0
8654
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

26.03.2013 00:01:00

Зачем "царю горы" процветающее царство

Андрей Мельвиль

Об авторе: Денис Стукал Андрей Юрьевич Мельвиль – доктор философских наук; Денис Константинович Стукал – кандидат политических наук.

Тэги: власть, история


власть, история Вот она, слабость оппозиции. Обложка книги «Царь горы»

Начнем с пояснения. «Царь горы» — это не только известный американский телесериал. Так издавна называлась русская народная игра. Вот как это действо выглядит в изложении Википедии: «Один из числа играющих детей взбирается на невысокую снежную горку и оттуда кричит всем с вызовом: «Я – царь горы!» Остальные участники веселья со всех сторон самоотверженно бросаются на штурм горки. Каждый из нападающих игроков старается сам захватить ее, свергнув самозваного царя горы. В стремительной и веселой борьбе игроки стаскивают друг друга со снежной горки. При этом действии не разрешается резко и жестоко толкать, использовать грубые и опасные приемы».
Не надо быть глубоким аналитиком, чтобы найти здесь аналогию с драматургией взрослой жизни вообще и с политикой в частности.
От Минска до Сингапура
Ученые и политики продолжают спорить о месте, роли, будущем демократии в современном мире. Обсуждают разные волны демократизации: третью, начавшуюся в 1970 году со свержения диктатуры в Португалии, Греции и Испании, четвертую, порушившую социалистическую систему, пятую — «цветные революции». Модным стало говорить уже и о шестой волне, ознаменовавшей начало арабской весны с ее трудно предсказуемыми результатами. Мало кто сегодня возьмется открыто отстаивать преимущества недемократических режимов. Чаще говорят о каких-то особых национальных моделях демократии, отражающих характер исторического развития. Даже северокорейские товарищи повторяют знакомые многим слова о народном волеизъявлении.
По классификации, пусть и не бесспорной, американского «Дома свободы», «несвободных стран» и «частично свободных» в 2012 году было соответственно 47 и 58, что в совокупности дает 57% мирового населения. Можно обратиться и к другим рейтингам — это журнал «Экономист», Фонд Бертельсмана, академический проект Polity IV и др. Результаты, в общем, те же.
Факт остается фактом: в современном мире по-прежнему доминируют недемократические режимы всяких разновидностей. Среди них правящие наследственные монархии, персоналистские диктатуры во главе с современными султанами, военные хунты, режимы с одной правящей партией, а также диктатуры новых разновидностей, в том числе  возникшие из советского прошлого. Много дискуссий ведется сегодня о так называемых гибридных режимах, в которых диктаторские приемы правления так или иначе сочетаются с некоторыми демократическими институтами (но чаще с их имитацией).
Словом, если отбросить учебниковые истины об идеальных типах политических режимов (демократия – авторитаризм – тоталитаризм), то мы увидим, что реально существующие в современном мире «недемократии» различаются во многих отношениях. У сегодняшних диктатур и режимных «гибридов» разные масштабы репрессий, темпы и характер экономического развития, несхожие особенности государственности и приоритетов развития, различия в качестве экономических, социальных и политических институтов. Есть среди них, условно говоря, и «вегетарианцы», и «хищники». Одним из них вовсе чужды идеологические мотивы, другие золотят свое самовластие идеологическими амбициями лидеров национального возрождения и пр.
Современные автократии, открыто подавляющие или имитирующие демократические институты, очень разные. В то же время они создают и поддерживают институты разного качества. Эти институты по-разному и в разной степени обеспечивают закон и порядок, права собственности, ограничение коррупции, возможности для экономической конкуренции, эффективность государственного управления, свободу СМИ, подотчетность органов власти, плюрализм и т.д.
Подчеркнем, что современным автократам нужны институты – партии, выборы, механизмы управления. В отличие от прямых репрессий и самодержавного своеволия эти институты способствуют внутреннему и внешнему признанию режима, экономят ресурсы, позволяют контролировать и кооптировать элиты и оппозицию. Создание институтов вместо режима личного произвола — оптимальное решение того, что принято называть «дилеммой диктатора». Ведь наверняка неизвестно, кто действительно лоялен, а кто может готовить заговор и восстание. Поэтому выбор автократа – между репрессиями в отношении всех даже потенциально недовольных или кооптацией последних в существующий режим с использованием институтов. Последняя стратегия менее затратная и более эффективная. Но возникает вопрос: какие именно институты и какого качества нужны автократу для решения его дилеммы?
