0
1495
Газета Антракт Интернет-версия

25.02.2005 00:00:00

Не быть богом

Тэги: герман, кино, режиссер


герман, кино, режиссер Талантлив, счастлив, признан. Церемония вручения премии «Ника». 1998 г.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

– Алексей, скоро закончатся съемки фильма «Трудно быть богом». Если не секрет, кто дал деньги на картину?

 

– В том-то и дело, что секрет. И не проси - не скажу. Но деньги отечественные.

 

– Может, государственные?

 

– Стал бы я скрывать┘ Нет, ну есть какая-то доля, мелочь в общем. Видишь ли, как бы кто ко мне ни относился, но фильм «Хрусталев, машину!» назван в числе пятидесяти лучших мировых картин. Поэтому поставить меня в положение неработающего режиссера из-за денег не удастся. Хотя многим хотелось бы. Но┘ бодливой корове Бог рог не дал.

 

– Раньше, помнится, вы жаловались на то, что к вам бандиты пристают.

 

– Да, была когда-то такая проблема. К кому я только не обращался, чтобы отогнать этих паразитов, даже к Собчаку... Куда там! Как узнают, что деньги французские, так уже никак с ними не справиться было.

 

– А сейчас?

 

– Сейчас, наверное, все это приняло другие формы. А с нами уже совсем все просто стало – мы нынче чисто русская картина. Если обратятся, переправлю их к хозяину денег – и проси у него чего хочешь┘ Только давай попрощаемся сначала.

 

– И как происходит общение с инвестором?

 

– Построили, скажем, на его деньги декорации. Контролирует строительство один продюсер, я с ним общаюсь. Этого продюсера контролирует следующий, того я ни разу не видел. А как там дальше, Бог его знает┘

Нормальный капиталистический способ производства. Может, где-то еще и остался социалистический. У тех, кто снимает на бешеные государственные деньги. Никита Михалков, например. Конечно, папа гимн написал... Нет, ну вот скажи, почему я должен ночью слушать, утром, а иногда и днем гимн Советского Союза?!

 

Вспомнив про гимн, Герман меняет тему. Беседуем о Сталине. Рассказывает, как ему днем позвонили из одной петербургской газеты, спросили, как он относится к идее создания памятника Сталину и Черчиллю. Герман начинает перечислять мне имена, звания людей, войсковые части и соединения, которые погубил тиран. Потом сражения, проигранные лично Верховным главнокомандующим и его приближенным, генералом Жуковым┘

 

– И представь теперь, что все эти миллионы остались бы живы? Скорей всего никакой войны просто бы не было. Или бы мы их сразу погнали. Да и вообще большинство сегодняшних неприятностей – его, Сталина, рук дело. Чечня, Прибалтика... Возраставшая в свое время роль КПСС – куда уж дальше было возрастать! Коллективизация, Дантов ад, озвученный голосом Левитана┘

 

– А что за скандал с Леонидом Ярмольником? Вроде бы он отказался сниматься в конце фильма?

 

– Да не было никакого скандала! Ну, нагрубил он, мне это, естественно, не понравилось. А сейчас каждый день со Светой (Светлана Кармалита – жена Алексея Германа, соавтор большинства его фильмов. – А.С.) перезванивается. Иначе и быть не могло. Господи, да что это за проблема, почему скандалом с Ярмольником вся страна интересуется?! Я с Роланом Быковым, которого люблю и который меня любил, каждый день расходился. Он орал на меня, обзывал дегенератом и шел к директору «Ленфильма» писать заявление об уходе. А у того в сейфе договор, там – пункт о неустойке, где говорилось, что в таком случае он, Быков, должен заплатить за каждый кадр, в котором он есть, кажется, три рубля. Сумма получалась солидной, он возвращался, говорил, что он меня по-прежнему любит, и продолжал сниматься.

