0
3320
Газета Антракт Интернет-версия

10.02.2006 00:00:00

Здесь парились и Пушкин, и Толстой

Тэги: сандуны


сандуны Банный зазывала в духе времени.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Вот уже более века Сандуны остаются символом русской банной традиции. «Здесь мылся человек, который шел в ногу со временем» – надпись, кем-то выбитая на одной из лавок в Сандуновских банях, во многом отражает феноменальность этой самой известной общественной купальни России.

Построил дом – построй баню

История бани начинается в глубокой древности. В античные времена египтяне, греки, римляне придавали огромное значение чистоте тела и всегда пользовались баней.

Древнейшими банями считаются римские термы. Строительство терм было делом чести для римских императоров. Каждый из них стремился превзойти предшественников в размерах и роскоши «банных дворцов», которые поражали красотой своего убранства. В них не только мылись, но и вели беседы, рисовали, читали стихи, пели. Римляне не представляли себе жизни без бани и, даже здороваясь, вместо приветствия спрашивали: «Как потеете?»

Постепенно термы стали появляться в разных странах Европейского и Азиатского континентов, видоизменяясь в соответствии с народными традициями.

После падения Римской империи и утверждения христианства в Европе начались гонения на все, что было связано с Римом, в том числе на бани. Христианские проповедники призывали никогда не мыться в целях духовного очищения. Так, королева Испании Изабелла Кастильская (конец ХV века) призналась, что мылась два раза в жизни – после рождения и перед свадьбой. А французский король Людовик ХIV издал эдикт, согласно которому придворные должны были пользоваться духами, заглушающими запахи грязных тел. Результатом такого отношения к гигиене явились страшные эпидемии, которые унесли жизни миллионов людей в Европе.

В отличие от Европы в русской культуре баня, появившись однажды, прочно вошла в традицию.

Уже в V–VI вв. парная баня стала неотъемлемой частью жизни славян. «Построил дом – построй баню», – гласит народная мудрость. В бане мылись, отдыхали после тяжелого трудового дня, лечились от различных недугов. Она была олицетворением гостеприимства и домашнего очага.

Поход в русскую баню всегда был аттракционом для европейских путешественников: в голове какого-нибудь немца, англичанина или француза никак не укладывалось, как невыносимая жара парилки, энергичные удары веника, ледяная прорубь или сугроб могут дарить такой прилив сил и отличное настроение.

Русские парные бани быстро приобрели мировую популярность: они считались наиболее полезными для здоровья, а сама банная процедура многих приводила в восторг.

Устройство бань на протяжении многих веков не претерпевало никаких принципиальных изменений, осталось оно таковым и по сей день.

О пользе царских подарков

История Сандуновских бань началась еще в начале XIX века и связана с именами двух талантливых актеров: Силы Сандунова и Елизаветы Яковлевой (Урановой).

Кому помыться, кому постираться.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
В 1783 году Сила Сандунов, известный комедийный актер, был приглашен в Петербург, чтобы играть в придворном театре Екатерины Великой. Там он познакомился со знаменитой актрисой и оперной певицей Елизаветой Яковлевой, известной под сценическим псевдонимом Уранова. Талантом Яковлевой была пленена сама императрица, которая и наградила ее псевдонимом в честь недавно открытой планеты Уран. Помимо незаурядного голоса Уранова обладала необыкновенной красотой и пользовалась огромной популярностью у мужчин. Среди ее поклонников был один из самых богатых и могущественных людей России того времени – вице-канцлер граф Александр Безбородко.

Однако Уранова предпочла влиятельному вельможе актера-комика, и вскоре Сандунов и Уранова были помолвлены. Безбородко решил противостоять этому союзу и приказал выслать Сандунова из Петербурга в Херсон, а Уранову собирался похитить. Но планам Безбородко не суждено было сбыться. В день, назначенный для похищения, Екатерина приказала играть комическую оперу «Федул с детьми». Уранова, которая уже знала о высылке Сандунова, решилась на отчаянный шаг: прямо со сцены подала присутствующей в театре императрице жалобу. Сандунова сразу же вернули в Петербург и тайно обвенчали с Урановой в придворной церкви; вице-канцлеру же сделали строжайший выговор. Существует мнение, что такое поведение Урановой на сцене было придумано и срежиссировано самой Екатериной: ясные намеки на события вокруг Урановой содержатся в тексте пьесы «Федул с детьми», написанной императрицей.

После свадьбы преследования Сандуновых продолжались, и Екатерина поспособствовала переводу супружеской пары в театр Медокса (самый известный в те времена московский театр, который располагался на месте современного Большого театра). Чтобы улучшить материальное положение семьи, Сандунов решил открыть в Москве собственное дело. Скопив денег из своего актерского жалованья и продав роскошное бриллиантовое ожерелье, которое Екатерина подарила его жене на свадьбу, Сандунов недорого купил землю на берегу речки Неглинной. В дальнейшем он выкупил земли соседей и снес все строения, чтобы выстроить новые магазины и жилые кварталы. Однако, когда речку Неглинную в 1805 году заключили в подземную трубу, Сандунов решил использовать освободившуюся землю для постройки бани. К 1808 году Сандуновские бани были готовы. В новые бани «так и хлынула вся Москва».

