0
2455
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

22.12.2009 00:00:00

Люди будущего в настоящем

Роман Абрамов

Об авторе: Роман Николаевич Абрамов - ведущий специалист фонда "Общественное мнение", кандидат социологических наук, доцент ГУ-ВШЭ, старший научный сотрудник Института социологии РАН.

Тэги: люди, инновация


люди, инновация Мобилизация не обязательно связана с политизацией.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Национальная идентичность в немалой степени формируется в результате воздействия массмедиа, которые создают язык, одинаково понимаемый всеми членами сообщества. В Новый год все россияне смотрят «Иронию судьбы», шутка про заливную рыбу «улавливается» людьми разных возрастов, социальных статусов и уровня образования в любом уголке России. Сегодня, однако, универсальность СМИ сходит на нет: нишевые спутниковые телеканалы и Интернет «нарезают» аудитории так тонко, что люди, живущие в соседних квартирах, обитают в разных информационных реальностях. Однако есть еще что-то, что является скрепами, на которых держится общество.

Известный американский историк Даниэл Бурстин один из томов своего масштабного исследования о становлении американской нации полностью посвятил эволюции стандартов и практик потребления простых жителей Соединенных Штатов. Он показал, как институционализация сферы потребления посредством распространения общенациональных форматов торговли и рекламы в конечном счете позволила создать узнаваемый стиль жизни американского среднего класса. Какое это имеет отношение к современной России? Самое прямое.

Потребительская общность

Одним из тихих, но важных завоеваний ушедшей «эпохи стабильности» было постепенное возрождение национального рынка. Проводниками этого возрождения стали обыкновенные ритейлеры и торговые центры. Все мы помним, что основная часть покупок, которые совершали россияне в конце 90-х, производилась на розничных и оптовых рынках. А подземный торговый комплекс «Охотный ряд» был объектом экскурсий. Теперь торговыми галереями никого не удивишь, да и дискаунтеры – «Пятерочка», «Копейка» или их региональные клоны – добрались до районных центров. Для постсоветской России появление национальных торговых сетей явилось настоящей инновацией, которая затронула не только потребление, но и сопутствующие сферы – обучение персонала, технологии хранения и перевозки товаров. Но все же главным образом эта тихая революция повлияла на стиль жизни и потребления той группы людей, которая уже была готова к восприятию консьюмеристской модели.

Конечно, преувеличивать степень распространения стандартов потребления не следует. По результатам опросов ФОМа, до сих пор почти половина россиян (47%) покупает одежду и обувь на вещевых рынках. Но еще четверть населения (26%) для приобретения одежды и обуви в основном пользуется магазинами. То есть стиль потребления, связанный с распространением новых торговых форматов, затрагивает продвинутую часть населения, способную пользоваться новыми консьюмеристскими возможностями. Эти возможности не ограничиваются покупкой продуктов и одежды. Ипотека, автокредитование, фитнес-центры – все это создает перспективы появления нового быта. Новый быт организуют люди, готовые к восприятию новых возможностей. Во-первых, они психологически предрасположены к экспериментированию и восприятию нового. Во-вторых, у них есть соответствующая экономическая база и образование.

В поисках социальных инноваторов

С 2006 года фонд «Общественное мнение» начал специально заниматься поиском и исследованием людей, с одной стороны, вовлеченных в продвинутые потребительские практики, а с другой – готовых к участию в инновационной активности. Было решено назвать эту группу люди-XXI, или социальные инноваторы. Для понимания повседневных практик и жизненного мира этих людей использовались разные методы – массовые опросы, интервью и даже антропологические экспедиции.

