0
4299
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

26.12.2017 00:01:00

И стало виртуальное реальным…

Владимир Колпаков Владимир Колпаков

Об авторе: Владимир Владимирович Колпаков – специалист научного отдела Балаковского филиала РАНХиГС (Саратовская область).

Тэги: общество, политика, культура, социум, история, власть, интернет, политтехнологии


общество, политика, культура, социум, история, власть, интернет, политтехнологии Сегодня уже есть места, где сны обеспечивает wifi... Фото PhotoXPress.ru

Хорошо  известно, что политическая культура составляет часть общей культуры и выступает показателем опыта, знаний, чувств, шаблонов поведения и действия политических субъектов. А также она служит своего рода характеристикой образа жизни государства, группы, личности. Ключевой особенностью здесь является то, что политическая культура составляет не политику и (или) политический процесс, а их толкование, то есть как понимают и оценивают действия государственного аппарата различные слои общества и отдельные граждане.

Эксперты, помимо многих других структурных построений, традиционно выделяют западную и восточную политические культуры, и это разграничение имеет давнюю историю.

Западная политическая культура соотносится с организацией власти в Древней Греции, где предполагалось обязательное участие населения в решении вопросов общества. Базовым принципом является восприятие и отношение к труду как к залогу жизненного успеха. Рационализм, состязательность, стремление к прогрессу – идеалы данного типа культуры.

Для восточного типа характерно, напротив, неприятие индивидуализма и материального фетишизма. Здесь преобладают коллективистские формы организации общественной жизни с восприятием власти как области божественного правления, а государство являет собой уже не институт защиты прав и свобод человека, как в западном мире, а орган принуждения и подавления.

Необходимо подчеркнуть, что базовые ценности и принципы западного и восточного типов политической культуры являются основными координатами для большинства стран современного мира в их государственном развитии.

В зависимости от основных форм и характера устройства общества, особенностей участия и поведения людей в социальной жизни можно выделить три типа государств в современной истории – демократическое, авторитарное, тоталитарное. Конечно, при этом бывают государства и переходные между перечисленными состояниями.

Демократическую политическую культуру характеризует приверженность демократическим ценностям и идеалам. Это прежде всего плюрализм мнений, приоритет прав человека, гражданское общество и правовое государство.

Для авторитарной политической культуры свойственна ключевая роль государственного аппарата и одной партии в управлении страной. Поэтому и общественные ценности определяются властью централизованно. Соответственно интересы государства при таком режиме выше интересов людей и групп.

Тоталитарная культура подразумевает направляемые и контролируемые формы участия людей в политической жизни и жестко идеологизированные стереотипы поведения. Для нее характерно явно выраженное лояльное отношение к институтам власти и символам. Это достигается в том числе и за счет контроля деятельности средств массовой информации, публичных выступлений и т.п.

Существует также переходная модель, которая проявляет себя при изменении политического курса. Например, когда происходит смена авторитарного режима на демократический. Или наоборот – когда наступает режим «затягивания гаек», переход к жесткому, вертикальному, ручному управлению.

Таким образом, культуру того или иного общества возможно узнавать, классифицировать, изучая существующий политический режим.

Под лайки фейсбучного люда живем в ожидании чуда...	Фото Reuters
Под лайки фейсбучного люда живем в ожидании чуда... Фото Reuters

Политическая культура может быть открытой (ориентированная на изменения, адаптирующаяся к новым реалиям) и замкнутой (формирование по образцу, который установлен традициями). Иными словами, замкнутый тип такой культуры является консервативным и может существовать автономно, так как его отличает склонность к традиционным ценностям и нормам жизни.

Бюрократическая (этатическая) культура акцентирует внимание на решении политических проблем посредством действий госаппарата. Естественно, что это идет вразрез с частными желаниями граждан и приводит к ограничению и (или) запрещению, скажем, конкурентной борьбы или свободы собраний.

Рыночная политическая культура представляет собой набор ценностей, позволяющих развивать бизнес на основе частной собственности, создавать сферу услуг, поощрять конкуренцию и т.д. На мой взгляд, развитие таких моделей привело к пониманию того, что политическая деятельность также может быть катализатором коммерциализации политики со всеми вытекающими отсюда приметами и последствиями.