 

– Но потом Быков опять называл «котика» идиотом┘

 

– Этот скандал ему Светка устроила. При всей съемочной группе. Ролан входит, из Москвы приехал, а она ему: «Ты зачем про котика говоришь, что он идиот?» – «Я не говорю про котика, что он идиот┘» – «Нет, говоришь┘» – «А кому я говорю про котика, что он идиот?» – «Оператору Мукасею». – «А ты не знакома с Мукасеем». – «Оператор Мукасей дружит с Олегом Борисовым, вот он и сказал мне, что ты говоришь про котика, что он идиот┘» – «Тогда зови сюда Борисова, пусть подтвердит, что я говорю про котика, что он идиот». – «Да, ты говорил, что Алексей – идиот», – подтверждает Олег. «И снимай рубашку, это рубашка Лешина, ты брал ее на один день, а носишь месяц, и на тебе твою», – говорит Ролану моя жена. «Да она же грязная! Ты что, не могла ее постирать?!» И уходил, обиженный, прилипая грязными носками к полу, дело было еще до его женитьбы на Елене Санаевой.

 

– Алексей, что показалось вам самым главным в последнее время?

 

– События на Украине. Впрочем, как мне кажется, главное не в предмете уже кончившегося спора, кто станет президентом. Нам все равно. Я – о главном. Тысячу лет Россия была страной рабов. Даже если вспомнить реформу 1861-го, отменившую крепостное право, дух рабства в народе был так велик, что крестьяне бунтовали, когда половине деревни давали вольную. Так-то за них помещик отвечал, хоть какое-то житье-бытье было, главное – стабильное, а тут иди куда хочешь┘ Только пореформенная Россия нашла себя – пришли большевики. Тут крепостничество перешло все рамки, и самое страшное – оно стало восторженным. И никто не подавал голоса против, за единичными исключениями вроде восстания в Новочеркасске, захлебнувшегося в крови и репрессиях.

 

– А про диссидентов не забыли?

 

– Как про них забудешь... Но все почему-то забывают, что большинство диссидентов шли на свои митинги с лозунгами о возвращении ленинских норм. Вот помнишь такого знаменитого Григоренко?

 

– Генерала?

 

– Точно. Так вот, возвращение ленинских норм было основным пунктом его программы. Ну, какие нормы у этого кровавого человека были, который террор только приветствовал, мы теперь знаем. А генерал за это жизнь свою положил┘

 

– Андрей Дмитриевич Сахаров был исключением...

 

– В каком-то смысле. Но это было скорее самобичевание, когда Сахаров понял, какого джинна выпустил. Хотя только он один пытался подвести какую-то альтернативную базу, если, скажем, вспомнить его теорию конвергенции.

 

– Вы как к нему относитесь?

 

– Мне лично было приятно, когда Елена Боннэр рассказывала, как они в Горьком ходили смотреть «Лапшина», не скрою... Я был в Горьком примерно в это же время. Голодный, грязный город. Шофер показал их окна – сиротливые окошки национального героя. Зайти к нему – значит последующие лет пять не снимать. И такая безнадега, мрачная. Казалось, что угодно может произойти, но из рабства мы уже не выберемся никогда.

 

– И вдруг┘

 

Мэтры – Фазиль Искандер, Юрий Любимов и Алексей Герман на церемонии вручения независимой премии 'Триумф'. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

– Да, как говорится, вы будете смеяться, и вдруг все перевернулось. За каких-то десять ельцинских лет. К Ельцину можно по-разному относиться, ясно, что страной руководить он не мог, в общем, много чего... Но, по-моему, он дал в руки рычаг – надежду. И с помощью этого рычага все перевернули. Сейчас надежда ушла, растворилась, как вода в песке. Нам уже говорят о 2018-м, 2028-м, а мы вспоминаем «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме»┘ Теперь вот вдруг что-то произошло на Украине. Народ стоит на площади, а через нее надо проехать на лимузине к месту работы генералу, князю, боярину, царю, апостолу, – а его не пропускают. Он говорит: «Пропустите, мне на работу надо». А ему отвечают: «Не надо тебе на работу. И работы твоей нам не надо».

Почему так все получилось? Не думаю, что только из-за американских денег. Скорее всего посмотрели-посмотрели на наших политтехнологов, и появилась альтернатива, тот же самый рычаг. А альтернатива эта – ненависть, в народном уже, почти бытовом преломлении, к и так не шибко любимым москалям, евреям и так далее по списку. И вот эта ненависть, альтернатива, рычаг, с помощью которого можно все перевернуть, и есть тот самый страшный и незабываемый урок, который преподали нам украинские братья и сестры и о котором не должна забывать наша власть.

