушали "смешные" песни Высоцкого. Никогда мы так не смеялись на песенных концертах... Но о смехе Высоцкого следовало бы написать отдельное исследование - это богатейшая тема. Нужны ли еще доказательства того, что для множества людей, живущих сегодня, сейчас, фигура Высоцкого не нуждается в защите? Он - нынешний наш поэт, актер, художник.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1176
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3134
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1769
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2110

Другие новости