Сегодня несмотря на многообразие типологий остается малоизученным влияние на политическую культуру процесса интернетизации современного мира. Меж тем культура в широком смысле этого слова уже давно представляет собой как офлайновый, так и онлайновый феномен. И политика в этом смысле уже тоже находится под воздействием двух миров – реального и виртуального.

Для онлайновой политической культуры характерно влияние Интернета на текущий политический процесс с помощью огромного информационного ресурса путем как распространения необходимых данных, так и широкого использования каналов обратной связи, развития у аудитории навыков интерактивности.

Сегодня офлайновая политическая культура отражается в сетевой галактике в полной мере. Коммуникационные процессы и информационные потоки все больше становятся предметом постоянного рассмотрения сетевых новостей реальными органами власти, различными институтами и соответствующими структурами. Более того, власть активно использует Интернет при подготовке своих публичных мероприятий (форумы, демонстрации, митинги, шествия и т.д.).

Онлайновая политическая культура не только позволяет осуществлять информационное сопровождение населения многочисленным электронным средствам массовой информации, но и предоставляет обществу возможность выражать личную позицию в отношении политической повестки дня.

Это обеспечивается широкими дискуссиями субъектов в социальных сетях, что позволяет многим из нас находить единомышленников и формировать группу сторонников определенных политических взглядов.

Очень важно, что одним из основных направлений использования интернет-ресурсов является сбор подписей в поддержку того или иного начинания, обращения, петиции. В этом есть не только сильная демократическая составляющая. Власть может всегда анализировать поведение и мировоззрение как активной, так и пассивной части населения.

В суровых условиях оппозиция невольно обретает образ и методы сектанства.	Фото Reuters
В суровых условиях оппозиция невольно обретает образ и методы сектанства. Фото Reuters

К иным способам формирования общественного мнения следует также отнести участие в различных интернет-опросах. Так, результаты проводимых социологических исследований становятся не только показателем общественных настроений, но и служат основой для практической деятельности институтов власти и политических субъектов.

Интернет-пространство сегодня уже накрепко связано с реальной жизнью, и этим широко пользуется политическая власть. Так, сетевые объявления, приглашения граждан на политические мероприятия (митинги, демонстрации), как правило, значительно расширяют аудиторию участников того или иного действа.

А опубликованные в Сети расследования коррупционных правонарушений и обращения граждан на действия (бездействие) представителей органов власти в большинстве случаев выступают отправной точкой для принятия административно-политических решений организационного характера.

Отметим, что политически ориентированная информация в Интернете в период избирательной кампании является типичным примером данного типа культуры. Оказывая влияние на общественное мнение, политическая сила прежде всего рассчитывает на реальное действие индивида – голосование за определенного кандидата в единый день выборов. На мой взгляд, сетевая активность влияет не только на политический процесс, но и на политические знания – как составной элемент политической культуры. Вследствие этого происходят изменения в сознании граждан, и это меняет их отношение к определенным вопросам и проблемам.

Интернет как новая технология политической культуры власти и гражданского общества является важным составным элементом политической системы. Он уже оказывает заметное влияние на политику в Российской Федерации. Это подтверждается следующими факторами.

Во-первых, количество интернет-пользователей в России, по некоторым подсчетам, уже составляет 110 млн человек. За последние пять лет, начиная с 2012 года по настоящее время, доля россиян, пользующихся Интернетом, возросла с 47% до 75%. Президент Российской Федерации Владимир Путин на встрече с интернет-предпринимателями отметил: «По количеству людей, которые пользуются услугами Интернета, Россия уверенно занимает первое место в Европе».

При этом влияние телевидения на общество остается наиболее сильным. Однако доверие к нему постепенно снижается – с 62% в 2015 году до 47% – в нынешнем.

И это естественно. При разнообразии информации и различных интерпретациях ее в интернет-ресурсах у обычного пользователя повышаются свои требования к распространяемым новостям, комментариям, событиям и т.д.

Кроме этого, появилась чрезвычайно важная возможность участия потребителей информации в ее обсуждении – за счет интерактивной обратной связи.

Помимо этого, несомненное преимущество выражается еще и в меньшем присутствии регуляторов, фильтров поступающей информации. К тому же сетевые архивы по сравнению с радио и телевидением обладают большей степенью доступности своих архивов. Пользователь сам может отыскать информацию, ставшую главной новостью дня 10 лет назад.

