0
2632
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

28.12.2010 00:00:00

От количества к качеству

Лилия Овчарова

Об авторе: Лилия Николаевна Овчарова - заместитель директора Независимого института социальной политики.

Тэги: политика, дети, детство, молодежь


политика, дети, детство, молодежь Изменилась ли установка на число детей в семье – время покажет.
Фото Елены Рыковой (НГ-фото)

В Послании президента РФ Федеральному собранию, которое было оглашено 30 ноября 2010 года, поставлена задача формирования эффективной государственной политики в области детства. И меня, как экономиста-социальщика, бесспорно, это радует. Что бы ни говорили об индустриальной модернизации, именно инвестиции в человеческий капитал определяют конкурентоспособность современной страны. В России, которая, будучи лидером по владению природными ресурсами, занимает при этом 50-е место по ВВП на душу населения и 65-е место по индексу человеческого развития, с человеческим капиталом явно сложности.

Потенциал отложенных рождений еще не исчерпан

В Послании 2006 года уже поднимался вопрос приоритетности инвестиций в будущие поколения, но в контексте повышения рождаемости. Несмотря на то что многие демографы скептически относятся к стимулированию роста рождаемости мерами социальной политики, мало кто отрицает факт воздействия политики на график рождений. Здесь, видимо, необходимо короткое пояснение: демографы, когда обсуждают рождаемость, подразумевают число детей, рожденных женщиной в репродуктивный период, а политики чаще говорят о численности детей, рожденных в соответствующем году. На «политическую» рождаемость влияют демографические волны и графики смещения рождений: в 90-е годы многие российские семьи отложили рождение первых и последующих детей в связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией, но в период экономического роста многие из них еще успели реализовать отложенные репродуктивные намерения. И сегодня, оценивая влияние семейной политики 2006 года на численность детского населения, мы можем говорить о значимых положительных эффектах. Мои оценки выигрышей, полученных семьями с детьми от предложенных в 2006 году мер поддержки, свидетельствуют о существенном вкладе этих мер в благосостояние получателей, особенно когда речь идет о малоимущих семьях и семьях среднего достатка. Изменила ли эта политика намерения относительно общего числа детей в семье? Скорее всего нет, но пока это только гипотеза, так как не исчерпан потенциал отложенных рождений. Будущее покажет!

В Послании президента РФ Федеральному собранию в 2010 году ставится задача не роста рождаемости, а развития политики в области детства, и это шаг вперед, поскольку речь идет не только о численности детского населения, но и качестве жизни детей и семей с детьми. Однако большинство новых рассматриваемых вопросов сформулированы в режиме постановки проблемы, а не предложения реальных новых мер. Практические шаги по росту инвестиций в детство еще предстоит разработать, хотя эксперты ожидали, что будет поднят вопрос об эффективности системы ежемесячных пособий для детей из бедных семей. Сегодня средний размер этого пособия составляет порядка 3% от прожиточного минимума ребенка. Размер пособия устанавливается на региональном уровне, и есть субъекты РФ, где его размер превышает 1000 руб., но есть и такие, где оно не выше 100 руб. Чем руководствуются региональные законодатели при установлении размера пособия – непонятно. Очевидно, не только уровнем экономического развития: во Владимирской области, более экономически слабом регионе по сравнению с Пермским краем, размер данного пособия в 2009 году (330 руб.) в 3,4 раза выше. Рассматриваемое пособие – региональный мандат. Но если массовые пособия относятся к региональным полномочиям, то федеральные власти, как правило, устанавливают минимальный уровень, который считается приемлемым. Если такой уровень не устанавливается, то объективно сложившийся минимум считается приемлемым. Получается, что в России приемлемый уровень такого пособия – 70 руб.

Шаги назад

Поскольку политику, расширяющую возможности для роста уровня и качества жизни семей с детьми, еще предстоит разработать, под пристальным вниманием находятся первые конкретные шаги в данном направлении, и они настораживают. 8 декабря принят Федеральный закон


Социально-экономический фактор чрезвычайно важен.
Фото Александра Петросяна/PhotoXpress.ru

№ 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», согласно которому удлиняется в два раза период, на основе которого рассчитывается средняя заработная плата, принимаемая во внимание при исчислении пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 года (заработки за 730 дней начиная с календарного года, предшествующего событию). Эксперты и политики развернули дискуссию по этому поводу: одни утверждают, что расходы на данные выплаты увеличатся, так как для пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 года снят барьер на максимум заработка, с которого начисляется пособие (ранее составлял 415 тыс. руб.), и пособие назначается с учетом заработков по всем рабочим местам; другие считают, что, наоборот, расходы сократятся из-за удлинения базового периода для определения средней заработной платы, принимаемой во внимание при расчете размера пособия. В целом удлинение периода предшествующих заработков сокращает размер пособия по двум причинам: во-первых, по мере карьерного роста зарплата растет, поэтому, чем длиннее период, тем ниже средняя. Во-вторых, в странах с высокой инфляцией номинальная заработная плата, а именно о ней идет речь, также растет. Кроме того, однозначно пострадают молодые мамы: получается, что если рассчитываешь на приемлемый размер пособия, то ребенка нужно рожать через 3 года после окончания института – в 25–26 лет. Эффекты от дополнительной занятости оценить сложно. Будет ли программа этих пособий стоить дороже за счет женщин с высокими заработками и дополнительной занятости? По моим оценкам – нет, в целом мамы получат меньший объем пособий. Но даже если я ошибаюсь, принятие закона с невнятными эффектами для семей с детьми сразу после Послания президента – не самый лучший политический шаг. Следующим шагом может стать закрытие малокомплектных школ в депрессивных поселениях с неясными перспективами по поводу обучения детей, которые остаются в этих поселениях. Я много работаю с муниципалитетами и не верю в благостные отчеты о том, как хорошо работает программа «Школьный автобус» для отдаленных деревень и поселков. Плохие дороги, плохие автобусы или их отсутствие даже в соседних с Москвой областях уже стали причиной ограничения доступа детей к школьному образованию. Пока данное явление не носит массового характера, но и массового закрытия малокомплектных школ еще было. Если с этого начнется новая политика детства, то это не та политика, о которой говорил президент РФ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
547
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
480
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
578
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
412

Другие новости