0
4786
Газета Антракт Интернет-версия

08.06.2007 00:00:00

Странные танцы Йоко Оно

Тэги: йоко оно, мастеркласс


йоко оно, мастер-класс Так, согласно коммуникационной теории Йоко Оно, подается сигнал «Я люблю вас».
Фото Александра Лепешкина

После открытия в ЦУМе своей выставки «Одиссея таракана» почетная гостья Второй московской биеннале американская художница Йоко Оно согласилась на предложение фонда «Русский век» и провела мастер-класс для молодых художников. Он состоял из серии перформансов-притч и больше был похож на сеанс групповой психотерапии.

– А я люблю бренд Lacoste, – сказал юноша в рубашке-поло.

– Да ладно тебе – Lacoste. Посмотри на себя, зачем тебе Lacoste? Ты же молодой еще, – возразила ему спутница в розовом топе.

– Ну┘ одежда Merc мне еще нравится, и Ben Sherman.

– Вот Merc тебе подходит.

Заправские модники и, возможно, будущие художники, парень и девушка, устроившиеся на одном из последних рядов в зале на четвертом этаже нового помещения ЦУМа, явно скучали, лениво перекидываясь названиями любимых марок одежды.

Мастер-класс Йоко-Оно, художницы-концептуалистки, дальней родственницы русской художницы Варвары Бубновой, композитора и певицы и все же более известной как вдова Джона Леннона, японки Йоко Оно сильно задерживался. Как выяснилось позднее, потому что художница решила непременно снимать свое выступление перед московской публикой на видео, а съемочная группа слишком долго настраивала оборудование.

Принаряженные студенты художественных вузов (так организаторы условно обозначили публику, которой был адресован мастер-класс) прервали свой треп о брендах лишь тогда, когда на сцену взошел комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн.

Он сказал, что госпожа Оно любезно приняла предложение фонда и биеннале выступить перед зрителями, но предупредил, что Йоко собралась показать не совсем обычный мастер-класс, скорее перформанс, поэтому, мол, ничему не удивляйтесь и будьте готовы ко всему. «Раздеваться будет», – цинично предположил влюбленный в Lacoste юноша. Его собеседница негромко хохотнула.

Скепсис по отношению к персоне Оно испытывала не только собравшаяся на мастер-классе молодежь, которой свойственно не доверять людям намного старше себя. Даже часть взрослой публики, считающей себя продвинутой, почему-то полагает хорошим тоном рассуждать о выставке Оно «Одиссея таракана», в которой история XX века показана историей человеческого насилия, с прохладцей и саркастической ухмылкой. Мол, видели мы все это уже сотню раз – чему она нас может научить? Впрочем, это неудивительно: еще Джон Леннон называл свою жену самым неизвестным известным художником на свете, в том смысле, что имя Йоко Оно куда известней ее идей и работ – оно-то глаза людям и застит. Со времени этого высказывания прошло больше 30 лет, и за последние 27 из них прекрасно воспитанной и высокообразованной японке неоднократно приходилось показывать клыки и когти в борьбе за увековечивание имени Леннона в коллективной памяти. Возможно, по этой причине Йоко Оно нередко воспринимают со снобской издевкой, как какую-то выжившую из ума старушенцию, на людях без остановки твердящую о былом.

Когда после многозначительного предупреждения Иосифа Бакштейна в зал вошла Йоко Оно, окруженная тремя охранниками, публика весьма ощутимо напряглась. Взойдя на сцену, крохотная художница, одетая в строгий брючный костюм, лихую шляпу и темные очки с дужками кислотного цвета, незамедлительно объявила в микрофон, что первая часть ее мастер-класса называется «Память крови»┘ И тут же начала танцевать (!) под видеопроекцию клипа на свою знаменитую песню Walk On The Thin Ice, склеенного из хроники жизни Джона и Йоко в Нью-Йорке тридцатилетней давности. Зал недоуменно наблюдал за непрофессиональными телодвижениями 74-летней женщины. По рядам пошел ироничный шепоток: «Во дает!» На экране тем временем появились откровенные кадры – обнаженные Джон и Йоко лежат в постели, обнимаются, целуются и шепчут друг другу что-то нежное. Тихий гул ошарашенного зала сменился смущенным молчанием, а Йоко продолжала танцевать, временами копируя движения той необычной японки из прошлого с остро скошенными скулами и волосами, забранными в хвост. Затем музыка сменилась на более агрессивную, и почти без паузы на экране возникли крупные цветовые пятна, за которыми угадывалась искаженная спецэффектами видеосъемка каких-то уличных акций, вероятно, Леннона и Оно. А Йоко распласталась на подмостках – перешла, так сказать, к упражнениям лежа.

