0
1464
Газета Антракт Интернет-версия

28.09.2007 00:00:00

Театр великого реформатора

Тэги: любимов, юбилей, театр


Начало нового театрального века

Двадцатое столетие подарило русской культуре два ренессанса: Серебряный век (1898–1922) и Бронзовый век (1953–1987). Русская культура к 1913 году, году «Победы над солнцем» Крученых–Малевича–Матюшина, вышла на лидирующие позиции в мире по всем видам и жанрам искусства, включая театр. Русская культура сохранила свой авангардизм до начала третьего тысячелетия. И это несмотря на большой террор (1918–1987), диктатуру соцреализма, Великую Отечественную войну, железный занавес, убийственную (в буквальном смысле слова!) цензуру, какой еще не знала отечественная история.

Начало века – 1898 год – манифестирует прежде всего Московский художественный театр Станиславского. Авангардизм Станиславского и собственно его система со «своим» великим драматургом Чеховым предопределили блистательный выход на мировую сцену Русского психологического театра.

Параллельно развивалась «система Мейерхольда», именуемая биомеханикой; развивалась эстетика русского авангарда – футуризм, супрематизм, конструктивизм.

Время оттепели

Театр на Таганке Юрия Любимова явился знаком-символом свободы в русской культуре, сосредоточив в себе публичность литературной, художественной, музыкальной, танцевальной жизни андеграунда Москвы.

Высокое сценическое качество любимовского спектакля-синкрета в оригинальном «эль-жанре» (Эль – Любимов) было обеспечено, в частности, тем, что создавать спектакль – в «единораздельной целостности» (А.Лосев) всех его элементов и аспектов режиссер-реформатор поручал избранным соавторам своих постановок: великим композиторам – Эдисону Денисову, Каретникову, Губайдуллиной, Шнитке, Мартынову; великим поэтам – Пастернаку, Ахматовой, обэриутам, Бродскому, Высоцкому; замечательным сценографам – Борису Бланку, Сергею Бархину, Давиду Боровскому, Эдуарду Кочергину, Борису Мессереру.

Активная позиция противостояния Театра на Таганке тоталитарному режиму в 1964–1983 годах сделала театр всемирно известным. Участие театра в зарубежных фестивалях и гастролях создали Любимову имя художника-авангардиста. Он поставил более 30 оперных и драматических спектаклей на лучших сценах мира, включая миланский театр «Ла Скала».

Четыре дела Юрия Любимова

Юрий Любимов сделал как минимум четыре великих дела.

Возвратил честь и достоинство Русскому театру, возродив из «мерзости запустения» его творческую самостоятельность и независимость.

Создал авторский театр формы, оригинального «эль-жанра» и большого стиля.

Любимовский театр – это театр формы. Великий реформатор отечественного и мирового Театра, обманув в 1960–1980-х годах тоталитарный режим феноменальной по накалу борьбой с вербальным «текстом и подтекстом» спектакля, умудрился – на онтологическом уровне – протащить сквозь партийную цензуру свой новый формальный метод. Протащить без искажений метод, более того, углубив его профессионально за счет непрерывных поисков иносказаний и эвфемизмов, в первом варианте стоивший многим художникам в России свободы и жизни.

Что такое «эль-жанр»

Любимовский театр – это театр большого стиля: вначале – постмодерна (1964–1983), теперь (1988–2007) – оригинального ре-цептуализма, искусства второй рефлексии (см. Манифест Ре-Цептуализма, журнал «Наша улица», М., 2006, № 74).

Особый любимовский синтез всех известных и неизвестных театральных языков, прежде всего семиотических (код-знаковых) позволил Мастеру создать на сцене совершенно новый «эль-жанр» (Эль – Любимов) театрального спектакля. Который еще предстоит осмыслить, понять как сложную систему – синкрет. И дать его комплексную характеристику. Постановка в «эль-жанре», которую осмысляет зритель, это – не опера, не балет, не драма, не карнавал, не театр теней (люди на земле – тени). Но это – и опера, и балет, и драма, и карнавал, и театр теней «Пещеры» Платона. И что-то еще.

Вербальный (словесный) язык для Любимова был одним из многих языков в полиязыковом пространстве сцены.

Один из механизмов тайны полиязыкового синтеза в любимовской системе сценической игры ≈ использование актера-полипрофессионала: актера-певца, певца-танцовщика, танцовщика-мима, мима-музыканта, музыканта-исполнителя-актера, хормейстера-актера, музыканта-композитора-актера, который (актер-полипрофессионал) способен каким-то – зачастую самому ему «непонятным» – способом перевести в принципе непереводимый «текст» с одного вербального языка на другой, например музыкальный или пластический, язык.

Таким же полипрофессионалом экстра-класса является сам Режиссер (он же – актер): он переводит каким-то своим – только ему известным – методом «текст» пьесы с вербального языка (как автор-драматург сценического коллажа-инсценировки текста романа, скажем, «Доктор Живаго») на сценический полиязык.

Сколько живет театр

Станиславский говорил: театр живет 20 лет. Юрий Любимов подтвердил этот тезис. Ему пришлось дважды – 1963–1983 годы и 1988–2006 годы – создавать «свои новые труппы». Состоящие из универсальных артистов: профессионально поющих, танцующих, пластичных, владеющих любым типом сценической и несценической речи – выпускников «мастерской Юрия Любимова» (выпуски 1963, 1994, 2005 годов). Этим «своим актерам» принципиально запрещено играть в телесериалах, антрепризах и прочей халтуре. Только свои актеры-полипрофессионалы лучшей в мире театральной труппы Юрия Любимова могут реализовать замысел Мастера. И блестяще представить синкретическое Действо–Зрелище–Песнь.

Метод коллажирования и монтажа позволяет Мастеру создавать большую плотность сценического действа и задавать ему необходимый, четко выверенный ритм и темп. И все это в строгом согласии с музыкой и ритмом стиха спектакля.

Выводы

Онтологический театр Юрия Любимова ставит себе и зрителям задачу прямого прорыва к сущностям бытия. За зримым столкновением знаковых систем (прощай, «психологический» театр Станиславского!) незримо стоит драма идей. За видимым миром сценического действа метафизически стоит невидимая глазу человеческая трагедия. Правда и кривда, любовь и смерть, Бог и богооставленность, жизнь и бессмертие – вот «проклятые вопросы», которые должны решать Антигона, Чацкий и каждый Человек.

Решать ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Прорыв за знаки и символы, к скрытым за ними смыслам и сущностям бытия – вот главная цель театра Юрия Любимова. n


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
831
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
725
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
843
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
576

Другие новости