0
2919
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

25.12.2012 00:00:00

И тут позвонил Сорос...

Екатерина Бершачевская

Об авторе: Екатерина Юрьевна Бершачевская - студентка (http://mumiya2011.blogspot.ru).

Тэги: сорос, экономика, перестройка, демократия


Это случилось в конце 80-х прошлого века, когда в воздухе советской страны повеяло демократией. Вике позвонил незнакомый мужчина и представился Джорджем Соросом. Вторую фразу на английском она тоже поняла – звонивший передавал привет от ее израильской подруги. Но дальше трубку пришлось передать мужу, который через минуту сказал, что американец хотел бы с ней встретиться.

Сороса они принимали на кухне, любимом месте дискуссий советской интеллигенции. Оказалось, что о Вике, как о надежном работнике и возможном соратнике, миллионеру рассказали сразу несколько человек, живущих в разных странах, занимающихся изучением жизни в СССР.

Как известно, Сорос в свое время бежал из коммунистической Венгрии в свободные Штаты, где он не только сильно разбогател, но и понял, какая ценность важнее и сильнее всех денег мира. Поэтому, узнав вкус свободы, Сорос хотел дать его попробовать всем.

Так он добрался до Москвы с идеей создания фонда, который мог бы с помощью различных гражданских институтов способствовать формированию в людях демократических ценностей, правового сознания, развивать различные социальные инициативы.

Тогда политическая атмосфера в стране еще не была такой, что любое сотрудничество подобного рода могло обеспечить Вике статус иностранного агента. Это позже самого Сороса объявят агентом ЦРУ и заподозрят во всех смертных грехах. А тогда он был богатым чудаком, приехавшим помочь России. Но человек, начавший компьютеризировать российскую глубинку, вызывал у «патриотов» тревогу.

Нам же важно другое: «А при чем здесь Вика?»

…Она родилась зимой 1950 года в одной из тюрем Калининградской области. Тогда попасть в места не столь отдаленные, будучи беременной, можно было только за то, что муж сидел по политической статье. Интересно, что среди тех, кто рожал в тюрьмах, очень популярным было давать младенцам имена Виктор и Виктория.

С тех времен у нее осталось только несколько фото девочки с нелепым бантом на лысой голове. С огромными испуганными глазами.

Первые два года детства прошли в тюремных бараках (так называемый лагерь мамочек). Затем случилась первая в ее жизни захватывающая история.

Старшая 16-летняя сестра приехала в место, где их содержали с матерью, и выкупила маленькую Вику за две бутылки водки у местных надзирателей. Несколько лет до освобождения мамы она была вынуждена прятаться по шкафам и квартирам родственников, так как шестнадцатилетняя сестра не могла быть ее опекуном.

Ее лучшими игрушками были бабушкины портсигар и именной револьвер времен революции. Самой вкусной едой – жареный лук. А вершиной блаженства – вымоченный в молоке белый хлеб.

Школьное детство прошло бурно. За Викой шлейфом тянулась слава справедливой заступницы слабых и строгой блюстительницы справедливости. Хулиганство, праведные драки, безмерные шалости над учителями – все это сопровождало ее юные годы.

К концу школы встал известный выбор – где учиться дальше. Пыталась поступить в МГУ на юридический – не получилось. Захотелось работать в детской комнате милиции. Она знала эту проблему, но таких, как она, туда не брали.

Ей удалось найти место референта в НИИ советского законодательства. Оттуда она поступила в юридический институт (ныне МГЮА имени Кутафина). Но так началась не столько юридическая карьера, сколько диссидентская молодость.

В то время думающие люди читали запрещенную литературу, передавалась она из рук в руки и, как правило, на одну ночь. У Викиного мужа был шикарный чешский увеличитель. Они эти книги фотографировали, печатали и пускали по рукам.

Однажды подошла к ней соседка: «Сегодня люди приходили, сказали, что из налоговой. Про всех спрашивали, но про тебя особенно. Интересовались, занимаешься ли ты фотографией, есть ли дома увеличитель, ничего ли запрещенного ты не делаешь. Ну, я им сказала, что увеличитель есть и что фотографией занимаешься. Вон, внучку мою фотографировала, а денег ни копейки не взяла».

Вика обмерла: в то время они печатали «Чонкина» Владимира Войновича.

…В следующий приезд Сороса на их весьма просторной кухне было полно народу, образованного, критически мыслящего. Это они, ее друзья-единомышленники, помогали сформировать направления работы и развития фонда. И так получалось, что Вика оказалась у истоков создания в России фонда Сороса «Культурная инициатива».

Сегодня не все знают, как в те годы страну покидали ученые, а те, кто оставался, – нищенствовали. И только Сорос, для того чтобы сохранить научные структуры в России, начал платить нуждающимся по 500 долл. (по тем-то временам!) на то, чтобы ученые могли оставаться в стенах своих институтов, чтобы деятели культуры и искусства могли продолжать свое существование и творить. И никто не требовал результатов работ на экспертизу, отчета за эти деньги и передачи какой-либо информации. Все оставалось в стране.

Кстати, Сорос никогда не диктовал, что и как делать, кому давать гранты, а кому нет. То есть он ей верил. Вика говорит, что никогда не забудет, как однажды зашел ее товарищ и спросил: «Вика, на что там деньги сейчас дают? Чего писать-то?». Сейчас она говорит, что ей стало стыдно уже за то, что такой вопрос мог быть обсуждаемым.

Еще Вика вспоминает, как в конце 80-х годов около месяца была со старшей дочерью в Америке. Девочка ходила в американскую школу, Вика читала лекции о России. Когда надо было уезжать, директор школы предложил оставить способную девочку в США.

Вика не могла принять такое решение и спросила у самой дочери.

Девочка сказала, что поедет домой. Потому что проблемы и возможности есть у любой страны. Только в России они свои, а в Америке чужие.

Всю дальнейшую жизнь Вика жила с идеями демократизации своей страны. Она член самой старой и авторитетной правозащитной организации. Воспитала пять дочерей, каждой дала высшее образование и сейчас помогает растить пятерых внуков.

Как назвал ее Владимир Войнович – «многодетная и многодружная».

Вика – это моя мама.

Продолжение темы


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
701
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
401
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2536
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1990

Другие новости