0
1562
Газета Антракт Интернет-версия

23.05.2003 00:00:00

Город белых ночей и великих людей

Тэги: петербург, опрос


Вадим Абдрашитов, кинорежиссер

1. Со словом "Ленинград" - детство, когда я там жил, учился в школе... Хорошо помню тот Ленинград. Со словом "Петербург" - вся эта заваруха перестройки.

2. Неприятное - погода, а замечательное - сам город, поражаюсь его красоте... Хотя он и искусственно рожденный.

3. Москва шумнее и энергичнее. Зритель питерский по сравнению с московским серьезнее.

Георгий Арбатов, академик

1. Ассоциаций особых нет. Я вырос и почти всю жизнь провел с названием "Ленинград", "Петербург" для меня - понятие историческое.

2. К сожалению, я не бывал там подолгу - не больше трех дней подряд, но ощущаю его культурным центром страны. Замечателен сам город с прекрасными зданиями, обилием воды, достопримечательностями - такими, как Эрмитаж. Неприятно, что город этот в последнее время имеет славу города очень высокой преступности.

3. С нашествием петербуржцев в Москву разница уменьшается. И не всегда хорошо это влияет на дела страны, особенно экономику.

Михаил Боярский, актер

1. Для меня Петербург - это то, что построено до революции; все, что позже, - это Ленинград. Общего очень мало, даже там, где пытались подражать. Ассоциируется же Петербург, Петроград, Ленинград для меня с большой довоенной коммуналкой, в которой живем мы все - плохие, хорошие, думающие так, думающие эдак. Каждый из нас решает, кто он - петербуржец, ленинградец или петроградец, но мы - соседи, мы - единое целое, у нас общая жизнь, общие беды, общие радости, общая гордость.

Жаль только, что те петербуржцы, которых я знал, практически исчезли. Эти наши знаменитые бабушки в шляпках и старички с газетами, которые могли иностранцу и по-французски ответить, и по-итальянски, и по-немецки, показать куда идти, рассказать, кто жил в этом дворе и что здесь было... К несчастью, люди везде сейчас становятся злее и равнодушнее. Даже в Петербурге, хотя здесь процесс озверения замедляется воздействием красоты на души человеческие.

2. Самое замечательное в этом городе - погода, она же и самое неприятное. Белые ночи и декабрьские дни, солнце и туманы, свет и серость, это отражается во всем, налагает свой отпечаток. Мы можем ругать сырость, промозглость, холод, но нас без нее не было бы, или мы были бы не такими. Мне кажется, петербуржцы соответствуют той погоде, которая обычно стоит в Петербурге. Самое красивое время у нас - осень, и люди имеют осенний характер - красивый, неповторимый, но несколько пасмурный и какой-то уходящий. Петербург - город, который не расцветает, а увядает, но люблю я "пышное природы увяданье". Признаюсь, больше всего я люблю его ранним утром, когда на улицах никого нет. Петербургу не идет толпа, без людей он лучше, светлее, благороднее...

3. Если говорить о людях, то петербуржцы потише, поспокойнее и, наверное, поталантливее столичных жителей. В них нет никакой фанаберии, заносчивости. Возможно, потому, что в душе мы осознаем свое преимущество над другими городами и потому сдержанны. Да и как же иначе, если мы с детства впитали эту строгую красоту.

Георгий Вилинбахов, председатель Геральдического совета при президенте России

1. Петербург-Петроград-Ленинград ассоциируется с величием России, с великой русской культурой, с ее историей.

2. Замечателен весь Петербург - это город моего детства, город, без которого я себя не мыслю, для меня другого такого города нет. Очень трудно что-то выделить особо. Неприятна грязь вокруг, раздражает свинское отношение, которое иногда проявляется к моему городу.

3. -

Соломон Волков, литератор, автор "Истории культуры Санкт-Петербурга" (США)

1. Петербург в первую очередь у меня ассоциируется с людьми, с которыми мне посчастливилось близко общаться. Это четыре гиганта, которые для меня всегда будут символизировать Петербург: Дмитрий Шостакович, Анна Ахматова, Джордж Баланчин и Иосиф Бродский.

2. Самое чудовищное - погода. Многие, говоря о Петербурге, на первое место ставят архитектурные памятники, но я ничего лучше петербуржцев не знаю.

3. Для меня главная разница - в отношении к юмору. Если рассказать анекдот, москвич рассмеется, а петербуржец, даже не улыбнувшись, кивнет головой и скажет: "Да, смешно". Это не недостаток чувства юмора, просто петербуржец все пропускает через голову.

Князь Андрей Гагарин, председатель Дворянского собрания Санкт-Петербурга

1. Петербург - мой родной город, один из красивейших городов мира. Он не "ассоциируется", он является частью меня, и очень важной частью.

2. Самое замечательное в Петербурге - это его дух, обусловленный архитектурой, историей и поколениями петербуржцев. Самое неприятное то, что этого духа становится все меньше.

3. Основную разницу между Москвой и Петербургом я вижу в духе этих городов. Можно долго перечислять конкретные различия, но все они происходят именно от этого.