Парадоксальным образом чистота тела никак не отразилась на чистоте любви. Чем больше слава Сандуновских бань росла, тем сложнее становились отношения Сандунова с женой. Урановой пришлось не по душе, что бани, в которые она внесла значительный материальный вклад, носят имя мужа. Союз Сандунова и Урановой в итоге распался, а бани в 1812 году перешли в собственность Урановой, хотя и сохранили свое первозданное имя.

Клуб или поликлиника

Думаете, дворец? Нет. Бани.
Фото из книги 'Москва великая'
С дня своего открытия Сандуновские бани стали центром общественной жизни столицы: чем-то вроде английского клуба для дворян и поликлиникой для простолюдинов. Сандунов впервые ввел в баню разделение на мужские и женские отделения (раньше в банях существовали лишь условные перегородки, разделяющие раздетых мужчин и женщин). Для дворян были созданы отдельные номера с мягкими диванами, чистыми простынями, зеркальными раздевальнями, серебряными тазами и шайками. Дамы высшего общества могли приезжать в номера с болонками и моськами – горничные мыли собачонок вместе с барынями. С Сандуновских бань зародилась русская традиция, согласно которой перед свадьбой богатые купеческие невесты мылись в бане.

В «дворянских» отделениях Сандуновских бань парились и Пушкин, и Толстой. Чехов, живший по соседству, очень любил ходить в Сандуны и боялся лишь одного: вдруг встретит там своего приятеля Сергиенко, который «возьмет его за пуговицу и целый час начнет что-то рассказывать».

Банный дворец

Дальнейшая история Сандуновских бань не менее драматична.

После Урановой бани многократно меняли своих хозяев. В результате к концу XIX века они сильно обветшали и не приносили никакого дохода. В 1870 годы Сандуновские бани перешли в собственность миллионера-дровяника Ивана Фирсанова, а в 1890 году, после смерти Фирсанова, достались по наследству его дочери, Вере Фирсановой – красивой и очень перспективной невесте. Множество московских женихов из «золотой молодежи» и «солидных богачей» крутилось вокруг Фирсановой. В итоге Фирсанова вышла замуж за бедного дворянина поручика Гонецкого, чьи друзья заверили Веру Ивановну, что Гонецкий – единственный наследник польского магната-миллионера.

После свадьбы Гонецкий с энтузиазмом занялся делами жены. Он смог убедить Веру Ивановну, что стоит вложить средства в Сандуновские бани: построить на месте развалин, которые «позорят фамилию Фирсановых», «дворец для бань», какого «Москва еще не видела и не увидит». Гонецкий отправился в Турцию и Ирландию, чтобы лично ознакомиться со всеми особенностями банного дела. Для постройки «банного дворца» был приглашен один из лучших венских архитекторов того времени – Борис Фрейденберг.

Новые Сандуновские бани были освящены 14 февраля 1896 года. Пол-Москвы пришло посмотреть на новые Сандуновские бани. И действительно, такого еще никто не видел.

Трехэтажный дворец. Фасады здания были выполнены в стиле эклектики с элементами барокко, рококо, ренессанса, готики, классицизма. Просторные светлые залы бани были выложены мрамором и гранитом. Роскошные интерьеры отличались оригинальностью отделки – Арабский дворик, Мавританский зал, Готический зал, ирландская и русская парные, античный бассейн. Бани обладали самым новым по тем временам техническим оборудованием. Cпециально для Сандуновских бань была построена электростанция, лишь третья в Москве. (Кстати, за счет этой электростанции освещалось венчание на царство Николая II в том же году.) Воду из реки подавали через американские водяные фильтры. Специальная система вентиляции обеспечивала двукратный обмен воздуха в помещении в течение часа.

Хотя в банях, как и во времена Сандуновых, были и дешевые отделения для простого народа, и дорогие отделения, где собирался московский цвет общества, Сандуны стали более элитарным заведением. В самое дорогое полтинничное отделение строго по вторникам приходил сам Федор Шаляпин, спасаясь от многочисленных поклонников. Но почитатели оперы и тут не оставляли любимого певца, и в эти дни в банях было очень тесно.

После открытия Сандуновских бань Фирсанова и Гонецкий расстались. Гонецкий сильно проигрался в карты и заложил бани в одном из ипотечных банков. Фирсанова обо всем узнала, выкупила бани, а мужа «послала в баню», в смысле выгнала прочь.

Доступно, но не всем

Бани, выстроенные Гонецким, пережили революцию, однако в советский период потеряли свой былой лоск: многие фасады и интерьеры бани были утрачены, а часть здания и вовсе была передана во владение другим организациям. Лишь московское правительство продолжало ходить в Сандуны, видимо, из-за близкого расположения бань к Кремлю.

В 1991 году Комитет по охране исторических памятников г. Москвы объявил Сандуновские бани памятником архитектуры, а в 1992 году начались ремонтные и реставрационные работы, которые продолжаются по сегодняшний день и в ходе которых в банях пытаются восстановить первоначальную архитектуру и модернизировать оборудование.

Сегодня Сандуновские бани – это все те же поражающее своей роскошью мужские, женские и номерные отделения. Однако в отличие от XIX века Сандуны стали менее демократичными.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1243
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3283
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1861
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2177

Другие новости