0
8343
Газета Антракт Интернет-версия

29.06.2007 00:00:00

Маршрут Земфиры

Тэги: концерт, земфира, эстрада


концерт, земфира, эстрада «Странно, трамваи не ходят кругами, а только от края до края».
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

«Ее звали мечтой./ Он хотел убежать./ Да, он хотел убежать./ И звонили звонки/ Через все позвонки,/ Так он хотел». Земфира не первая придумала зарифмовать «звонки» и «позвонки». Речь сейчас не об авторстве, а о праве. Рифма «звонки» – «позвонки» исполнена у нее глубокого смысла. Любую весть из мира внешнего лирический герой Земфиры воспринимает как весть глубоко личную, внутреннюю – через позвонки, то есть через стержень, на котором держится человек. Ведь сломать позвоночник или хребет – значит убить человека. Земфира постоянно готова к этому убийству, САМОубийству, но не в том смысле, что готова покончить жизнь самоубийством, а в том, что готова жертвовать всем ради серьезности этого мира.

«Убивай свою прихоть, сколько можешь убивай», – поет она. Слово «прихоть» тут употреблено точно и свежо. Ведь, казалось бы, прихоть – это так немного, так скромно и камерно. Но убивать приходиться все равно. Здесь также есть понимание того, что не всю прихоть можно убить. «Сколько можешь убивай» – получается, что убивать надо, но прихоть все равно останется. То есть прихоть в какой-то части своей неподвластна человеку и его воле. «Странно, опять не хватило воли, я множу окурки, ты пишешь повесть». В этой строчке главное не то, что воли не хватило, а именно это «странно»: лирический герой обладает невероятной силой («Себя сделав сама, сделала больно»), но эта сила не беспредельна, она слабее того, что есть в человеке, и Земфира с удивлением наблюдает за собой со стороны. Она не ожидала, что воли может «не хватить», она удивлена, что есть в человеке еще что-то, кроме сознательной силы. Есть еще и бессознательная слабость. И вот это ощущение дистанции внутри себя, между собой и +собой – это и есть та психологическая и даже духовная глубина, которая поражает в Земфире.

Ее лирический герой очень аккуратно обращается с такой категорией, как время. Можно разгадать «знак бесконечность», но нельзя поймать эту бесконечность за хвост. У Земфиры конечно (от слова «конец») все, жизнь воспринимается как отрезок - и не потому, что нужно закончить один этап и начать второй, а потому, что «отрезок» – это то, чего больше уже не будет. И в той же песне: «Странно, трамваи не ходят кругами, а только от края до края». Трамваи на самом деле ходят кругами, но лирический герой Земфиры не согласен бегать по кругу. Отрезок короче, жестче, но только в нем можно себя реализовать. Земфира бежит по отрезку и не боится его конца. Она знает, что жизнь трагична. «Я разбегусь из окна» – это как раз про этот отрезок, который кончится. Путь в ее песнях всегда конечен и почти всегда трагичен. Даже и так: «И я топаю на крышу». Сама эта строчка еще не предвещает ничего плохого, но в контексте всего творчества получается, что после крыши всегда следует Тауэрский мост, на который можно только упасть. Или в другом месте: «Но ты же знаешь только три перекрестка». Перекресток – это крест, это поворотный момент жизни, это выбор, и Земфира бесповоротно решается именно таким путем продолжать движение. Движение куда? Здесь нет определенного ответа, но совершенно ясно, что само движение начинается тогда, когда не двигаться уже невозможно: «Шестера не выдержит – дернет первой». Движение – безотчетная сила, оно готово преодолеть все, но в мире есть пробки и три перекрестка, которые не обойти. Как ни странно, но получается, что это своеобразный крестный путь лирического героя.

Вообще мотив движения – чуть ли не основной в ее песнях. Земфира все время куда-то едет, летит, плывет, покупает билет и садится в поезд. Это не банальное и пошлое стремление домой и не романтическое, скитальческое – от дома, это именно Земфирин способ жить, существовать, осознавать себя. Она двигается, потому что однажды «по венам пустила свое чувство» и просто так остановиться уже нельзя. Движение есть почти в каждой песне, цитаты сами всплывают в голове: «я еду к маме», «в открытые двери пустой маршрутки», «обратный change на билет «поздравляю, долетели», «над моей пропастью у самой лопасти», «угадай меня, но знай, что на дорогах будет скользко», «вдруг повезет и достанутся визы», «она читает в метро Набокова», «ракеты летают далеко». На последней цитате можно остановиться подробнее. Лирический герой находится на острове, то есть отрезан от мира и от движения. В этот момент все расщепляется до элементарных единиц, все уничтожается: «и капельки пота, и люди-моллюски». Моллюск – это ведь раковина, и поэтому единственное проявление жизни – это капельки пота. Раковина – невозможное состояние для Земфиры, потому что «ракеты летают далеко». И если ты не приобщен к этому полету, к этому движению, то ты, конечно, в «миноре», и ноты – капельки пота, которые беспомощно висят на нервах-струнах нотного стана.

