0
1823
Газета Антракт Интернет-версия

06.06.2003 00:00:00

Николай Второй возвращается

Тэги: николай ii, портрет, репин, эрмитаж, петербург


Форма полковника 1-й гвардейской батареи, лента ордена Андрея Первозванного, непроницаемый взгляд спокойных серо-зеленых глаз, подтянутая фигура, безошибочно вписанная в пространство огромного (297х177 см) холста.

Таким увидели журналисты портрет Его Величества Государя Императора Николая Второго кисти Ильи Репина. 2 июня на пресс-конференции директора Эрмитажа Михаила Пиотровского это поистине монументальное полотно знаменитого русского живописца было передано музею АК "АЛРОСА" как дар городу на трехсотлетие.

О репинском парадном портрете последнего российского самодержца впору бы роман писать, настолько сложна, порой трагична и почти детективна его судьба.

Зимой 1895 года Репин получил заказ Министерства императорского двора исполнить парадный портрет императора Николая Второго для зала заседаний Государственного Совета в Мариинском дворце.

Молодой император изображен стоящим у стола, покрытого тяжелой скатертью. Письменный прибор на столе, бумага - все указывает на вполне определенный деловой характер портрета, который предполагалось разместить в стенах, где с 1884 г. и до февраля 1917-го вершилась судьба России. Там, где кроме Государственного Совета располагались также Совет министров Российской империи и Государственная канцелярия.

Помещенный в Мариинский дворец, украшенный прекрасной рамой со сложной и богатой резьбой, портрет более двух десятилетий находился в назначенном ему месте. Но в дни революционных катаклизмов он был вырезан из рамы, срезан с подрамника и вынесен из дворца.

Этот отрезок судьбы портрета на том и обрывается. Трудно было предположить, что в горниле революционных потрясений, когда рушились прежние устои и когда атрибуты низвергнутой власти в большинстве своем уничтожались, картина могла бы сохраниться.

С тех пор прошло немало лет. И вот в августе 1995 г. в Государственную Третьяковскую галерею обратился аукционный дом Альфа-Арт с просьбой провести экспертизу портрета императора Николая Второй с предположительным авторством Репина.

Неизвестный Репин - да возможно ли это?! Но стилистические и технологические исследования подтвердили авторство художника. Эксперты установили, что "портрет принадлежит к серьезным, значительным по своим художественным достоинствам произведениям Репина, имеет художественное, историко-культурное и музейное значение".

Оставалось лишь проследить судьбу портрета. Выяснилось, что картина была не утрачена, а тайно хранилась в частной коллекции, поскольку в 1920-е годы существовало негласное указание директивных органов уничтожить портреты императора и членов его семьи.

Долгие годы полотно переходило из рук в руки коллекционеров и просто любителей, оказывалось на помойке, обменивалось на двухкомнатную квартиру в центре Ленинграда, хранилось под ковром на полу и даже под линолеумом. Где здесь правда, где вымысел, сказать наверняка уже трудно. Известно лишь, что, несмотря на такие отнюдь не музейные условия хранения, до нашего времени картина дошла в очень приличном состоянии.

После установления авторства портрет был подвергнут деликатной реставрации. Тогда же, в 1995 г., картина была выставлена на аукцион Альфа-Арт и, по неофициальным данным, продана до аукциона за сумму около 100 тыс. долларов.

В 2002 г. она была выкуплена компанией "АЛРОСА" для передачи ее в дар Санкт-Петербургу в честь 300-летнего юбилея города.

- Когда мы стали решать, кому и как подарить картину, - говорит Вячеслав Щербаков, директор представительства компании "АЛРОСА" по Северо-Западу, - столкнулись с нашей российской реальностью. Если дарили бы городу, то вынуждены были бы платить все налоги, а это - весьма существенная сумма. А когда даришь музею, налогов нет. Почему нами был выбран Эрмитаж? По той простой причине, что в Русском музее уже есть два портрета Николая Второй кисти Репина. Этот же портрет, как нам кажется, мог бы занять достойное место в Георгиевском зале Эрмитажа, где стоит трон последнего императора России и где сегодня принимают самые высокие делегации со всего мира.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1705
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4222
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2325
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2627

Другие новости