Поскольку речь идет сейчас о реально существующих авторитарных режимах, мы сознательно выносим за скобки собственно политические институты (политический плюрализм и политическую конкуренцию, права человека и др.) и сосредотачиваемся на качестве того, что обеспечивает правопорядок, гарантии частной собственности и исполнения контрактов, государственное управление, ограничение коррупции, экономическую конкуренцию и пр. Это качество, как часто говорят, отражает уровень государственности и состоятельности государства как такового.
Теперь о том, как же со всем этим обстоят дела в современных автократиях.
Существует распространенное мнение, в том числе опирающееся на результаты масштабных эмпирических исследований, что в авторитарных режимах качество государственности и управленческих институтов выше, чем в переходных, трансформирующихся режимах. В качестве примера обычно приводят Сингапур, в котором при авторитарном режиме Ли Кван Ю такие институты были действительно созданы. Иногда упоминают и Оман, в котором султан Кабус тоже двигался в сходном направлении.
   Проблема, однако, в том, насколько правомерно обобщать эти случаи и говорить о закономерной связи современных автократий и качества институтов. Ведь в эту логику совершенно не вписывается большинство реально существующих в сегодняшнем мире автократий – от Китая, Кубы и КНДР до Чада, Зимбабве и ЦАР. По данным многих авторитетных международных исследований, в этих авторитарных режимах плохие институты: в них не обеспечены закон и порядок, гарантии собственности, борьба с коррупцией, качественное государственное управление и т.п. Нас, однако, в первую очередь интересуют новые авторитарные режимы и «гибриды», возникшие на обломках СССР.
Обратимся к индексам Всемирного банка (так называемые показатели эффективности государственного управления, или World governance indicators). Они часто критикуются, но на сегодня это почти универсальная база данных и эффективный инструмент межстранового сравнения. Для нас здесь особенно важны индексы политической стабильности и отсутствия насилия, индексы закона и порядка, контроля над коррупцией, качества государственного управления и качества регулирования в частном секторе. Если сравнить эти индексы с характеристиками политических режимов в постсоциалистических странах, которые дают уже названные выше рейтинги демократии и авторитаризма, результаты и выводы практически совпадают и говорят сами за себя. Среди автократий разного типа, возникших после распада социализма, нет режимов с хорошими институтами. Они не обеспечивают законопорядка, гарантий собственности, эффективного управления. Такие выводы подтверждаются и эмпирическими исследованиями, в том числе проведенными в Высшей школе экономики, включающими разработку альтернативных индексов государственности, государственной состоятельности и качества институтов.
Лидеры постсоциалистической демократизации – это страны с высоким качеством институтов на старте трансформации и сегодня, спустя четверть века: Словения, Чехия, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Венгрия, Черногория и др. А вот слабые, плохие институты – в странах разного недемократического качества (от новых автократий до сползающих в авторитаризм): Туркменистан, Узбекистан, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Россия.
Но главный вывод в том, что среди постсоциалистических стран нет автократий с хорошими институтами. Нет своего рода аналогов модернизации Сингапура или Омана. Чтобы разобраться в этом, мы используем модель «царя горы» – кривую, показывающую обратную зависимость между извлечением ренты и качеством институтов.
Между нами, бандитами,
говоря…
Там, где меньше демократии, там не дискутируют, а жгут книги оппонента	Фото с сайта  www.flnk.ru Когда-то выдающийся американский экономист Мансур Олсон, объясняя происхождение институтов государственного управления, предложил различать два типа условных «бандитов» – «кочующего» и «оседлого».