В заключение «Памяти крови» на экране появилась проекция фотографии, на которой счастливые Джон, Йоко и их сын Шон запечатлены в хороший солнечный день. Постепенно это невероятно жизнеутверждающее изображение начало растворяться в белом цвете, и, когда исчезли последние пятна зеленого, Оно издала долгий, страшный и отчаянный полукрик-полуклекот, от которого по коже поползли мурашки размером с крупных прусаков.

Теперь окончательно стало ясно, что зал совершенно напрасно аплодировал 10 минут назад – под финал Walk On The Thin Ice. Ведь не на шоу пришли. Эти странные танцы были очень искренней исповедью художника: на наших глазах Йоко Оно заново пережила самые яркие моменты своей жизни – великую любовь и жуткую боль самой большой потери.

Поменяв пиджак и шляпу, Йоко Оно перешла ко второй части своего мастер-перформанса, в которой изложила свои взгляды на способы человеческого общения.

Поначалу она разыграла мини-пьесу для человека и стула, в которой разными способами – от молотка до истерики – безуспешно пыталась спровоцировать предмет на реакцию. Потом художница пригласила на сцену куратора выставки, директора лондонского Института современного искусства Филипа Додда и объявила, что сейчас проведет беседу с умным человеком.

Этот разговор больше всего был похож на абсурдные сценки, которые когда-то показывали комики из английского телешоу «Монти Пайтон». В ответ на умные вопросы Додда о природе ее творчества Йоко производила замеры головы, рук и ног собеседника, сбивая куратора с толку выводами о его личных качествах, сделанными на основе своих измерений. Эти выводы были столь же нелепы, как и все догадки искусствоведа об источниках вдохновения художницы. Под конец Оно предложила Додду сменить способ общения и залезть под расстеленное на сцене черное покрывало.

«Боюсь, мне это не понравится», – пытался отшутиться куратор, но, уступив настойчивости Оно, немедленно стянувшей с него пиджак, под тряпку все-таки полез. Впрочем, Йоко и Филип недолго вели приватное общение и быстро вылезли наружу, сославшись на крайнюю жару.

После того как Йоко Оно дала понять, что вербальное общение между людьми бывает куда менее эффективно и содержательно, чем общение языком тела или даже детская игра, она надела белую кепку и перешла к заключительной и самой традиционной части мастер-класса, предоставив залу возможность задавать ей вопросы.

Вот здесь-то коммуникационная теория Оно получила наглядное подтверждение – беседа художницы с залом стала апофеозом взаимонепонимания (таков уж закон пресс-конференций: дорвавшись до микрофона, люди спрашивают совсем не то, что их интересует, а интервьюируемые частенько отвечают не на те вопросы, что им задают).

К чести Йоко Оно, надо заметить, она сумела ответить на самые трудные вопросы, в том числе «Где вы черпаете вдохновение?» («Мое вдохновение – это вы. Спасибо вам») и «Где вы находите силы жить без Джона Леннона?» («Я не расставалась с Джоном Ленноном. Я считаю, например, что сейчас он присутствует здесь – в этом зале»).

Пока Йоко Оно отвлекала ответами внимание собравшихся, в зале разворачивался еще один перформанс, в который теперь уже вовсю были вовлечены зрители. Помощницы Оно пустили по рядам мотки разноцветной шерсти, призывая людей по очереди связываться ими в единую цепь. Расслабившиеся слушатели, убедившиеся, что перед ними великая и мудрая женщина, а не та эгоманьячка, которой ее принято воображать, охотно принимали правила еще одной детской игры, не забывая аплодировать наиболее удачным ответам Йоко.

Процесс установки прочной связи между залом и художницей продолжился, когда, разделавшись с вопросами, Оно попросила всех воспользоваться полученными в начале мастер-класса фонариками и разом посветить, подав ей и друг другу знак «Я люблю вас».

По сигналу затемненное помещение осветилось сотней огоньков, как «Олимпийский» во время исполнения баллады. В это время Йоко читала со сцены мантру, смысл которой вкратце сводился к тому, что любовь победит все житейские невзгоды и залечит любые раны.

Финальным аккордом сеанса групповой терапии по нормализации психологического фона, устроенного художницей москвичам вместо мастер-класса, стал еще один перформанс-притча – в зал внесли поднос с красивой фарфоровой вазой и поднос с осколками.

Оно объяснила, что эти осколки были некогда точно такой же вазой, взяла один и предложила всем присутствующим разобрать остальные. «Когда я вернусь сюда через 10 лет, мы снова соберемся вместе, – говорила Йоко Оно. – Мы составим из осколков вазу в первозданном виде и склеим ее. Я обещаю».

– Хочу осколок, – вдруг протянул юноша – фанат Lacoste, Merc и Ben Sherman, впервые нарушив молчание за все время мастер-класса.

– А я фонарик, – отозвалась его подруга.

П.Кремень. 'Пейзаж', 1918 г.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1380
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3607
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2037
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2315

Другие новости