Критерием выявления людей-XXI стала вовлеченность в инновационный стиль потребления. В своих исследованиях мы исходили из того, что в повседневном поведении современного человека доминируют потребительские практики. Соответственно склонность к инновационному поведению может быть зафиксирована через склонность людей-XXI к новациям в области потребления. Эмпирически люди-XXI выделяются с точки зрения включенности в современные практики по пяти позициям: приобщенность к информационным технологиям; активное финансовое поведение; стремление к расширению горизонта планирования своей жизни; оптимизация своего времени; забота о себе и своем здоровье. Перечисленные пять позиций были разбиты на 17 практик (устойчивых поведенческих привычек) – от пользования мобильным телефоном и Интернетом до пользования косметическими салонами и посещения спортивных центров. Людей, включенных в эти практики, по разным опросам ФОМа, набирается 13–17% от всего взрослого населения России.

Квалификация пользования мобильной связью как инновационной поведенческой практики может показаться неожиданной – один из недавних опросов ФОМа показывает, что 18% взрослого населения страны сотовыми телефонами до сих пор не пользуются; при этом 99% людей-XXI – пользователи сотовой связи. Кроме того, по историческим меркам массовый доступ к сотовой связи открылся совсем недавно – на рубеже нового тысячелетия: еще не состарились люди, помнящие, как бегали с двушками к ближайшему телефону-автомату. Просто время меняется столь стремительно, что привычным становится то, что казалось фантастическим совсем недавно.


Привычным становится то, что казалось фантастическим совсем недавно.
Фото Reuters

Что для одних является привычкой – другими воспринимается как инновация. В этом состоит специфика России. Опросы ФОМа показывают, что для 91% людей-XXI Интернет – привычная среда общения и проведения досуга, при том что две трети взрослых граждан страны (77%) в виртуальную реальность не заглядывают. В глубинных интервью социальные инноваторы также отмечают свою включенность во Всемирную сеть. «У меня сайт, поддержка сайта, и форум, и поиск информации по работе, и заказ в интернет-магазинах всего и лично, и для работы, и для детей, конечно. Общаешься с человеком в жизни, а потом продолжаешь общение виртуально, а тут, когда два года общаешься с человеком виртуально, потом встречаешься – и кажется, что действительно знаешь этого человека всю жизнь», – так описывает свою активность в Интернете Людмила, 46-летняя предпринимательница из Волгограда.

Кстати, люди-XXI находятся в особых отношениях со временем. Они рассматривают время в качестве ресурса, требующего специальных навыков управления, и применяют различные техники для его рационального использования. Социальные инноваторы довольно жестко планируют собственное время и распорядок дня, составляя список предстоящих дел. Навыки тайм-менеджмента для людей-XXI – не пустой звук: установка на активную деятельность и освоение доступного жизненного пространства являются общей чертой характера представителей этой группы.

Заметнее всего это проявляется в стиле работы и карьерных амбициях людей-XXI. Социальные инноваторы заметно чаще, чем другие россияне, готовы работать сверхурочно и в выходные дни (44% людей-XXI против 27% среди всех респондентов), помогать в работе новым сотрудникам и коллегам (соответственно 52% против 32%); выполнять нужную для организации работу без вознаграждения согласны 42% людей-XXI. Подобные альтруистические практики трудовой деятельности у людей-XXI дополняются стремлением к профессиональному совершенствованию: более трети представителей этой группы (35%) получали дополнительное образование, повышали квалификацию, 28% приобретали книги, газеты, журналы по специальности, а 15% участвовали в профессиональных выставках и конференциях; работающее население, не относящееся к категории «люди-XXI», не проявляет столь серьезной заботы о своем профессиональном росте. Ирина, 40-летний руководитель отдела производства небольшой московской полиграфической фирмы, гордится своими способностями быстро осваивать новые знания: «Я могу быстро переобучиться. Мне процесс обучения дается легко и интересно. Я не вижу в этом проблемы. Если есть возможность переобучиться, за это надо хвататься и действовать – изучать компьютер, какие-то другие вещи. Знаний много не бывает, они все равно рано или поздно пригодятся. И чем больше ты знаешь, тем больше шансов у тебя устроиться». Готовность адаптироваться к изменениям, обучаться свойственна людям-XXI с разным социальным статусом и в любом возрасте: схожие мнения высказывали опрошенные нами директора солидных компаний и только что пришедшие на свою первую работу молодые специалисты. Социальные инноваторы готовы меняться и, подобно жюльверновскому «Наутилусу», быть подвижными в подвижной среде (mobilis in mobile).

