0
3193
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

23.09.2008 00:00:00

Прагматика и идеология

Тэги: идеология, прагматизм, философия


идеология, прагматизм, философия Много фокусов: учимся смотреть на мир сами, а не через призму пропаганды.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Как соотносятся между собой идеология и прагматизм? Придется произнести это слово – диалектически. Система мировоззрения, не подкрепляемая конкретным жизненным интересом, зачахнет и будет рано или поздно забыта. (Сказанное не касается религии – отметим это и вернемся к светским вопросам.) Эгоизм, ничем себя не маскирующий, в конечном счете окажется менее эффективным в практической системе координат, чем решение утилитарных задач, замаскированное благородной риторикой.

В конце концов крайности, как всегда, сходятся: сегодня в мире доминирует не что иное, как идеология прагматизма.

Имена и сущности: противоречивые основания политических решений

За стенами монастырей и в университетских залах веками велась дискуссия между номиналистами и реалистами. Номиналисты утверждали, что, скажем, «дерево» – это только слово, а в природе существует исключительно конкретная осина под окном, дуб на пригорке, сосна на берегу, яблоня в саду. Реалисты возражали: конкретная яблоня в саду за полвека умрет, а еще раньше (причем в любой момент) ее можно спилить или сломать. Кроме того, каждое следующее мгновение эта яблоня не та, что была: сама она растет, гниет, а ее листва – распускается или опадает. Универсалия же дерева вечна и не подвластна ни тлену, ни порче; она и есть самая подлинная реальность.

Можно рассмотреть не дерево, а систему убеждений и эмоций человека. То есть: что первично – жизнь плоти или духа? Конкретные материальные интересы или необъятный космос человеческих убеждений и симпатий?

Соотношение материального и идеального, по убеждению основоположников марксизма, – «основной вопрос философии». Но будь это исключительно философская проблема, жить бы ей только в пыльных фолиантах да в студенческих конспектах. На самом деле это вопрос сугубо практический. Причем в отношении его действует следующая закономерность: в стабильные времена он уходит на второй план, а в кризисные эпохи, напротив, резко обостряется. Надо ли говорить, что сегодня мы опять «диалектику учим не по Гегелю»?

В ночь грузинской атаки на Цхинвал философствовать было некогда. Но перед признанием независимости Абхазии и Южной Осетии времени на размышления хватало. Не последний вопрос, стоявший перед теми, кто принимал решение: как поведут себя члены Европейского союза? Что возобладает – прагматика или идеализм?

Прагматику, заметим, в этом контексте часто переводят в русло чисто материальных интересов – российско-европейского энергетического сотрудничества. Но не обострять отношения на самом общем уровне, не накалять мировую атмосферу – соображение столь же прагматическое. А приоритеты идеологического свойства – встать грудью на пути «российского империализма», не поколебать евроатлантическую солидарность, поддержать «молодую грузинскую демократию»; однако тут же не забудем и вполне материалистические основания беспокойства за судьбу трубы Баку–Джейхан. Аналитики этот клубок должны были распутать и дать выверенный прогноз.

Экспертам рынка тоже несладко. Валится биржа. Пойдет ли американская администрация на национализацию ипотечных, инвестиционных, страховых корпораций? Если да, то в каких масштабах? С одной стороны, такой шаг может помочь (хотя может и не помочь) в исправлении ситуации. С другой – нельзя вообразить себе ничего, что вступало бы в большее противоречие с республиканской идеологией, чем ограничение действия рыночных сил и расширение государственного участия в экономической жизни. Какое из указанных соображений перевесит? Надо ли говорить, что цена правильного ответа имеет очень немалое число нулей.

Кто отвечает за ценности

Это – самые актуальные примеры. Они не то чтобы просты, но относительно одномоментны и одномерны. На более длительной дистанции идеология нередко выступает под чужим именем, ее облик подчас бывает трудно распознать или артикулировать. Добавим здесь и то, что само слово «идеология» на Западе сегодня имеет неполиткорректный оттенок. Чаще употребляется эвфемизм – «ценности». Так наблюдатель может еще больше запутаться. В чем эти ценности заключаются? Уважение к человеческой жизни и личности, свобода выбора – экономического и политического, подотчетность власти, независимость суда и т.д. и т.п. Мало найдется на Земле мест, где бы эти ценности отвергались... Другое дело, что степень воплощения их в жизнь весьма и весьма разнится по странам и континентам. Запад в этом отношении действительно впереди планеты всей. Здесь мы сталкиваемся с явлением, которое можно определить как комплекс (или идеологию!) чемпионства. В крайних своих формах приводящий к триумфализму. Очевидная опасность этой идеологии для окружающих – в проявлениях высокомерного экспансионизма, для самого Запада – в самоуспокоенности, ведущей к застою, в потере умения слышать и понимать других.

Не проще обстоят дела с Россией. Мы вышеперечисленные ценности разделяем, хоть и не вполне преуспели в их реализации. При этом отчетливо ощущаем свою инакость по отношению к Западу. Пусть не можем сформулировать, в чем она заключается – но оптического обмана нет: на Западе эту непохожесть тоже чувствуют; она и пугает его, и привлекает одновременно.

