0
2029
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

31.03.2009 00:00:00

Не время для заслуженного отдыха

Максим Привалов

Об авторе: Максим Леонидович Привалов - специалист аналитического отдела фонда "Общественное мнение".

Тэги: работа, пенсионеры


работа, пенсионеры Не хочется сидеть дома – хочется быть в гуще событий.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Одним из наиболее болезненных социальных последствий мирового экономического кризиса для России стал рост безработицы, и число уволенных, по всей видимости, будет расти. Спрос на рынке труда стремительно падает, а предложение растет, поэтому тем, кто оказался не у дел, довольно сложно вновь трудоустроиться, особенно если речь идет о гражданах с «пониженной конкурентоспособностью» – выпускниках без опыта работы, инвалидах, пенсионерах. На последних мы остановимся более подробно, основываясь на материалах интервью с работниками бирж труда в Москве, Воронеже, Екатеринбурге и Новосибирске (28 февраля –1 марта 2009 года, 2000 респондентов).

Мотивы

Желание работать у тех, кто уже ушел на заслуженный отдых, обусловлено не только и даже не столько денежными причинами: ведь устроиться они могут, как правило, лишь на низкооплачиваемые рабочие места. Работать для многих – значит быть социально адаптированным, нужным, общаться с людьми.

«Респондент: Приходят пенсионеры. Многие хотят, получая пенсию, еще чтобы не просто сидеть дома и скучать, – хотят работать, быть в гуще событий, хотят быть среди людей.

Интервьюер: Помогаете?

Респондент: Да, да. Это и консьержи, и охранники, это могут быть и диспетчеры. Многие приходят – и помощником воспитателя женщины идут, потому что внуков отдают, и рядом с ними они себя чувствуют уютней».

Помимо тех, кто уже вышел на пенсию и какое-то время не работает, на биржи труда приходят работающие пенсионеры, попавшие под сокращение, или те, кому до пенсии осталось немного и кто при этом лишился работы. Обратившись в службу занятости, они могут получить денежную компенсацию от работодателя.

«Но очень много и пенсионеров, но они стоят у нас на учете три месяца, чтобы от работодателя получить пособие последнее, потом они уходят».

География

По словам интервьюируемых, таких соискателей – предпенсионного и пенсионного возраста – стало в последнее время существенно больше. Такой приток есть прежде всего там, где происходят массовые сокращения. Работодатели увольняют в первую очередь именно пенсионеров и людей предпенсионного возраста, поэтому их доля в общем числе «новых безработных» довольно высока. Из городов, охваченных исследованием, самым неблагополучным в этом смысле оказался Воронеж.

«У нас же на предприятиях, которые сейчас останавливаются, работало много пенсионеров. Они приходят – у нас же занимается диспетчер пенсионерами – приходят, регистрируются там в качестве гражданина, ищущего работу, и так же смотрят вакансии у диспетчера. <┘> В последнее время их стало больше в связи с остановкой вот этих предприятий».

«В последнее время в основном идет контингент старше 50 лет и предпенсионный возраст по той простой причине – их всех коснулось высвобождение. То есть работодатель <от тех,> кому исполняется 58 лет, как бы пытается от них избавиться. Вот, например, с «Воронежрегионгаза» сейчас большое количество лиц идет: слесари-обходчики – в нашем районе очень много их встало на учет, их всех сократили, и все они, к сожалению, женщины 52–53 лет, которым осталось 2–3 года до пенсии. Я пытаюсь им чем-то помочь, но по их специальности проблемно будет найти работу».

Есть такая проблема и в Екатеринбурге.

«Сейчас их больше, можно сказать, знаете, почему? Потому что сокращенники – среди них пенсионеров очень много. Предприятия сокращают тех людей, которые имеют какой-то доход и могут себя просодержать. Сначала они сокращают пенсионеров, а затем граждан работоспособного возраста. Поэтому сейчас пенсионеров стало гораздо больше».

Потеря работы для немолодого человека оборачивается часто не только материальными проблемами, но и серьезным стрессом: быть уволенным в предпенсионном возрасте психологически очень сложно. Порой для человека, проработавшего на предприятии много лет, зачастую – существенную часть своей жизни, увольнение по сокращению штата становится настоящим ударом.

«Ну, бывает, сократили, перед пенсией не дали доработать, да, и такое бывает. <┘> У нас даже мужчины сокращенные, они как-то реагируют на это сокращение┘ вот один, месяца не прошло, – он умер. Вот мужчины – они эмоционально более неустойчивые, то есть бывает, что даже от расстройства┘»

Конкуренция

При этом пенсионерам, как отмечают работники служб занятости, сейчас гораздо сложнее найти даже ту непрестижную и «неденежную» работу, на которую они раньше претендовали – например, работу сторожа, консьержа. Ведь сейчас на эти же места претендуют более молодые и работоспособные соискатели, и работодатель, несомненно, отдаст предпочтение последним.

«У нас бывает тоже для пенсионеров работа, но думаю, что сейчас не будет возможности трудоустраивать».

«Интервьюер: На что еще работодатель обращает внимание?

Респондент: Чтобы человек как можно меньше болел, то есть больничный лист для них┘ это не приветствуется, для всех работодателей. Если это женщина предпенсионного возраста, то конечно же, ее мало где возьмут».

Суровая дисциплина

Таким образом, возраст играет существенную роль и в том, каковы перспективы человека на рынке труда, и в том, как он сам себя ощущает и разрабатывает стратегии поведения и отношений с работодателем. Чем человек старше, тем больше он думает о том, как будет жить на пенсии, и тем больше стремится обеспечить себе социальные гарантии. Люди среднего и старшего возраста заботятся о своем стаже – это одна из причин, по которой они составляют существенную часть соискателей бирж труда в последнее время. Если молодежь, оставшись без работы, может проявить некоторое легкомыслие и обратиться в службу занятости не сразу, то люди старшего поколения более дисциплинированны из-за близости пенсии. Они понимают, что сегодня в их интересах – сотрудничать с государством в лице работников бирж труда.

«Молодежь приходит позже. Поколение среднее идет сразу. Поколение предпенсионников – тем более идет сразу. Молодежь идет так, с опозданием. Но дело все в том, что мы, когда оказываем какие-то консультационные методы, какие-то пути выхода, организации <┘> мы всегда говорим, что нужно в течение двух недель <┘> идти в органы занятости, для того чтобы у вас не прервался стаж, трудовой стаж, потому что он на данный момент еще имеет отношение к пенсии. А так, скажем, кого-то это интересует, кого-то в данном случае не очень».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2023
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4704
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2568
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2955

Другие новости