0
2037
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

23.09.2008 00:00:00

Рецепты и ориентиры

Тэги: россия, идеи, ландшафт


россия, идеи, ландшафт Позиция "мы–они" говорит только о несостоятельности тех, кто ее занимает.
Л.М.(Эль) Лисицкий. "Клином красных бей белых". 1920

О современном идеологическом ландшафте России, о роли и месте идей в современном мире мы говорили с политологом Алексеем Зудиным.

– Алексей Юрьевич, что происходит с жизнью идей в нашем обществе?

– В этой области идей есть весьма существенные перемены, но больше отрицательные. Российский идеологический ландшафт по-прежнему адекватно описывается с помощью понятия «депопуляция». Или – «смерть идеологий». Эти тенденции проявились к концу 90-х годов и продолжают действовать в настоящее время. В российском обществе и среди участников российского идеологического процесса наблюдается откровенный дефицит идеологий.

С другой стороны, cуществует некое если не единомыслие, то единочувствие... Отношение к стране, к внешнему миру, даже к прошлому. Но «единочувствие» – это состояние, которое прямого отношения к идеям не имеет. Консолидация на уровне ощущений и эмоций – это одно, а появление интегрирующих новых идей – совершенно другое. Чувства – это одно, а концепты, отрефлексированные ценностные конструкции – совершенно другое. Объединяет чувства и идеи только то, что они предположительно находятся где-то не там, где находится сфера интересов, прагматики. (Хотя это различение очень условно, сконструированно.) Из состояния середины – конца 90-х годов, когда началось отсутствие больших идей, мы не вышли.

Тут надо различать идеи двух типов. Идеи – рецепты. Конкретные, которые можно реализовать. И идеи – ориентиры. Их реализовать нельзя, но это не означает, что они бесполезны. Они указывают направления, и в этом состоит их конструктивная роль. Здесь можно еще говорить о малых идеях и больших идеях.

Пример идеи ориентира – старая советская: «наша цель – коммунизм». Идея – ориентир начала 90-х годов: «наша цель – либеральная демократия». Или, как тогда писали публицисты: «станем Европой!» Могут быть другие примеры ориентирующих идей: «восстановим дореволюционную Россию». И так далее.

– А сейчас разве не доминирует идея того, что мы сами по себе, особые?

– Я бы не назвал это идеей. Это пока только реактивное состояние, имеющее отношение к эмоциональной сфере. Оно никакими идеями не наполнено. Ни конкретными, ни абстрактными. Ни идеями-рецептами, ни идеями-ориентирами. «Будем сами по себе» означает: первое – мы не пойдем на Запад. Второе – мы не будем реставрировать советское прошлое. Последнее менее очевидно, но выявляется, если посмотреть и на состояние массового сознания, и на умонастроение элит.

Доминируют эти две отрицательные идеи. Но отрицательные идеи – не идеи в полном смысле слова, у них, как я сказал, реактивная природа. Самостоятельного содержания у них нет. Поэтому утверждение «будем сами по себе» – не идеологическое. Оно лишь может предшествовать началу активного идеологического процесса. Началу генерирования идей.

– На уровне рецептов, кажется, есть некоторые подвижки. Многовекторная внешняя политика, например. Стараемся дружить и с Европой, и с Китаем, не отдавая никому предпочтения.

– Утверждение, что нынешнее состояние общества лучше всего определяется понятиями «смерть идеологий», «вакуум идей», – очень жесткое. Понятно, что действительность сложнее. Но тем не менее – указанными понятиями нынешняя ситуация определяется в большой мере. Кроме того, нынешняя ситуация во все большей степени осознается как ненормальная. Хотя «смерть идеологий», «вакуум идей» – это просто состояние, и как таковое оно не может быть ни плохим, ни хорошим. В нем есть свои плюсы и свои минусы.

В чем положительная сторона идейного вакуума? Если старые, существующие идеологии не действуют, это значит, что они свое отработали. И для российского политического процесса было бы очень плохо, если ориентирующая и инструментальная сила старых идеологий вдруг заработала. Это была бы идеология, продуцирующая неадекватные решения. В этом смысле идейный вакуум фиксирует смерть того, что реализовано быть не может и не должно. И тем самым открывает потенциальную калитку для чего-то нового.

Но у идейного вакуума существует и отрицательная сторона. Когда у нас нет идей, мы лишаемся ориентиров. Соответственно во многом не можем иметь и рецептов. И политический процесс начинает определяться краткосрочными, ситуативными, сиюминутными соображениями.

Российские участники политического процесса неоднородны, они обладают совершенно разными возможностями. Есть привилегированный политический игрок. Традиционно в этом качестве выступал Кремль. Сейчас лучше говорить о правящей группе, потому что Путин находится не в Кремле. Эта группа обладает не только повышенными возможностями и ресурсами, но и более широким, чем у остальных, горизонтом политического планирования. Такое положение вынуждает правящую группу делать вещи, которые другие игроки делать не будут. В частности – быстрее других реагировать на ситуацию идеологического кризиса.

