0
2220
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

27.05.2008 00:00:00

Айсберг и его вершина

Александр Ослон

Об авторе: Александр Анатольевич Ослон - социолог, президент общероссийского фонда "Общественное мнение".

Тэги: россия, персонал, успех


Россия доросла до того, чтобы ставить перед собой амбициозные задачи и стремиться к конкурентоспособности. Конкурентоспособность, как ясно руководителю любого коллектива, обеспечивается персоналом. Без этого ресурса об успехе на мировом рынке речи быть не может.

В стране, как и в эффективно работающей корпорации, персонал должен быть мобилизован. Причем сегодня его необходимо мобилизовать на сложные, а не на механические виды труда – в частности поэтому те способы мобилизации, которые использовались в 20–30-е годы, в наше время неприменимы. Реально эффективный персонал мотивирован не извне, а изнутри.

Этажи мотивации

Мотивационный комплекс современного работника представляет собой многоэтажную конструкцию. Основанием ее служит уверенность в том, что этот мир устойчив, в том числе и с точки зрения политической. Такой фундамент обеспечивает принципиальную возможность жизненного планирования. В 90-е годы он в нашей жизни отсутствовал; в новом веке – это демонстрируется множеством исследований – уверенность в устойчивости мира появилась.

Когда обеспечен горизонт жизненного планирования, возникает вопрос о смысле деятельности. Итак, первый этаж социологической конструкции под названием средний класс – это амбиции, нацеленность на успех, который, безусловно, понимается по-разному: деньги, вещи, карьера, власть.

Второй этаж – компетентность. Работнику нужно перенимать опыт, в том числе опыт и умение учиться. Именно на втором этаже формируется институт доверия, реализуются коммуникативные навыки работника. Здесь же проявляется его включенность в современные практики – финансовые, правовые, управленческие, гражданские.

В результате реализации всех этих факторов возникает инфраструктура, в которой можно работать и зарабатывать. Поэтому следующий этаж – это финансовый капитал.

Необходимы условия для того, чтобы финансовый капитал мог быть конвертирован в иные виды капитала – в том числе в социальный, культурный и символический. Чтобы деньги могли быть трансформированы в жилье, в поддержку здоровья, семьи, рекреации, потребительского поведения. В конечном счете финансовый капитал должен работать на самореализацию, которая есть воплощение социальных желаний.

Самый высокий – уже пятый – этаж нашей конструкции – это личностный, философский, мировоззренческий капитал. Речь идет о таких составляющих философии среднего класса, как рационализм, индивидуализм, здоровый консерватизм, прагматизм. Этот капитал передается по наследству и тем самым укрепляет фундамент: если дети перенимают родительскую уверенность в том, что мир устойчив, – его устойчивость на 50% обеспечена.

Смысловой средний класс

Описанные конструкты обнаруживаются западными исследователями в дискурсивном пространстве, в мыслях и словах тех, кого они относят к среднему классу. В этих категориях конструируется его ментальное, социологическое существование.

Такому описанию среднего класса около 60 лет. Феномен и идея среднего класса возникли, когда в ходе решения жилищной проблемы в Штатах развернулось гигантское пригородное строительство. Социологи начали исследовать установки и стратегии людей, которые уезжали из городов и селились в поселках. И обнаружили в них совокупность качеств, до той поры не описанную. Через какое-то время люди эти были осознаны как самостоятельное сообщество, еще через какое-то – названы средним классом. Это описание среднего класса стало хрестоматийным.

С помощью социологических методов, которые используются при опросах, соответствующие характеристики также обнаруживаются – по доходу, по социальному статусу, по самоидентификации. Здесь ментальный и статистический средний класс в значительной мере совпадают. Но статистические показатели – это только верхняя часть айсберга. Основная часть – смысловая, та самая, которая уже проговорена, описана и имеется в виду, стала стандартом и только проявляет себя через статистику. А в рамках нынешнего подхода статистика становится основным инструментом – люди, которые имеют приличный доход и какую-нибудь современную профессию, немедленно причисляются к среднему классу. В результате в зависимости от способа измерения и установки исследователя может получиться, что средний класс составляет 20%, 40%, 80%. Между тем эти простые рецепты выявления среднего класса стали инструментальными через десятки лет после начала процесса формирования этой прослойки.

Смысловой, социологический средний класс и статистический необходимо развести. В частности, Путин при разговоре о среднем классе, по всей видимости, использовал это словосочетание как метафору: «Нам надо добиться, чтобы все граждане нашей страны, используя свои знания и умения, а там, где необходимо, и помощь государства, имели возможность получить качественное образование, поддержать свое здоровье, приобрести жилье, получить достойные доходы, иметь уровень жизни, определяющий принадлежность к так называемому среднему классу». Речь идет просто о повышении уровня жизни и о необходимости устранить перекос в доходах.

Проблемы экологии

Если бы задача состояла только в этом, было бы достаточно возродить департамент по управлению статистическим распределением: в советское время основную массу населения составлял именно средний класс, малоимущие и богатые были в абсолютном меньшинстве. Однако выравнивание доходов – необходимое, но отнюдь не достаточное условие существования среднего класса. Содержательный средний класс может формироваться только эволюционным путем. В Америке он создавался десятки лет. В России время течет быстрее, но необходимо помнить о том, что для выращивания среднего класса необходимы благоприятные экологические условия. А нынешняя российская экология стимулирует исключительно стремление больше заработать и больше употребить.

Не только исследовательская, но и политическая задача состоит в том, чтобы создать экологические условия для выращивания среднего класса. Деньги, доходы и стандарты жизни – это важно, но не это главное. Главное то, что в головах, а не то, что в кошельке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1606
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4065
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2251
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2535

Другие новости