0
3586
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

29.03.2016 00:01:00

Гуманизм подполковника Шутова

Георгий Борисов

Об авторе: Георгий Васильевич Борисов – журналист.

Тэги: общество, политка, гумманизм


общество, политка, гумманизм Александр Семенович в садах мудрости. Фото из семейного архива Шутова

Не всякому человеку известно, что во всем мире насчитывается что-то около 5 млн гуманистов. В России еще недавно их было примерно 500. А в городе Кирове – 32.

Правда, человек, который постоянно следит за динамикой развития гуманизма, такое название города не признает. Поэтому, когда он там жил, то всячески настаивал, чтобы город переименовали в Вятку. Оппоненты сопротивлялись, называя его чужаком и гуманистом. Насчет чужака Александр Семенович Шутов говорил следующее: «Я ведь по фамилии и корням – вятский. Родители мои из Вятской губернии. У какого-то помещика, рассказывала моя бабушка, был шут – молодой, может, не очень и смешной, но красивый. И в него влюбилась помещичья дочка. Папаша-помещик был против этакого мезальянса, но молодые сговорились и сбежали в Удмуртию. Отстроили там деревеньку. В деревне Ильнеш половина были Шутовы, а половина – Шустовы».

Ну, а насчет «гуманиста» – это была и есть чистая правда. Александр Семенович, можно сказать, гуманист профессиональный и идейный. В Вятке создал ячейку «Российского гуманистического общества», организовал газету «К новому гуманизму!». Надо сказать, что к этой идеологии его вела извилистая судьба.

В 1969 году окончил Нижне-Тагильский горно-металлургический техникум и стал работать электромонтером, затем был Уральский политехнический институт, Свердловская ВПШ и даже аспирантура Уральского госуниверситета, которую не окончил по идейным расхождениям с руководителем. Бросала Александра жизнь и в партийно-комсомольские органы. А когда работал преподавателем общественных наук в школе милиции, даже пришлось командовать взводом в горячей точке.

Такова дорога подполковника в отставке Шутова к избранной уже навсегда философии: «Наша цель – развитие нового гуманизма, патриотического, с российской национально-исторической особенностью и вятской особинкой, особинкой Удмуртии для гуманной России».

Что-то платоновское звучит в этом манифесте.

Мечтает Шутов о времени превращения нового гуманизма в политическую реальность страны. Через создание партии «Гуманная Россия» уже организовал инициативную группу по формированию партии (70 участников из 23 субъектов РФ).

Основная трудность – в преодолении стереотипов прошлого в сознании людей.

По Шутову, есть три влиятельные политические силы, мешающие победе гуманизма:

– православно-монархические националистические силы, зовущие страну в феодальное прошлое;

– либерально-демократические прозападные проповедники, воспевающие капиталистическое жизнеустройство;

– прокоммунистические ленинско-сталинские силы, проталкивающие тоталитаризм советской поры. 

«Что объединяет при всех отличиях эти три силы? Их реакционная устремленность к прошлому...Что можем противопоставить этим трем реакционным силам мы, российские гуманисты? Нашу веру в гуманистическое будущее России, наше научное понимание истории, нашу волю и разум, нашу человечность и готовность к действиям на благо человечества.

Наши идейные противники – не классовые враги, а обычные заблуждающиеся люди с их ностальгией по прошлому, где «было много хорошего», как они говорят. Их надо просвещать и учить, раскрывать им историческую правду и гуманистическое мировоззрение. Путь к этой цели долог и труден, на нем таится множество препятствий и опасностей, драм и трагедий. Но это путь в Будущее, и другого пути у человечества нет».

С этой же убежденностью в своей правоте Шутов полемизирует с некоторыми коллегами из Российского гуманистического общества и, конечно же, с пользователями социальных сетей.

«Эх, сколько проблем сразу вы подняли, Александр! Даже не знаешь, с какой начать, – пишет ему некто Макс Железный, явный антикапиталист и антизападник. – Внедренная гарвардскими людоедами «рыночная экономика» – то же самое первобытное право сильного, только вместо физической силы – размер капитала. Естественное следствие – возврат к пещерному уровню морали и нравственности…»

При любых идеях, даже гуманистических, необходимо укреплять и развивать государственную власть, тем более в такой большой стране, как наша. На одних идеях далеко не уедешь. Например, Нестор Махно, создавая свою анархическую республику, вынужден был очень скоро засунуть труды Прудона и Кропоткина в сундук и создавать хоть примитивное, но самое обыкновенное государство с армией, контрразведкой, наместниками в селах и уездах и т.д. Продержался бы подольше – появились бы у него и почта, и университет, и прочие необходимые в любом организованном обществе структуры. Идеологию гуманизма можно сделать более понятной людям и популярной в народе только через конкретные полезные для людей мероприятия. Отвлеченными идеями народ сыт по горло и в их проповедниках  подозревает очередных паразитов-угнетателей».

Замечание Макса Железного насчет практических дел вполне резонно. Но Александр Семенович считается прежде всего автором нового гуманизма.

Он гордится тем, что его идейным наставником стал Рой Медведев – писатель, историк, когда-то депутат Верховного Совета СССР и один из руководителей Социалистической партии  трудящихся. Медведев поддержал работу Шутова «Гуманистическая альтернатива России».

А вот с главой Российского гуманистического общества Валерием Кувакиным Шутов состоит в непростой полемике: «Уважаемый Валерий Александрович!.. Выступая на словах против монополии других на гуманизм, на деле Вы сами его монополизируете, навязывая всем свою зауженную либерализированную точку зрения. Для Вашего гуманизма гуманисты – «свободные люди», для нашего гуманизма главное в человеке – это творческая личность».

Затем Шутов спрашивает профессора Кувакина, почему тот не поддержал его с жалобой в Конституционный суд на «клерикализацию нашего светского государства».

Возможно, Кувакин ответит, что его гуманисты – «свободные люди», поэтому кого хотят, того и поддерживают.  Александр Семенович задумается, потому что гуманисты, по Шутову, отличаются «мирным духом» от других «воспитателей» человечества. 

Чудна и интересна жизнь гуманиста в глубинке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1542
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3964
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2197
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2474

Другие новости