Наталья Дементьева, первый заместитель министра культуры России

1. Петербург-Петроград-Ленинград - это жители нашего прекрасного и неповторимого города. 6 сентября 1991 года вместе с Анатолием Александровичем Собчаком мы все радовались указу президента о возвращении городу его исторического названия.

2. Самое замечательное в Петербурге - это опять же его жители, люди трудной, героической, прекрасной судьбы. Меня немного огорчает, что петербуржцы утратили уверенность в своей особости. Она есть, но не проявляется ярко, гражданственно. Люди устали от того, что город все время обижают. Его называют то бандитским, то криминальной столицей. Эти ярлыки, которые на город навешивают, не имеют отношения ни к городу, ни к его гражданам.

3. -

Виктор Ерофеев, писатель

1. Петербург ассоциируется с русской Европой, Ленинград - с ее разрушением. Хотя, как это ни странно, само слово "Ленинград" мне тоже симпатично. Несмотря на разрушающее строительство, этот город представляется мне какой-то возможностью будущего России, есть в нем нечто... Пугает климат - невольно думаешь, что и моральный климат - того. В отличие от безнадеги любого другого российского города Петербург имеет свой образ, и дай бог ему еще триста лет.

2. Замечательное - сам город, в нем есть ощущение того, что мы что-то умеем и что-то у нас получается. Неприятное - что он стал колыбелью самого большого обмана, самой дешевой утопии, которые случились в ХХ веке, - откуда видно, что у нас может ничего не получаться.

3. Во всем.

Андрей Константинов, литератор, по романам которого поставлен нашумевший фильм "Бандитский Петербург":

1. Для меня это родной город. С ним у меня ассоциируется вся моя жизнь. Я вспоминаю, что, когда служил в Йемене, мне снились сны про Питер, про то, как я иду по Невскому проспекту и вижу шпиль Адмиралтейства. Это, наверное, для меня была устойчивая ассоциация: пустой Невский - и впереди этот шпиль.

2. Самое замечательное, что Петербург никогда не надоедает. Я очень люблю вечером ездить по городу, когда уже мало машин. Нева никогда не бывает одной и той же. Самое замечательное время - белые ночи. Полные какого-то нечеловеческого, совершенно дьявольского очарования.

А самое неприятное то, что этот город странный. Я бы сказал, он не очень добр по отношению к чужакам. Вот своих детей он принимает совершенно нормально, а очень многим приезжим ужиться в нем трудно. Потому что - если без мистики - у него совершенно невозможный климат: сырость, мрачная осень, темная зима. Но, сроднившись с этим городом, ты полюбишь и климат.

3. Это просто две разные страны, две разные планеты. Москва намного более шумно-голосистый и менее воспитанный город. Конечно, Петербург, утратив столичные функции, перестал быть центром всех аспектов жизни, но он остался городом-аристократом.

Василий Лановой, актер

1. Ощущение красоты и гармонии - более красивого и державного города я не видел в Европе.

2. Державность, которая сохраняется. Я думаю, что ни один город в мире не устоял бы в войну и блокаду - все европейские города сыпались, как семечки, а Ленинград устоял. Перефразируя Тургенева: нельзя не верить, чтобы такой город не был дан великому народу. А неприятное - это когда лет двадцать назад вдруг прекратились ремонтные и реставрационные работы. Было жутко - приезжая в Питер, видеть пустые глазницы разрушающихся домов.

3. Она давно определена и у Пушкина, и у Толстого в "Войне и мире", и у всех-всех. В Петербурге - державность, в Москве - уют.

Алексей Лансере, архитектор

1. Петербург прежде всего связан для меня с русской литературой - Пушкиным, Достоевским, Серебряным веком; Петроград - с революцией и Гражданской войной; а Ленинград с расцветом молодости и радостью, несмотря на семейные и личные несчастья и блокаду.

2. Я не могу отделить себя от Петербурга, поэтому принимаю и люблю в нем практически все: историю, современность, архитектуру, людей, даже погоду. Ну а самое неприятное - это гибель внешнего облика города от отсутствия должного ухода.

3. Я живу в Петербурге и Петербургом, но отдаю должное Москве. Каждый из этих городов таков, каким он должен быть.

Владимир Молчанов, телеведущий

1. Этот город для меня - Ленинград, меня этому научила Ахматова. Когда она давала Би-би-си интервью в 60-х, ее попрекнули тем, что она называет Петербург Ленинградом. На что она сказала: "Увы, вся моя жизнь связана с Ленинградом". Так и моя.

2. Самое неприятное - то, что дом на Васильевском острове, которым владела моя семья до революции, отобрали и превратили в страшную коммуналку. А приятное - само существование Ленинграда: это мой самый любимый город на свете.

3. В том, что Петербург - европейский город, а Москва - не европейский.

Княжна Вера Оболенская (Франция)

1. Для меня Петербург - это настоящее, это суть города, Петроград - нечто переходное, слово "Ленинград" лично мне неприятно слышать, потому что строили город достойные и талантливые люди, а присвоили ему имя разрушителя.

