0
864
Газета Учебники Интернет-версия

25.11.1999 00:00:00

Пособия для учителей и подрастающих интеллектуалов


Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1999, 112 с.

М.А. Гузик. Учебный путеводитель по мировой художественной культуре: Древний Восток и Западная Европа: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1999, 208 с.

О.С. Сороко-Цюпа и др. Школьный атлас по зарубежной истории с древнейших времен до наших дней: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1999, 128 с.

УХОДЯЩИЙ год среди прочего оставил нам три книги издательства "Просвещение", объединенные одним предметом исследования - историей. Пособие "Как сегодня преподавать историю в школе" являет собой попытку синтеза существующих методик обучения с собственно авторской. Авторы затрагивают проблемы реформирования преподавания этого школьного предмета, актуальные для каждой эпохи и для всякого народа. Очевидная необходимость перемен и внесения корректив в методику преподавания истории в нашей стране обусловлена происходящими социальными и экономическими изменениями как в области информационной среды, так и в ценностно-ориентационной сфере всего населения. "Реформы системы среднего, то есть школьного, образования в первую очередь необходимы для приведения этой системы в соответствие, с одной стороны, с потребностями общества в конкретный период его развития, а с другой - с социально-экономическими возможностями и ресурсами, которые правящая группировка предполагает выделить на функционирование этой системы. Глубина и масштабы реформ образования всегда в той или иной степени были объектами столкновения социальных интересов разных слоев общества и политической борьбы", - пишут авторы.

Самая проблемная - в области методик преподавания и в части конкретного материала - наша история XX века. Именно вокруг учебников по этому периоду разворачиваются дебаты в периодической прессе и в среде учителей. Используя методологию М. Вебера и его принцип "свободы от оценок", Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова пытаются, во-первых, освободить процесс преподавания истории от оценочных суждений, но не утерять при этом национально-культурного ядра исторического образования, а во-вторых, сделать процесс преподавания более разнообразным, интересным и личностно окрашенным. В заключительном разделе книги приводятся несколько примеров тематических уроков, выполненных с помощью представленной методологии. Авторам вполне удалось создать собственную методику, которая заинтересует всех преподавателей, и не только школьных, но и вузовских.

Вторая книга - "Учебный путеводитель по мировой художественной культуре" М.А. Гузика - представляет собой применение описанной выше методологии на практике. Подача идеологически не окрашенного материала осуществляется с помощью схем-конспектов, которые позволяют получить целостное представление о культуре той или иной эпохи. Сведенные вместе материалы по религии, архитектуре, литературе, музыке, философии и т.д., несомненно, помогут разобраться ученику в обширном массиве данных, а также систематизируют отрывочные знания просто интересующихся мировой культурой людей. Все схемы снабжены обширным фактическим материалом. Хайдеггер и Амон-Ра, Иеремия и Пруст, Микеланджело и Энди Уорхол в одном флаконе - это нечто.

Тому же, кто не удовлетворился вербальным приобщением к мировой культуре, "Просвещение" предоставляет дополнительные визуальные возможности в виде "Школьного атласа по зарубежной истории". Исторические карты - это обобщенное условное изображение исторических периодов или событий. "Атлас" родился из попытки создания картографической панорамы всемирной истории с древнейших времен до наших дней. Представляя собой логическое продолжение ранее выпущенного "Школьного атласа по истории России" Е.П. Градской и А.Н. Самсонова, новый атлас синхронизирует процессы отечественной и зарубежной истории. Победа революции на Кубе (январь 1959), миграции негритянского населения в Северной Америке, вторжение варварских народов в Европу и подробный план Вавилона - ценная находка как для подрастающего интеллектуала, так и для профессионального историка.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
894
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2573
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1488
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1849

Другие новости