Преимущества тяжелого опыта

Здесь речь идет не об ощущении превосходства собственной системы жизнеустройства, которое было свойственно, например, народничеству второй половины XIX века – новые, невиданные модели не предлагаются. Но в России сформировалось стойкое убеждение в том, что уникальный опыт, пережитый страной в последний век, позволяет нам четче видеть зло, обман, пропаганду и манипуляции. Груз этого опыта мешает наладить жизнь – но он же позволяет держать глаза открытыми. Парадокс, впрочем, не нов. Об этом, применительно к вопросам войны и мира, в начале века писал Толстой. Формулировка, по обыкновению, пространная, но четкая: «В Англии, Америке, Франции, Германии зловредность правительств так замаскирована, что люди этих народов, указывая на события в России, наивно воображают, что то, что делается в России, делается только в России, а что они пользуются совершенной свободой и не нуждаются ни в каком улучшении своего положения, то есть находятся в самом безнадежном состоянии рабства – рабства рабов, не понимающих того, что они рабы, и гордящихся своим положением рабов. Положение нас, русских, в этом отношении тяжелее (в том отношении, что совершаемые насилия грубее), и лучше в том, что нам легче понять, в чем дело┘»

Подобный взгляд есть прежде всего самоощущение и жизнечувствие, но, судя по дискуссиям, форумам, случайно брошенным репликам, – он постепенно становится формой объяснения мира, то есть протоидеологией, обосновывающей особость российской жизни по отношению к Западу. Надо ли говорить, что из этого – сначала смутного чувства, потом не до конца артикулированной мысли, не вполне внятного убеждения – рождается позиционирование своей страны в окружающем мире. Вроде бы все здесь весьма субъективно, но последствия будут осязаемы: это трактовка вопросов войны и мира, выбор союзников и деловых партнеров, отношение к иностранному капиталу на уровне законодательства и частных контактов.

Идеология, выстроенная трибунами, публицистами и учеными, будет ничтожна по своему влиянию, если не затронет нечто важное для всех нас. Марксизм много внимания уделял равнодействию человеческих воль. Важно помнить и о том, что равнодействие настроений, чувств и размышлений людей могут создать не менее мощный вектор общественного движения.

Новая субъективность

Из пестрого смешения и взаимовлияния идей и интересов рождаются реалии сегодняшнего и завтрашнего мира. При этом распространено убеждение, что в дихотомии идеального и материального второе главенствует. Но ведь на самом деле перспективы материального существования народов и государств зависят не от богатства недр или благоприятного климата, а от трудовой этики. От политической и правовой культуры, современной и прогрессивной для той или иной эпохи. Так было веками.

Теперь важнейшим фактором развития народов стало, кроме того, наличие у них инновационного потенциала. А этот потенциал как ничто иное определяется культурой, подходом к жизни, ракурсом взгляда на себя и на окружающий мир. Интеллектуальной собранностью и направленным к новому движением души.

То есть перспективы нации – будет она экономическим лидером или станет влачить жалкое существование – определяются во все большей степени широким комплексом очень субъективных качеств людей, эту нацию составляющих. Новый век делает данный, как кажется на первый взгляд, парадокс особенно ярким и значимым.

В февральском номере «Сценариев» мы публиковали интервью с Евгением Григорьевичем Ясиным, где он говорил о необходимости преодоления культурного барьера, перед которым мы оказались. О том, что нам необходимо «переформатировать» наши ценности «в направлении, благоприятном для свободы и творчества». Эти перемены менее чем какие-либо другие могут быть легкими: большинство наших сограждан, говорил Ясин, настроены не на новации, поиск, творчество, а на сопротивление переменам – слишком велика усталость. Но изменения необходимы, и инициировать их – не во власти правительства, они могут исходить только от общества. Ему необходима дискуссия, взаимодействие различных точек зрения, которое как раз и могло бы воспитать широту взгляда, свободу и творческое отношение к жизни. «Это огромная работа каждого человека над собой и наша общая».

Характер формулировок несколько размыт. Здесь могут помочь отрицательные рецепты: чего не надо делать, если мы хотим, чтобы в обществе началось какое-то движение. Вреден мощный поток пропаганды, которая отучает мыслить, погружает людей в анабиоз самоуспокоенности. Все непросто и с российской инакостью. Она может помочь инновационности – непохожие на других люди скорее что-то изобретут. Но здесь требуется филигранная работа и предельное внимание: одно неверное направление мысли, бурная негативная эмоция – и самобытность выльется в самоизоляцию. А в условиях автаркии так легко увлечься изобретением велосипеда на потеху окружающим.

Следует «инвентаризировать» и проинспектировать все аспекты нашей жизни на предмет того, насколько они вписываются в идеологию инновационности. Понятно, что в этой идеологии, как и во всяком творении человеческого ума, найдутся свои острые противоречия и серьезные опасности. Однако из сегодняшнего дня представляется, что она станет самой недогматичной из всех когда-либо существовавших.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
929
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
790
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
923
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
627

Другие новости