2. Самое замечательное и важное - это эстетика города. Особняки вдоль невских набережных, величие площадей, гармония, простор. А неприятны мне памятники советских времен и особенно памятник Ленину на Московском проспекте.

3. И Петербург и Москва при всех своих различиях являются столицами. Я очень надеюсь, что Санкт-Петербург станет настоящей, а не номинальной культурной столицей России, Москва же пусть остается столицей административной.

Евгений Попов, писатель

1. Уж, разумеется, не с крейсером "Аврора". Со станцией Кушелевка под Питером, где я в 60-х начинал свою трудовую деятельность в качестве грузчика плодоовощных товаров. И, безусловно, с именами моих коллег и друзей: Битова, Довлатова, Рейна, Бродского, Наймана, Кривулина, моего однофамильца Валерия Попова... Ленинград, он же Петербург, всегда был богат литературными талантами.

2. Самое замечательное - люди. Это особый род - питерцы, что-то в них загадочное, "достоевское" присутствует. А самое неприятное - что там Ленин с коммунистами шуровал, и следы в виде официоза тянутся до сих пор.

3. В разнице менталитетов. Москва - город веселый и лихой, в Москве и пьют-то по-другому, а Петербург все рядится в гоголевскую шинель.

Владимир Рыжков, депутат Государственной Думы

1. Тысячи ассоциаций: Пушкин, Гоголь, Достоевский. Летний сад, Нева, Петропавловская крепость, Эрмитаж... Университет. Академия художеств. Революция, голод, разруха, война, блокада... Ведь 300 лет русской истории и культуры связаны с этим городом напрямую!

2. Сам этот город как он есть - огромный музей под открытым небом. На мой взгляд, три самых красивых города Европы - это Венеция, Прага и Петербург. Последний при советской власти пришел в сильный упадок, был обезображен. В отличие от Венеции, где подступает море, и от Праги, где сорок лет коммунизма причинили минимальный ущерб, - Петербург разрушался руками своего народа и властей. Даже сейчас, в преддверии юбилея, все делается наспех, халтурно, опять потемкинские деревни, которые смоют первые осенние дожди.

3. Разница между ними не так велика. Фасад - различает, суть - объединяет. Москва допетровского периода была центром довольно жуткого царства, с царями-людоедами, фигурально выражаясь. Став империей, Россия осталась тем же перелицованным царством - холодным и бесчеловечным. В последние десять лет произошел единый порыв к реформе - и Москва стала процветающим, богатым даже по мировым меркам городом, а Петербургу рывок не удался - он отстает по уровню жизни, финансам, экономике.

Дмитрий Толстой, композитор

1. Петербург - мой родной город, хотя я и родился в эмиграции. Я не делю его на Петербург, Петроград и Ленинград, хотя возвращение исторического имени считаю закономерным и правильным.

2. Приятное и неприятное в нашей жизни чередуется. Можно убедить себя в том, что и неприятное приятно. Можно искренне полюбить и серое петербургское небо, и короткие декабрьские дни. Ну а лично для меня самое приятное, когда в моем родном Петербурге исполняют мои произведения.

3. Москва - это родина моей мамы, Наталии Крандиевской. Я люблю этот город, но эта любовь не переплетается с моей любовью к Петербургу. В Москве гораздо больше русского, Петербург - город европейский, но оба города - гордость, слава и любовь России.

Марлен Хуциев, кинорежиссер

1. Кроме ассоциации Ленинграда с блокадой, остальные ассоциации с обоими названиями - одинаковы. И, будучи Ленинградом, он был для меня городом великой русской культуры, городом моих дорогих друзей.

2. Замечательны белые ночи, дух Петра и всех прочих великих личностей - я ощущаю их присутствие... И удивительная Сенатская площадь, и площадь Дворцовая, где я просто замираю и стою... Мойка, 12, куда я одно время ездил ежегодно в день смерти Пушкина. А неприятное, горькое - был я пару месяцев назад в Питере. Дом на Большой Садовой с мемориальной доской, что здесь жил и написал "На смерть поэта" Лермонтов, застал в жутком состоянии: кирпичи обваливаются, в подъезде темно, лестница без перил...

3. Оба эти города любимы мною, хоть и по-разному. Москва была городом очень сердечным и уютным - сейчас она перенасыщена, перенапряжена автомобилями, странными в архитектурном отношении домами, так что уж и забываешь, какая она была. Петербург не пострадал, все сохранилось, архитектурные ансамбли стоят. Там можно ходить и наслаждаться, а не чувствовать себя в некоем смешанном массиве. Москву в чем-то обустроили, но и сильно покалечили.

Юрий Шевчук, лидер группы "ДДТ"

1. Удивительно сложный, тонкий, странный город, который я до сих пор ищу. У меня в новом альбоме есть такая строчка: "Треснувшие перемены / В выживший каменный век, / В Питере главное - стены, / А у стенки поет человек".

2. Самое неприятное - я сам. Я недостоин чести жить в этом городе - в нем надо быть более талантливым.

3. В Москву приезжают люди с периферии, которые хотят денег. А в Питер - которые хотят чего-то еще.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1664
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4152
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2288
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2588

Другие новости