Культурная публика

Таким образом, речь идет о типологической группе людей, которые умеют пользоваться благами потребительского общества, проявляют активность в карьере и профессии и стремятся максимизировать полезность своего времени. Не самый привлекательный портрет – вызывающий ассоциации с героями известной антиутопии Хаксли. Сегодня идут поиски «сложного человека», который способен не только зарабатывать и тратить, но и участвовать в культурном производстве и потреблении. Годятся ли люди-XXI на роль просвещенной читательской и зрительской аудитории? Ответ скорее положительный. Опросы ФОМа показывают, что люди-XXI по сравнению с населением в целом заметно чаще посещают кинотеатры (72% против 28%), ходят в музеи и на выставки (49% против 16%), а также бывают на экскурсиях (46% против 16%). Подтверждая репутацию группы, ориентированной на активную деятельность, почти треть людей-XXI (30%) отмечают, что занимаются различными видами творчества, 14% представителей этой группы посещают кружки и клубы по интересам, а 11% приходилось выступать на сцене театра, клуба, дома культуры.

Обычные люди реализуют свой творческий потенциал заметно реже. Следует отдельно подчеркнуть – высокая активность людей-XXI лишь отчасти объясняется наличием у представителей этой группы достаточных объемов экономического и образовательного капиталов. Результаты опроса показали, что даже по сравнению с молодежью и высокодоходными группами населения люди-XXI в культурной сфере более активно и творчески подходят к организации своего досуга. Впрочем, не стоит преувеличивать культурной активности людей-XXI. В глубинных интервью люди-XXI сетуют на отсутствие времени и возможности для полноценного культурного досуга: «Я бы хотел больше уделять времени досугу: пойти в театр, в кино. Сейчас возможностей для такого досуга нет», – с сожалением констатирует 28-летний воронежский веб-дизайнер Сергей. А екатеринбургский студент-пятикурсник Федор предпочитает телевизору просмотр кинофильмов в домашнем кинотеатре high-end уровня: «Я телевизор не смотрю┘ Лучше кино посмотрю с отличным звуком, я человек такой – очень люблю кино, звук, например, дождя, как каждая капелька капает – ощущать все это. Эффект присутствия». Конечно, люди-XXI в большей степени готовы к восприятию немассовой культуры, однако не следует переоценивать их потенциал культурного лидерства – он часто ограничен желанием быть потребителем качественного медиаконтента, немного превосходящего уровень обычной телепродукции.

«Класс на бумаге»: вне политики

Итак, по всей видимости, постепенно кристаллизуется некоторая социальная общность, объединенная схожими жизненными установками и стилем потребления. Можно ли в связи с этим радостно провозгласить обнаружение «креативного класса», «нового среднего класса» и т.п.? Не следует делать опрометчивых выводов. Сложившиеся социальные группы проявляют себя не только на культурном и экономическом пространстве. Они также обладают собственным общественным и политическим мировоззрением, которое дает о себе знать как в политических предпочтениях, так и в возможностях коллективной мобилизации. Однако в этом отношении людей-XXI вряд ли можно назвать авангардом – в качестве электората они ведут себя как обычные россияне и точно так же пока не стремятся проявлять себя в акциях протеста. Результаты качественных исследований показывают – люди-XXI неохотно говорят о политике, поскольку не видят для себя возможности и полезности освоения институционального пространства гражданской и политической активности. Согласно опросу ФОМа, проведенному в начале декабря, 51% социальных инноваторов готовы отдать свой голос за «Единую Россию», тогда как среди всего населения таковых 53%. Примерно тот же расклад и по другим политическим партиям: даже доля тех, кто не планирует идти на выборы, среди всего населения и людей-XXI одинакова и составляет 14%.