Здесь можно вспомнить уже упомянутый конкретный пример идеи – рецепта во внешней политике. Многовекторная дипломатия. И теперь уже официализация концепции многополярного мира.

Отказ от концепции однополярного мира, случившийся в этом августе, имеет вполне конкретную проекцию во внешней политике. Это объявление разрыва прежних отношений с Соединенными Штатами. Мы на него ранее не шли, и правильно делали. До самого последнего момента, когда у нас не осталось выбора. Потому что всем понятно, что на нас напала не Грузия, а Соединенные Штаты руками своего сателлита. Они нам устроили маленькую локальную войну. Попробовали на крепость существующий режим. При этом США руководствовались беспроигрышной логикой: при любом развороте этого конфликта издержки для России будут очень большими. Если Россия ответит на грузинскую агрессию, будут последствия в виде ухудшения отношений с Соединенными Штатами и Европой. Если не ответит – будут другие негативные последствия на Кавказе, а через шаг уже видны перспективы политической дестабилизации внутри самой России.

– На данный момент издержки для нас больше, но будут издержки и для США. Им не хватает своих забот?

– Активные игроки как во внутренней, так и во внешней политике не руководствуются соображениями сознательного уменьшения головной боли. У них есть цели, которые необходимо достигать. И только в соотнесении с ними они начинают сравнивать и взвешивать издержки тех или иных решений. Соединенные Штаты – гиперактивный, агрессивный игрок.

– В чем еще заключается реакция правящей группы на состояние идейного вакуума в обществе?

– Реакция эта разная. Борис Николаевич Ельцин озаботился необходимостью разработки национальной идеи еще в 1997 году. Другое дело, что идеи – вещь не кабинетная. С одной стороны, они вырабатываются конкретными людьми, где-то работающими, в частности, в кабинетах, но, с другой стороны, идеи нельзя просто выдумать. Чтобы идея была удачной, она должна резонировать с общественными настроениями. Она должна содержать в себе выгодную перспективу. Свежую, привлекательную, способную воодушевить страну. Но очень опасно из всего этого делать вывод, что идея может быть просто продолжением существующих настроений и интересов с учетом наличных ресурсов. Такая идея перспективной не будет никогда. Потому что перспективная идея – это всегда лидерство. Лидер не идет за нынешним состоянием общества, лидер обязан предложить нечто такое, что в нынешнем состоянии просто отсутствует, но на что в обществе может быть спрос.

– Получается, что такая идея не может вызреть снизу?

– Все идеи в том или ином виде вызревают снизу. Они возникают только из диалога. Это всегда обмен информацией, состояниями, ощущениями и прежде всего мыслями. Но большая идея-ориентир может появиться только в контексте лидерства. Только лидер, политический или идейный (в таких случаях говорят «духовный лидер»), в состоянии такую идею сформулировать. И она не может быть простой суммой описанных факторов: настроений, интересов и ресурсов. Механические суммы здесь не дают продуктивных результатов. Как политика, так и сфера идей – место действия для лидеров. И новое качество, которое и определяет специфику свежей идеи, – это и есть продукт творчества. Понятно, что творчество не спонтанно, оно есть результат полифонической работы, но не это в нем решающее. Только лидер способен самым неожиданным образом структурировать весь этот механический агрегат и добавить от себя отсутствующее качество.

– Таким образом привносится элемент случайности┘

– В политическом процессе есть не только устоявшийся ритм, но и точки бифуркации. Элемент случайности – одно из свойств, отличающих мир человека от мира природы. В том же ряду находится творчество и свобода.

Наиболее привилегированный политический игрок – правящая группа – раньше других стал реагировать на ситуацию идеологического вакуума. С 2000-х годов начались поиски продуктивных ответов на это состояние. Появился концепт России как самостоятельного центра мировой политики. Затем появилось понятие суверенной демократии. Оно было встречено большей частью российской идеологической и культурной элиты с крайней враждебностью.

Это говорит о том, что глубина идейного кризиса по-разному отражается в политическом пространстве. И значительная часть элиты продолжает находиться в плену тех идеологий, которые перестали быть продуктивными в России, утратили способность поставлять ориентиры и образцы как для участников политического процесса, так и массовых социальных категорий.

– Можно не иметь ничего против суверенной демократии, но недолюбливать те силы, которые приняли это словосочетание своим идеологическим лозунгом.

