0
2726
Газета Антракт Интернет-версия

22.06.2007 00:00:00

Психотерапия как культурный проект в России не состоялась

Тэги: папуш, психолог, психотерапия


папуш, психолог, психотерапия Михаил Папуш: «Мой опыт не позволяет относиться к исповеди как к жизненной реальности».
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Профессор Института практической психологии Михаил Папуш в 1970-е активно переводил и распространял зарубежную психотерапевтическую литературу как подпольный самиздат. Вокруг этой деятельности в свое время сложился неформальный центр освоения зарубежных психотерапевтических методик, что впоследствии сформировало Ассоциацию психологов-практиков. Сейчас Михаил Папуш много издается и практикует.

О том, почему он считает психотерапию в России безуспешной и каковы главные превратности самосовершенствования личности, Михаил Папуш рассказал в интервью «НГ».

– Михаил Павлович, в какой момент в нашей стране стало популярным обращаться к психотерапевтам и каким образом это укоренилось у нас и стало такой же потребностью, как, например, абонемент в спортклуб?

– По-моему, не укоренилось и не стало. Хотя, конечно, многие практикующие психотерапевты с моей точкой зрения не согласятся. На мой взгляд, психотерапия у нас «не пошла». И понятно, почему. Для массового западного клиента психотерапия – это хорошее времяпрепровождение, а у нас большинство людей занято выживанием или достижением целей из последних сил: «не до жиру, быть бы живу».

Средний класс, который мог бы составлять значительную часть психотерапевтической клиентуры, не живет у нас достаточно спокойно.

Мы же говорим о той психотерапии, которая не является частью медицины.

Это вопрос увеличения человеческих возможностей или, если говорить серьезно, – вопрос самосовершенствования. Реальное самосовершенствование требует интенсивной работы. Возможна, конечно, и имитация работы над собой, но даже и это – весьма достойное времяпрепровождение.

– То есть на Западе это, грубо говоря, хороший способ проведения досуга?

– Думаю, что дело обстоит именно так, хотя прямо никто этого не скажет. А у нас досуг понимается по-другому. У нас досуг – это «отдохнуть от напряжения». Телевизор, пиво, Турция, пляж. Когда выдается свободная минута – нужно расслабиться. А прийти на психотерапию – значит собраться и переживать какие-то действительно серьезные вещи.

Это трудно, поэтому это явление не массовое. Так что наша клиентура состоит из двух частей. С одной стороны, это люди, которые действительно хотят работать над собой, с другой – люди, которые переживают значительный дискомфорт и полагают, что психотерапия поможет им с этим дискомфортом справиться.

– То есть все-таки существует объективная потребность в услугах психотерапевта? Ведь есть огромные проблемы, связанные с подростковым возрастом, семейные проблемы┘ И, как кажется, психологическое сообщество может что-то взять на себя.

– На самом деле это довольно грустная ситуация. Те, кто работал в психологической консультации, знают: чтобы решать проблемы, например, подростков, надо решать проблему семьи в целом. А чтобы решать проблему семьи в целом – нужно менять жизнь. А это редко бывает возможным: жизнь, как правило, очень устойчива в своей неблагополучности, и люди не так часто готовы делать усилия, чтобы это неблагополучие преодолеть. Они приходят, как к врачу, чтобы с ними «что-нибудь сделали», а когда выясняется, что тут нужно работать самим, – не каждый на это соглашается.

– То есть нет никаких локальных задач, которые можно решить?

– Такие задачи, конечно, бывают, особенно на первых этапах, иначе никакой психотерапии вообще не было бы. Но, как правило, локальные задачи быстро выводят к глобальным проблемам. Приходят люди, и ты понимаешь, что могло бы быть сделано, и понимаешь вместе с тем, что скорее всего ничего сделано не будет.

Давайте еще раз сравним эту ситуацию с фантастическим, воображаемым Западом. У этих воображаемых людей жизнь относительно благополучна, и есть ресурс на дальнейшее ее совершенствование. А у большинства наших людей жизнь сама себя едва поддерживает, и ресурса на ее совершенствование практически нет.

Реальная клиентура психотерапии – это люди, которые хотят совершенствовать себя, люди, y которых есть на это внутренние ресурсы.

– То есть настоящая психотерапия – это не столько отдохновение от трудов, сколько нелегкий путь?

– Конечно, это труд, и прежде всего – труд клиента. Именно поэтому медицинская модель: «сделайте со мной что-нибудь» – не работает. Психотерапевт – это консультант, руководитель, советчик, кто угодно, но он не может работать вместо клиента.

Я как психотерапевт занимаюсь фасилитацией личностного роста – или, если перевести на более привычный русский язык, сопровождением развития личности – для тех клиентов, которым это нужно.

Таких людей, конечно, не очень много. Это специфически-элитарная публика: не элита в финансовом или политическом смысле и даже не просто интеллигенция. Интеллигенции в России как раз всегда не хватало практической психотехники. Это – психотехническая элита, и я полагаю ее в каком-то смысле надеждой нации.

– Давайте обратимся к истории. Существовали ли в Москве какие-то серьезные неформальные кружки, где формировалась некоторая парадигма идей, на которых вы воспитывались?

