0
1020
Газета Учебники Интернет-версия

18.01.2001 00:00:00

От "Цеховиков" до "Обналичивателей"

Тэги: юрист, осужденные, Похмелкин


Сокирко В.В. Сумма голосов присяжных в поисках граней экономической свободы: Учебное пособие. - М.: РосКонсульт, 2000, 640 с.

Это издание опирается прежде всего на материалы так называемых исследовательских, или общественных судов присяжных (ОСП), проведенных Обществом защиты осужденных хозяйственников и экономических свобод (ОЗОХиЭС) при поддержке института "Открытое общество" на протяжении десятилетней работы. Собственно, именно в ОЗОХиЭС и зародилось само понятие общественного суда присяжных - в книге же обобщен накопившийся опыт работы для возможной трансляции приверженцам суда присяжных - институции, все еще глубоко чуждой российской действительности.

Как пишет один из активных участников этого социального эксперимента, юрист, руководитель Института психолого-правовых исследований, Андрей Похмелкин, общественный суд присяжных был задуман, "с одной стороны, как наиболее оптимальная форма независимой общественной экспертизы судебных решений по уголовным делам об экономических преступлениях, позволяющая на основе группового анализа объективно и всесторонне разобраться в обстоятельствах дела, с другой стороны - как конкретная помощь осужденному в обосновании неправосудности судебных решений и необходимости их пересмотра".

Важно, что эта деятельность с самого начала не была "факультативной": реальные люди получили и получают реальную юридическую помощь. ОЗОХиЭС ставило в 1990 году задачи защиты лиц, подвергшихся уголовным и иным преследованиям за инициативную экономическую деятельность, разработки предложений по изменению уголовного законодательства, борьбы за отмену смертной казни и снижение сроков лишения свободы за экономические преступления, разработки предложений по изменению уголовно-процессуального законодательства в направлении уменьшения оснований для ареста хозяйственников и передачи дел в подсудность суда присяжных, оказания бесплатной юридической и материальной помощи несправедливо осужденным, формирования общественного мнения в пользу независимого предпринимательства. Ясно, что многие из этих задач вполне осуществимы, в частности, как известно, смертная казнь за экономические преступления уже отменена, да и по другим "статьям" действует мораторий. Зато другие - утопичны. Причем касается это, как ни странно, не "технической" стороны дела (законов, как известно, у нас много - и не всегда уж очень плохих), а глубинных, сущностных представлений наших сограждан - о жизни, о себе, о правах, обязанностях и т.д. Как признает автор, "мы взялись за отстаивание очень спорных для интеллигентного российского сознания ценностей - экономических свобод и тем более невиновности осужденных хозяйственников, которые в годы правления КПСС как раз и реализовывали частную инициативу, рыночные отношения, что тогда ассоциировалось с тяжкими уголовными преступлениями ("спекуляция", "частнопредпринимательская деятельность", "коммерческое посредничество", "незаконный промысел" и т.п.) или с преступлениями просто смертными ("хищение", "взятки", "валютные нарушения")". Действительно! Тем более что большинство из перечисленных деяний (за исключением разве что собственно предпринимательской деятельности и посредничества) вовсе не перестали быть преступными. Другое дело, что провести раздел между бизнесом честным и преступным, между добросовестными действиями и злоупотреблением в сфере экономики порой весьма и весьма непросто. И это, разумеется, касается не только России: главная и единственная наша беда - молодость рынка, отсутствие должной юридической базы и обыкновенная экономическая неграмотность большинства населения. В такой ситуации легко живется жуликам, но и совершенно невинный человек может стать жертвой юридического произвола. К тому же, без преувеличения, практически каждый, кто занимался каким бы то ни было бизнесом (или - шире - инициативной деятельностью) в последнее десятилетие с небольшим вольно или невольно нарушал закон.

Да и самому автору, правозащитнику, в прошлом члену редколлегии журнала "Поиски", участнику "Хроники текущих событий" Виктору Сокирко (самиздатские псевдонимы "К.Б.," "К.Буржуадемов") отечественные казематы знакомы не понаслышке. Занявшись с 1967 г. самиздатом, познакомившись с Литвиновым, Богораз, Якиром, уже в 1973 г. он был осужден за отказ от дачи показаний по делу Якира. В январе 1980 г. вновь арестован по делу журнала "Поиски" и сборника "В защиту экономических свобод" (ЗЭС), приговорен к трем годам лишения свободы условно. Сейчас нет смысла говорить о том, нарушал ли он своей деятельностью советские законы. Законы совести не нарушал точно - а именно такими понятиями оперируют присяжные, вникая не в букву, а в суть закона и самого "деяния".

Так же, как и гонения на диссидентов, диковатой сегодня кажется история московского студента Х., купившего у иностранца на улице 70 долларов и осужденного за валютные операции на 7 лет ИТУ усиленного режима. Х. отбыл половину срока и был помилован лишь в 1993 году...

Поэтому основной пафос книги в установлении "правовых и нравственных граней между преступлениями и сферой необходимой российскому обществу экономической свободы". В отыскании этих граней автор опирается на опыт и мнение народа - а именно тех его представителей, присяжных, которым "в рыночном обществе по праву отведена роль эталона совести и независимости".

Структурно книга делится на тематические главы, включающие и описывающие общественные суды присяжных, с изложением дела, суждениями присяжных, анализом вынесенного ими решения. Глав помимо введения - восемь, каждая с подзаголовком: "Дела организаторов финансовых пирамид (время и опыт исправляют оценки присяжных)", "Обналичиватели авизо (авторитет юристов опасен для совести присяжных)", "Цеховики, кооператоры, директора (к истине через споры присяжных)", "Дела леваков и рыбаков (не надо бояться неустойчивости вердиктов присяжных на пути к истине)", "Наценки и подношения (без знания деталей присяжные не смогут решать по совести)", "Взятки-подарки (основной наказ присяжных: "Не сажайте зря!")", "Иные грани экономической свободы (присяжные опережают законодателей)", "Учитесь слушать присяжных (формы и приемы работы)".

Даже из этих, местами игривых, названий следует, что суд присяжных показан в становлении - как механизм экспериментальный, но все же дееспособный и полезный, что следует хотя бы из списка подзащитных Общества ЗОХиЭС, осужденных несправедливо или чрезмерно сурово, где в числе других данных о подсудимых приведены изменения - "помилован", "актирован", "реабилитирован", "следствие прекращено" и др. За этими казенными формулировками - судьбы людей. И кому-то уже сегодня они могут подарить новую надежду.

Конечно, это не вполне учебное пособие - по крайней мере в привычном смысле слова, хотя в книге и рассказывается о практических приемах ведения заседаний исследовательских судов присяжных. Интересней - для нынешних и будущих исследователей, юристов-практиков, социологов - выявление психологии судов присяжных. А еще, быть может, небезынтересна эта книга будет всякому добросовестному историку современности - будь то академический ученый (почему нет?), писатель, пишущий на криминальные темы, или журналист. Ведь когда-нибудь, есть надежда, и в нашей стране будет введен суд присяжных. Правда, для того, чтобы это случилось, власти придется полностью пересмотреть саму систему подготовки юридических кадров (цитата из отзыва упоминавшегося уже Андрея Похмелкина: "во всех случаях, когда роль обвинителя в ОСП исполняли вполне квалифицированные юристы, им не удалось добиться вынесения обвинительного вердикта"). Пока же нам остается поминать популярную присказку "Был бы человек, а статья найдется", довольствоваться американскими "судебными боевиками" да этой книгой...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1606
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4065
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2251
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2535

Другие новости