Как сказал бы французский социолог Пьер Бурдье, если люди-XXI и являются классом, то скорее «классом на бумаге», не в смысле искусственности самой группы, но в смысле ее распыленности в различных более крупных социальных и территориальных образованиях. Эта группа не проявляет себя как общность, пока не возникнет ситуация, угрожающая ее жизненному укладу. Пока же по своему уровню политического сознания и потенциала коллективной мобилизации люди-XXI почти не отличаются от населения в целом.


Проводниками возрождения национального рынка стали ритейлеры и торговые центры.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)

Институции-XXI

Это, однако, не означает, что в относительно близком будущем не произойдет качественных изменений в структуре и настроениях российского общества, изменений, заметную роль в которых могут сыграть социальные инноваторы. Катализаторами подобных изменений может быть как обозначенный курс на модернизацию, так и растущая волатильность внешней среды, столь четко обозначившаяся в период продолжающегося экономического кризиса. Откликом на подобные изменения могут стать доселе малораспространенные, инновационные по форме и содержанию общественные и гражданские движения, которые будут отвечать интересам людей-XXI. Вряд ли стоит ожидать от подобных форм коллективной мобилизации какого-либо уровня политизации – скорее всего их участники будут заниматься решением проблем, связанных с повседневной жизнью. Обманутые дольщики, автолюбители, объединения малых предпринимателей – вот примеры такого рода активности. Пусть сегодня такие движения носят локальный характер и тематически связаны с проблемами организации частной жизни – накопленный социальный, символический капитал, помноженный на опыт коллективной активности, в будущем может сделать людей-XXI заметной социальной группой – уже далеко не «классом на бумаге».

Возможная альтернатива подобного развития событий – более активное вовлечение людей-XXI в «модернизационный проект». Учитывая поведенческую специфику представителей данной группы, можно констатировать, что для такого вовлечения недостаточно только внятной идеологии модернизации, требуется создание комплекса институциональных условий (институций-XXI), позволяющих осознать реалистичность предлагаемой инновационной повестки дня. В первую очередь люди-XXI должны понять, что риторика обновления тесно связана с их долгосрочными целями и жизненными планами.

Проектирование институций-XXI облегчается наличием знания о людях-XXI. Результаты эмпирических исследований ФОМа свидетельствуют о том, что социальные инноваторы, во-первых, относительно молоды – почти 60% представителей этой группы находятся в возрасте 18–35 лет; во-вторых, имеют более высокие доходы по сравнению с населением в среднем; в-третьих, преимущественно являются образованными специалистами и руководителями или предпринимателями – таковых более половины в составе этой группы.

Принятие решения о своем участии в реализации модернизационной программы для людей-XXI носит рациональный характер: когда они поймут, что могут реализовать себя в профессиональном, карьерном и личностном планах, тогда и станут идентифицировать себя с «модернизацией». Далее, люди-XXI активно используют открывающиеся инновационные возможности, когда они могут просчитать грядущие риски и понять правила действий в новых условиях. Так произошло с ипотекой, которая стала востребованной только после того, как был достигнут минимальный порог входа и когда правила взаимодействия с банком вышли из серой зоны. То есть степень участия людей-XXI в модернизации будет зависеть от работы соответствующих институтов, служащих площадками для реализации инновационных практик.

Таким образом, помимо поиска агентов модернизации, социальной группы, способной идентифицировать себя с «модернизационным проектом», не менее важная задача – создание институциональной среды, экосистемы, благоприятствующей реализации накопленного социального, символического, человеческого капитала в интересах обновления экономики России. И решением этой задачи должны заниматься отнюдь не только сами социальные инноваторы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2149
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4882
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2680
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3081

Другие новости