 

– Ну, нашей власти не до этого. Отмена льгот, монетизация, стихия робко, но просыпается┘

 

– Да, вышли на улицы старики и дорогие старушки. Когда только митинги начались, выступает по этому поводу достойный человек – я его просто лично знаю – Алексей Кудрин. И объявляет на всю страну: это провокация... Слушайте: вот у него на Новый год на столе, скажем, жареный гусь, а у большинства «провокаторов» на столе не было гуся. Так это провокация или реальность?

...Вместо того чтобы в ноги старикам поклониться, сказать, что хотели как лучше, да не получается, сейчас все переделаем, восстановим, начинают вязаться: а откуда у них автобусы, кто дал? А вам, когда вы кампанию своей партии проводили, кто дал поезда, самолеты, дирижабли, вертолеты, теплоходы, эсминцы? Ну кто дал?!

Даже если не брать во внимание существо вопроса, а только вот такие детали, заявления, что, мол, пенсионеры не меньше других виноваты, ну и на цугундер их, можно сделать вывод, что мы находимся сейчас в очень сложном положении. Как только власть начнет кланяться народу, народ сметет ее в конце концов. Начнет дальше завинчивать гайки – уйдет еще раньше.

 

– Так выход-то есть?

 

– А я откуда знаю?! У меня последний фильм «Трудно быть богом» как раз про это – про то, что выхода нет. Герой не смеет использовать современное оружие против средневекового народа. Но он тоже человек, не бог – и не выдерживает местных нравов, круто замешенных на крови. Применяет оружие, перебив полгорода, становится глубоко несчастным человеком. А немного раньше он отказал в оружии местному «Пугачеву», объясняя: «Если я тебе его дам, ты станешь для них богом, а на самом деле – тираном. Ничуть не лучше того, что правит сейчас».

Он, главный герой, и наказывает горожан за то, что они перед ним на колени встают, и лекции читает. После лекций горожане берут оглобли и пытаются его убить┘

Видишь выход? Я – нет.

Лет десять назад мы вместе отдыхали под Питером, в знаменитом Доме творчества кинематографистов. Большую часть времени Герман проводил уединенно: слушал в номере классическую музыку, читал классическую литературу и только вечером выбирался в бар. Пил мастер немного, можно сказать, пригубливал, компенсировал свое воздержание и нехождение, даже в самую жару, на пляж, а в сырую погоду за грибами – байками. Их было много, каждый вечер новая... Относились к Герману в Доме творчества как к самому главному начальнику. Как к Верховному главнокомандующему. Иногда он взбрыкивал и в ответ на монолог какой-нибудь дежурной на непорядки в работе столовой отвечал, что, дескать, он – простой кинорежиссер, а у них есть директор, вот к нему и обращайтесь. Смотрительница выслушивала, но продолжала: «Нет, но с этим-то, из семнадцатого номера, вам надо что-то решать┘».

 

– Хорошо, выхода нет. Давайте так: конструктивные предложения.

 

– Мне серьезно кажется, что сейчас начинают потихоньку набирать силу из-за ошибок власти глубинные, страшные, фатальные процессы. Надо, конечно, останавливать их, пока не поздно. Причем не надо национализации, передела собственности. Нет, это просто работа над ошибками. И приоритет один должен быть: сделать сначала все для того, чтобы никто не голодал, а потом уже заботиться о высокоточных ракетах для армии, чтобы чужие боялись. И вот еще. У меня папа умирал и дня за два до кончины позвал меня, говорит: «Лешк, вот умру скоро. У меня к тебе просьба. Ты вот, когда меня не будет, посмотри, исчезнут у нас когда-нибудь таблички «Тары нет»? Кто знает, может встретимся там, расскажешь».