Недаром сегодня Интернет используется для поиска новостных материалов уже у 32% опрошенных. Предполагаю, что в дальнейшем эти цифры будут только увеличиваться, поскольку уже сейчас Сеть – главный источник новостей для 65% 18–24-летних и 50% – 25–34-летних.

Интернет, являясь платформой для еще одного канала взаимодействия человека и объединений в сфере политической жизни, предоставляет нам различные механизмы участия граждан в общественно-политических процессах. Пользователи Сети всегда смогут узнать об организации реальных политический действий – митингов, забастовок, шествий и т.д.

В частности, в Сети функционируют сайты, посвященные проведению пикетов и митингов, с подробными инструкциями – чем пользуются, за что ратуют отдельные политические силы и общественные объединения. А инструментом политической коммуникации в процессе организации таких мероприятий выступают социальные сети.

Интернет-пространство позволяет использовать широкий спектр инструментов для политической деятельности. Работа официальных сайтов и форумов, функционирование социальных сетей и сервисов позволяет с минимальными затратами охватить всю территорию государства с последующим привлечением граждан и общественных объединений в политическую жизнь. Таким образом, Сеть предоставляет существенную возможность влиять на политическое поведение, принятие и исполнение государственных решений, деятельность политических институтов и политический процесс в целом.

В частности, интернет-ресурс «Российская общественная инициатива» (РОИ) предназначен для размещения инициатив граждан Российской Федерации с последующим голосованием. Проект был создан по Указу президента Российской Федерации от 4 марта 2013 года № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива».

Вот изложение сути этого документа: общественная инициатива (предложение) гражданина России по вопросам социально-экономического развития государства, совершенствованию государственного и муниципального управления размещается на интернет-ресурсе РОИ для сбора голосов в поддержку инициативы в установленный срок. В зависимости от уровня инициативы (федеральный, региональный, муниципальный) установлены следующие значения по необходимому количеству голосов:

– федеральный уровень – не менее 100 тыс.;

– региональный уровень – для субъектов с населением свыше 2 млн – 100 тыс., а для остальных – 5% от населения региона;

– муниципальный уровень – 5% от населения муниципального образования.

Если инициатива набирает необходимое количество голосов в установленный срок, то она направляется для рассмотрения в экспертную рабочую группу соответствующего уровня, которая принимает мотивированное решение о реализации или отклонении инициативы не позднее двух месяцев после окончания голосования. Решение и его обоснование публикуются на официальном сайте интернет-ресурса.

Российская общественная инициатива позволила подготовить несколько предложений. Так, 100 807 голосов было собрано за инициативу «Запрет чиновникам и сотрудникам компаний с государственным (муниципальным) участием приобретать легковые автомобили стоимостью свыше 1,5 млн руб.», и текст законопроекта готов для внесения на рассмотрение Государственной думы.

100 016 голосов получило предложение оборудовать все железнодорожные переезды системами видеорегистрации. Таким образом, решением экспертной группы планируется принять данное дополнение в Федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 гг.».

Отметим, что ряд начинаний граждан не набрал необходимых голосов поддержки, что, впрочем, не помешало некоторым общественным инициативам обрести законодательное закрепление. Предложение «Перечислять зарплату в банк, выбранный сотрудником, а не работодателем» набрало лишь 1246 голосов, а 21 446 голосов были отданы инициативе «Сохранять номер мобильного телефона при переходе от одного оператора связи к другому». Данные инициативы были реализованы органами государственной власти, так как относились к федеральному уровню.

Таким образом, Интернет влияет на динамику и изменения политической жизни общества, предоставляя новые формы публичного, межгруппового и индивидуального взаимодействия, а также интерактивные способы влияния и распространения информации и знаний. Данные обстоятельства позволяют выделить новые типы политической культуры – онлайновую и офлайновую, которые являются взаимозависимыми.

Именно информационное сопровождение тех или иных проектов в виртуальном пространстве, предоставляющее сведения в открытом доступе, влияет на формирование норм, ценностей, инициатив населения, а соответственно и на политическое поведение общества, в том числе при проведении избирательных кампаний, организации митингов 

и т.п. В частности, «Российскую общественную инициативу» следует рассматривать как ответ государства на запрос общества о влиянии на политическую жизнь территорий посредством современных информационных технологий.

Я уверен, что политическая культура органов власти и гражданского общества продолжит видоизменяться, находясь под активным влиянием динамично развивающихся информационных технологий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1526
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3926
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2182
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2459

Другие новости