– Еще в 1980-е годы сложился некоторый круг людей вокруг созданной Владимиром Столиным (это преподаватель психфака МГУ) семейной консультации. Из академической науки перешла в психотерапию профессор Юлия Гиппенрейтер. А затем в конце 1980-х – начале 1990-х был мощный психотерапевтический бум – к нам стали приезжать столпы западной психотерапии начиная с таких звезд первой величины, как Карл Роджерс, Вирджиния Сатир.

Это стало модным, они приезжали сюда, и даже не по одному разу. Они нас учили. А потом эта волна схлынула... Когда стали приезжать люди среднего уровня, то стало понятно, насколько они не понимают нашей реальной жизни, уровня озлобленности и общего неблагополучия, взаимной подозрительности.

– Какие имена в современной психотерапии для вас являются авторитетными? Ведь вы являетесь еще и переводчиком некоторых базовых психологических трудов.

– Ну прежде всего это отцы-основатели гуманистической психотерапии: клиент-центрированная терапия Карла Роджерса, трансакционный анализ Эрика Берна, гештальттерапия Фрица Перлза. Лично я начинал как гештальттерапевт, потом подключил к своей работе трансакционный анализ. Можно упомянуть экзистенциальную психотерапию Бьюдженталя, телесно-ориентированные варианты психотерапии (Лоуэн и др.)

Но, в общем, то, на чем я был воспитан, сейчас стало историей. На Западе – это уже прошлое, а у нас оно так и не стало настоящим. На Западе гуманистическую психотерапию, расцветшую в эпоху Human Potential Movement (движение за реализацию человеческого потенциала), сменила технологическая психотерапия типа НЛП и высокоумная трансперсональная терапия. А нам приходится разрабатывать собственные подходы. Я, например, сформировал «коммуникативный анализ и коммуникативную психотерапию».

– То есть, на ваш взгляд, психотерапия не сформировалась в России как реальный культурный проект?

– По-моему, нет. Еще раз скажу, что с моим мнением, наверное, многие не согласятся.

– Если посмотреть на психотерапию как на сегмент рынка. На Рублевском шоссе огромные плакаты, рекламирующие психолога Курпатова. Висит огромная фотография – смесь успешного топ-менеджера и эстрадного актера и надпись: «Психология – это искусство». Это что? Упаковка для жильцов Рублевки? Этот человек имеет какое-то отношение к психотерапии?

– Я его лично не знаю. Книжки видел. Это банальности, упакованные в красивую обложку.

– Вы говорите, что в России слишком неблагополучная жизнь для существования психотерапии. Но, кажется, есть и чисто российские особенности, которые мешают процессу становления этой службы. С одной стороны, у нас есть традиция поплакаться другу в жилетку, с другой – «великая русская литература», которая так проникает в душу читателю, что западным писателям и не снилась. Ну и, конечно, практика исповеди в Православной церкви.

– Мой опыт не позволяет относиться к исповеди как к жизненной реальности. По-моему, это нефункциональная архаика. Что касается «великой русской литературы», то большинству читателей не приходит в голову соотнести свою реальную жизнь с судьбой книжных героев. А вот практика «поплакаться в жилетку» – это очень серьезно. На Западе люди приходят к психотерапевту, чтобы поговорить о своей жизни, а у нас это происходит и без всяких терапевтов. У всех есть подруги и приятели, и все выслушивают бесконечные жалобы.

– Это эффективно?

– Психологически это довольно грязное занятие, потому что жалобы никогда не помогают и к советам никто не прислушивается. Вообще совет – это защитная реакцией от принятия чужого дискомфорта. Люди стараются «слить» друг на друга свой дискомфорт, и «дружеский совет» – это щит от реального горя и переживаний не очень близкого человека.

– Можно ли сказать, что современное общество просто тотально дезориентировано? Раньше существовала какая-то парадигма ценностей, которые через государство транслировалось в общество, сейчас ничего нет, кроме информационной открытости. Если реальная работа над собой – удел немногих отважных людей, то что остается остальным?

– Это очень серьезный вопрос. На мой взгляд, реальной жизнью живут небольшие экспериментирующие группы, самые разные: психологические, театральные, литературные, художественные, или какие-то общины, которые выезжают жить в деревню┘ Они подчас неуклюже-одиозны, чаще всего в перспективе не вполне жизнеспособны, но они практически прорабатывают различные открывающиеся возможности новой культуры. А в целом общество дезориентировано, как в конце античности: старая жизнь кончилась и не может предоставить ни ценностей, ни ориентиров, а новая еще не сложилась. И толпы растерянных людей мечутся, кидаются то к гадалкам, то к МММ┘ Основная масса людей даже не осознает, что живет в условиях глобального цивилизационного кризиса, как называл нашу эпоху социолог Борис Грушин. Но если конкретный человек осознает реальное положение и реальные задачи эпохи, он может искать новые формы жизни и сопротивляться общей тенденции распада. Цивилизационный кризис – это не только конец старой эпохи, это – начало новой, и вера моя состоит в том, что и от нас зависит, какой она будет.

Человечество всегда стремится к недостижимым идеалам. Торс статуи Аполлона. 1000 г. до н.э.
Фото Reuters

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
643
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
564
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
675
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
471

Другие новости