Таблички эти исчезли после гайдаровских реформ. Зато новые дуют ветра: только и читаешь о том, как где-то срезали 10 километров кабеля под высоким напряжением. Или тракторный парк угнали в палатку для сбора вторсырья. Да, ребята, сделайте меня на неделю начальником ГУВД, где ни один нижний чин в эти семь дней не будет брать взятки, – и все будет кончено! То есть посажу сначала тех, кто принимает, а уже потом тех, кто дает. Хотя второе скорее уже не понадобится. Кто-то сейчас скажет: «Дожили! Герман за то, чтобы сажать». Отвечаю: дожили. Герман за то, чтобы сажать. И уже перестаю понимать, почему из-за идеи вхождения в Европу русскому скоро на улицу будет не выйти.

 

– То есть Европа как идефикс нам скорее вредна, чем полезна. И чего мы добились?

 

– Пока самого хренового – резкого поглупления народа. Телевидение, содравшее идеи западных шоу, показывающее что-то запредельное, сериалы тошнотворные, макулатура на развалах. Что говорить┘ Как будто сбросили нам в тыл десант американской культуры. Я всегда считал, что русские чуть-чуть интеллектуальнее других, чуть-чуть┘ Сегодня мои коллеги снимают по не самым лучшим американским лекалам. И вообще много всякой ерунды было снято, чудовищных фильмов.

 

– Ну а если говорить о последнем времени?

 

– Да, в последнее время что-то все же изменилось в лучшую сторону, надо об этом сказать. В первую очередь для меня лично – это фильмы Дмитрия Месхиева «Свои» и Киры Муратовой «Настройщик». Причем я уж было на Диму рукой махнул, думал: все, кончился он как режиссер. Он три фильма снял, сам зная, что это не то. Я его после каждого спрашивал: почему так, зачем? Он отвечает: ну, так складывается. А то я не понимаю, что из-за денег. Когда в третий раз от него это услышал, подумал: точка. И вдруг он как бахнул! Вопреки всем моим теориям. И с Кирой тоже┘ Я фильм посмотрел, он мне жутко не понравился, ходил, плевался. Утром проснулся, настроение плохое. Вдруг понимаю, что это из-за ее героев. Зацепило. А это главный критерий.

 

– А «Возвращение»?

 

– Ну, так┘

 

– Киноязык не понравился?

 

– Да нет. Вообще, понимаешь, не хочу я говорить что-то такое, плохое, о совсем молодом режиссере. Что-то там есть, но что?.. Не задело меня. Кира задела, «Свои» задели, а это нет┘

Герман встает, подходит к большому окну своего второго этажа, недавно переоборудованного из чердака в кабинет и почему-то до сих пор не признаваемого чиновниками, и говорит: «Смотри, как красиво!» Через ажур черных деревьев блестит в вечерних сумерках Нева, а на том берегу пылает электричеством дворец.

 

– Это что?

 

– А это, милый мой, Смольный...

 

Отдыхал Алексей Герман, будучи еще молодым, но уже вполне опытным кинорежиссером (две картины «на полке») в Доме творчества в Пицунде. Тогда он еще выбирался на пляж. А рядом народ. Причем разный, были и те, по чьей воле не выходили на экраны снятые картины. И вот как-то Алексей, одурев от солнца, присел, посмотрел на гладь тишайшего в эти минуты моря. Что-то там блеснуло вдали. И явно не белый парус. «Дерьмо», – сказал Герман, ни к кому не обращаясь. Первым откликнулся махровый даже по тем временам ретроград, писатель со всероссийским именем. «Что? – спросил он, так же уморенный жарой, – где?» – «Да вон там, – показал Герман, – видите? Дерьмо плывет┘» – «Да это же дощечка, пенопластовая┘» – «Дерьмо», – угрюмо гнул свое Герман. «Вот поэтому у вас и фильмы на полках лежат, что везде и во всем вы только дерьмо видите. И дальше их будем туда складывать». – «Ладно, – сказал Герман, – сейчас проверим. Паша, будь другом, сплавай, посмотри, что там плывет». Молодой киносценарист, прогрессивный и жизнерадостный, сверкнул на солнце загорелым ладным телом, нырнул и поплыл. Через минуту из моря донеслось победительно-радостное: «Леха, дерьмо┘» Это – Герман. Он всю жизнь так прожил. Завоевал мировую славу. Подсадил сердце, рассказывая, доказывая и, главное, показывая только правду.

 

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2258
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5041
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2774
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3197

Другие новости