Первый в режиме личного произвола просто грабит людей на определенной территории, стремясь в короткие сроки извлечь максимальную выгоду. Затем он перемещается на другие площадки, нигде не задумываясь о возможных долгосрочных интересах.
«Оседлый бандит» отличается тем, что он не отнимает все, а оставляет населению возможность продолжать хозяйственную деятельность и получать доход, облагаемый налогами. То есть он демонстрирует перспективное мышление, создавая эффективные институты государственного управления.
Так вот, в нашей трактовке «царь горы» — это вовсе не «оседлый бандит», то есть не добрый и рациональный диктатор  с долгосрочной программой, сознательно предоставляющий общественные блага и создающий хорошие институты, обеспечивающие право собственности, контроль над коррупцией, соблюдение законности. Во-первых, как мы уже сказали, таких ответственных авторитарных лидеров вообще мало в современном мире. Большинство — это, скорее, хищники, склонные к грабительскому, кочующему поведению. При этом неважно, как долго они уже находятся (или планируют находиться) у власти – добровольно они все равно не уходят. Во-вторых, мы их вообще не видим в нашей постсоциалистической выборке – здесь нет автократов, формирующих хорошие институты. Нет среди них ни своего Ли Кван Ю, ни своего султана Кабуса, что в немалой степени относится к вопросу о роли личности в истории, морального лидерства и пр.
«Царь горы» просто не заинтересован в формировании качественных институтов управления. Созданные им плохие (т.е. коррумпированные, непрозрачные и неэффективные) институты для него как раз являются хорошими, так как они выполняют функции, для которых и были созданы.
Главный побудительный мотив «царя горы» – извлечение пожизненной экономической и политической ренты, а не обеспечение неприкосновенности частной собственности, экономической и политической конкуренции «третьим лицам». «Царь горы» заинтересован не в реформах и не в славе реформатора в мировых СМИ, а в поддержании статус-кво: стабильность – залог успеха диктатора; она же оказывается одним из основных препятствий на пути демократизации.
Это, кстати, сильный аргумент против идеи зарубежных и отечественных пропагандистов о том, что авторитаризм на начальных этапах трансформации предпочтителен, так как может способствовать экономическим и иным реформам. Так действительно бывало в 1980-х годах, когда на повестке дня был переход от аграрных обществ к индустриальным (Южная Корея, Тайвань и др.), но ни разу в случае современных переходов от индустриальных к постиндустриальным, инновационным, высокотехнологичным обществам.
Симбиоз экономической и политической ренты особенно характерен для рассматриваемых нами постсоциалистических автократий, в которых в начальной точке транзита отсутствовали рыночные отношения. Во многих из них по этой причине собственность и власть оказались тесно переплетенными, так как политическая рента вела к ренте экономической. В «зависших» в своем транзите (или вновь сползших к авторитаризму) постсоциалистических странах именно элиты-победители (при всех их внутренних разборках) завоевали положение рядом с «царем горы» и обеспечили себе гарантированное извлечение политической и экономической ренты. Причем политическая рента стала условием для извлечения ренты экономической.
Впрочем, характер взаимоотношений между «царем горы» и элитами остается во многом закрытым из-за отсутствия соответствующей информации. Слишком мало известно о том, в какой степени элиты внутри режима реально зависимы в своих решениях от диктатора или насколько они автономны. И наоборот, в какой мере диктатор вынужден оглядываться на элиты и учитывать их интересы.
В такой системе взаимоотношений рента – основа поддержания существующего порядка вещей, но не его гарантия. «Царь горы», решая свои проблемы, использует специальные институты (имитационные выборы, правящую партию и подконтрольную режиму системную оппозицию, государственный аппарат и др.) для создания положительного имиджа внутри страны и за рубежом. Кроме того, ему надо обеспечить лояльность своих сторонников, минимизировать угрозу дезертирства элитных групп и потенциала массового протеста и пр. Но для решения этих задач хорошие институты ему не нужны, в том числе потому что перераспределение ренты чаще всего идет по неформальным каналам взаимоотношений патрона и его клиентов.