«Я сняла наушники, слушала ветер в открытые двери пустой маршрутки». Это тоже о движении, о пути. Но о пути последнем. Он совершается буднично, на общественном транспорте. Почему выбрана именно маршрутка? На такси в смерть не уедешь, трамвай и троллейбус несут – каждый по-своему – шлейф культурных ассоциаций, со смертью не связанных, метро слишком фундаментально, да к тому же есть не в каждом городе. А маршрутка – это довольно точное отражение слепого, суетливого, разобщенного большого города. Ведь в маршрутке никто друг с другом не разговаривает, она стремительна и при этом похожа на гроб. Но главное – в названии! Это последний маршрут лирического героя, причем маршрут, который никто с ним не хочет разделить. Маршрутка пустая!!! Неуютная сама по себе, пустая, она становится жуткой. Это тотальное одиночество, от которого не укрыться в наушниках плеера. Двери открыты, но никого нет, и лирический герой, конечно, находится внутри машины. А выйти не может. Что, уже приехали?

«До скорого, мама, ключи – у соседки». У Земфиры в песнях довольно часто присутствует мама. Довольно часто – для такого рода песен, экстремальных, якобы молодежных, сексуальных. Но в том-то и дело, что песни Земфиры совершенно не молодежные. Они вообще вне возраста. Их «молодежность» определяется только силой страсти, готовностью идти на разрыв, зайти за флажки.

Земфира очень часто называет себя «девочкой» и почти никогда – «девушкой». И тут дело не только в сленге и стиле. Девочка – это понятие скорее родовое и половое, нежели возрастное. Девочка не может вырасти или «созреть». «Девушка созрела», но никак не девочка. «Девушка» – чуть ли не единственный раз употребленное слово, довольно чуждый персонаж для Земфиры. Девушка может созреть и, значит, перезреть. Девочке это не грозит: ей нечего бояться старости, потому что она не думает о своей молодости. Девочка может спокойно «болтать ботинками» и одновременно «уходить королевски». Ощущение жизненной силы сидит где-то глубоко внутри, поэтому она не беспокоится о своей внешности, не комплексует, не кокетничает («и на левой три мозоли»). У девочки может быть прошлое: «Прогоняй ностальгию мимо дыма в потолок».

«А я улыбаюсь, живу и не старюсь 14 целых лет». Сколько же лет исполнилось ей? 14? 28? 30? Не важно. Важно только то, что Земфира не боится произнести цифру, потому что за цифрой ее опыт, с которым она не расстанется.

Не жизнь пролетает мимо нее, не она пролетает по жизни – она и есть сама эта жизнь, ранимая и смелая, с огромным количеством нервных окончаний, жизнь, которая щупает окружающий мир губами, «замороженными пальцами в отсутствие горячей воды», всем своим существом. И именно у такой жизни, у такого мироощущения может быть мама. «Я еду к маме», «Мама! Америка – в двадцать два берега», «Веревочки связаны. Маме доказано самое главное». Это не «мама» из блатного репертуара радио «Шансон», не «мать» из псевдосентиментальных песен группы «Любэ». В «маме» Земфиры нет ничего сентиментального, она не из прошлого, а из настоящего. Земфира «едет к маме» не потому, что безумно любит ее, чувствует вину, долг и проч., а потому, что мама существует и к ней надо поехать; мама – это часть жизни, недоспоренные споры, комплексы человека, отражение его самого.

«Ненужная проза из-за мороза будет ли белой?» Белые стихи – стихи без рифмы, а что такое белая проза? Рифмованная или написанная пальцами, «замороженными в отсутствие горячей воды»? Белая проза – это то, что выжимает Земфира из прозы жизни, из того материала, который ее окружает и которым она дышит. Но выдыхает она белую прозу, прозу-стихи, потому что эти стихи написаны в пробке, в шестере, но это ничему не мешает.

В переулках зима. Она замораживает жизнь, но Земфира питает себя чудесами и пишет белую прозу или прозаические стихи. В этой прозе плеер превращается в веер, не переставая быть плеером, в этих стихах рядом со словом «любовь» живет слово «шалфей», в этой невероятной стихии «ломаного русского» можно просто, ясно, искренне выдохнуть: «И добрый вечер!».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
657
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
575
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
687
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
477

Другие новости