– Я с такой постановкой вопроса не встречался: существует позиция против суверенной демократии как таковой. А на самом деле Кремль предложил официальное описание порядка, составной частью которого является демократия. Я бы на месте оппонентов говорил: хорошо, мы это берем, только демократии тут мало. Давайте расширять демократию. Концепция суверенной демократии – одна из форм официальной институционализации демократических ценностей. А любые идеи могут быть использованы как прикрытие для чего угодно. Либеральные и демократические идеи использовались для прикрытия олигархических режимов. Не нравится суверенная демократия – давайте назовем суверенитет плюс демократия.

Эти люди не ощущают идейного вакуума, они считают, что нехорошая власть просто отклонилась от либеральной, то есть правильной идеологии, от либеральных конструкций, ориентиров. Интеллектуальная и культурная элита не желает быть творческой, создавать новые идеи. Она считает, что у нее уже есть вечные ценности. И видит свою миссию в другом: быть ретранслятором, переносчиком передовых ценностей и институтов с Запада сюда. А сейчас они видят основную задачу в защите этих ценностей.

– Ну а разве та же ретрансляция не годится для поддержания искомого диалога?

– Это был бы полноценный диалог в этой части политического пространства, если бы часть этой элиты занялась творчеством. Но они не будут этим заниматься, они по-прежнему будут определять российскую политическую систему как деформированную, деградирующую, везде будут видеть симптомы упадка и разложения. И будут снова и снова перечислять причины такого положения дел. Как в старом армейском анекдоте: «устав не учите, отсюда вшивость» – все плохо, потому что отклонились от правильного ориентира. И то, что такая ситуация сохраняется, – одна из причин, по которой мы имеем право по-прежнему характеризовать нынешнюю ситуацию как дефицит идей и идеологический вакуум.

– Креативным может быть и западник, и почвенник, и им найдется о чем поговорить друг с другом. Но за концепцией суверенной демократии стоит также немало тех, кто утверждает: что бы начальство ни делало – все правильно. Все вокруг хорошо, а завтра будет еще лучше.

– Тот факт, что этот спектр элиты своим главным оппонентом выбрал официоз и агитпроп, является лишним доказательством их глубокой принадлежности к прошлому. Эта реакция типична для советского интеллигента. Какой смысл спорить с агитпропом?

– Интеллектуального вызова в этом нет, есть утилитарный смысл борьбы за влияние.

– Давайте сравним ресурсы. Есть некий смысл – групповой. Сохранить свою группу, поддерживать в ней сплоченность, ощущение миссии. Борьба с агитпропом и официозом придает смысл существованию группы: мы те, кто всю официальщину посылает куда подальше. Такое примитивное советское «мы – они». Оно реставрировалось мгновенно. Понятно, что это люди прошлого.

– В результате мы на сегодня имеем один субъект политического процесса, и намечается один субъект процесса идеологического. Тот же самый. Какой выход из этой ситуации вы видите?

– Российским либералам нужно перестать быть западниками, а стать российскими либералами. Российские консерваторы и так российские, у них другая проблема: им нужно определиться с тем, какую именно традицию они собираются сохранять. Они часто употребляют слово «традиция» применительно к России в единственном числе. В отношении той традиции, которую они защищают. Им надлежит признать, что российская традиция – слоеная, сложная, признать за другими пластами российской культуры и истории право на существование.

– Может быть, интересы, которые сейчас существуют и возникают, определят другую идеологическую картину будущего?

– Существует стереотип, что интересы создают спрос на идеи, а идеи в ответ откликаются. Но противоположение идей и интересов имеет смысл только как некая умственная конструкция. Они связаны самым тесным образом, и не совсем так, как нас учили по Марксу: идея неизменно посрамляла себя, как только отделялась от интереса. Существует не только эта зависимость, но и противоположная. Интересы всегда сконструированы, структурированы определенными идеями. И в этом смысле идея входит составной частью в понятие интереса. Это, помимо прочего, означает, что интересы пластичны. В западной политической традиции и политологии есть такое понятие делиберации, от английского deliberate – обдумывать, взвешивать, совещаться, обсуждать. Делиберация – процесс рационального обсуждения, направленного на решение той или иной проблемы. Пример – парламентские слушания. И в процесс делиберации интересы входят в одном состоянии, а выходят – в измененном. Интерес пластичен за счет присутствия в нем идейного компонента, связанного с ценностями. На материальную, вещественную, ресурсную составляющую интереса можно посмотреть по-разному. Американские профсоюзы, АФТ-КПП, долгое время были сторонниками свободы торговли. С 90-х годов они превратились в ее активных оппонентов. Это изменение имело солидную материальную основу. В 80-е годы глобализация затронула отрасли, базовые для американских профсоюзов. Другие интересы не изменились, но поменялось представление о том, как эти интересы можно защитить.

Это говорит о том, что сфера идей – активна. «Идеи имеют последствия» – так назвал свою книгу американский философ Уивер. Вообще эта фраза очень любима неоконсерваторами. И тут мы вынуждены с ними согласиться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
687
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
606
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
719
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
493

Другие новости