Куда приведет
«кривая победителей»?
Еще полтора десятка лет назад американский политолог Дж. Хеллман обосновал вывод о том, что главным препятствием для продолжения экономических реформ в постсоциалистических странах является как раз не недовольство проигравших от приватизации пенсионеров, малоимущих, работников государственного сектора, бывших аппаратчиков и пр., а интересы победителей, которые уже в полной мере вкусили блага перераспределения собственности. Именно поэтому они больше не хотят ни реальной конкуренции, ни качественных институтов, которые могут поставить под вопрос захваченные ими собственность и привилегии.
«Кривая победителей» Дж. Хеллмана подразумевала прежде всего экономическую ренту. Но в постсоциалистических автократиях она напрямую зависит от ренты политической. Что в случае «царя горы» имеет принципиальное значение. Дело в том, что в постсоциалистических (точнее,  постсоветских) автократических режимах без гарантированной политической ренты, без участия во властной монополии никто — ни олигарх, ни руководитель государственной корпорации, ни кто-либо иной — не может быть уверенным в продолжении извлечения экономической ренты. Ведь нет гарантий частной собственности и иных четко определенных правил игры: ситуация, типичная для «кочующего бандита». «Царю горы», демонстрирующему кочующее поведение, не слишком сложно  отобрать собственность и отлучить от ренты.
Насколько прочно положение «царя горы»? Что может пошатнуть его или понудить к реформам, которые при условии открытия политической и экономической конкуренции будут грозить ему утратой статуса политического монополиста, владельца или распорядителя захваченной собственности?
В принципе такие побудительные мотивы могут порождаться разными обстоятельствами. Во-первых, расколами внутри правящих элит, в том числе появлением в них реформаторского крыла (это тоже одна из классических транзитологических тем). Исторические примеры очевидны: Испания после смерти Франко, СССР с приходом Горбачева и др. Хотя реальное соотношение сил внутри режима (режимов) «царя горы» и степень монолитности власти трудно оценить и прогнозировать, данный фактор для современных постсоветских автократий представляется пока что маловероятным – слишком много внешних (для элиты) рисков, чтобы так просто расколоться.
Во-вторых, подъемом новых и достаточно сильных элитных групп, не связанных с интересами режима победителей и стремящихся к установлению новых эффективных и качественных институтов, политических и экономических порядков. Такое тоже бывало, например в конце 1980-х годов в Чехословакии, в прибалтийских странах и др. Эту опасность «царь горы» хорошо осознает и поэтому использует разные стратегии (кнут и пряник) для сохранения своей монополии.
В-третьих, усиливающимся давлением снизу (преимущественно в форме того, что в современной литературе по обсуждаемой проблематике получило название «мирных демонстраций»). Это давление «царь горы» уже не в состоянии игнорировать и вынужден идти на изменения. Заметим, однако, что здесь вполне вероятна и обратная реакция автократа – закручивание гаек и крен от умеренного к открытому авторитаризму с репрессиями, ужесточением режима и пр. Вместе с тем не только протест снизу, но и изменение широких массовых запросов могут понудить «царя горы» к вынужденным преобразованиям режима.
В-четвертых, изменения могут быть вызваны давлением внешней среды. Речь вовсе не о политическом давлении определенных государств или организаций, против которого зависшие в своем развитии постсоветские страны выстроили мощные суверенные заслоны. Здесь скорее давит широкий контекст мировой глобализации, подталкивающий «царя горы» к участию в международных экономических, политических, информационных и иных взаимодействиях.
Какая именно комбинация названных (и иных) факторов в перспективе могла бы сработать в постсоциалистических автократиях, заменяя «царя горы» на заинтересованных в инновационном развитии правителей, покажет время. Но очевидно, что история не знает вечных царей.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
742
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
659
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
775
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
532

Другие новости