0
1415
Газета Учебники Интернет-версия

01.10.2007 00:00:00

Дети слэма


О стихах не надо говорить. Стихи надо читать, примостившись в кресле у камина. Чтобы никого в доме не было, кроме собаки, а за окном чтобы тихо шумел дождь. Или наоборот: стихи надо слушать и смотреть на читающего поэта в каком-нибудь залике, набитом другими поэтами, пьяными и безумными. Это ≈ слэм.

От обычных литературных чтений слэм отличается тем, что требует экспрессивности и краткости ≈ чтение, точнее исполнение, длится не более трех минут. При этом можно беситься по-всякому: раздеваться, кричать, прыгать... Ну а жюри из публики ставит выступающим оценки. Как в фигурном катании: за содержание и за артистичность.

Хотя я выбирала/находила поэтов исключительно по текстам, так получилось, что почти все они ≈ слэммеры. А некоторые ≈ Андрей Родионов и Анна Русс ≈ даже слэммеры из слэммеров. То есть выиграли не один, а очень много слэмов.

Участие поэтов в слэме симпатично и симптоматично, ибо свидетельствует об их внутренней свободе (если, конечно, речь не идет об истовых графоманах, но это не наш случай).

Рассказываю о своих избранниках в алфавитном порядке, дабы создать иллюзию объективности.

Итак, Дмитрий Воденников. Выбран за «столбики солнца и пыли», «лопоухие столбики счастья», вдруг возникающие в его в стихах, музыкальных и скорее печальных. И за случайную усмешку, которая как бы говорит: да, все всерьез, но над этим можно смеяться. Иногда.

Данила Давыдов ≈ за неожиданную нерифму и за обрывки слов. За «суггестию мотыльков/ малларме на бумажной лесенке». За разговор, ловко сымитированный в стихе. За «два дурацких слова:/ глория и виктория».

Всеволод Емелин ≈ за все! Если следовать максиме «Поэзия должна быть либо священной, либо ироничной», то Емелин ≈ абсолютное воплощение последнего. А следовательно – идеален. Его стихи ≈ блатные/городские романсы о бомжах, скинхедах, гастарбайтерах. А также об олигархах, леди Диане, Хорсте Весселе. И, кстати, о Пушкине: «Застрелил его пидор/ В снегу возле Черной речки,/ А был он вообще-то ниггер,/ Охочий до белых женщин».

Евгений Лесин ≈ почти за то же, что и Емелин. А также за (газетную) скорость поэтической реакции на социальное и политическое. За «меня е...т чужое горе». За то, что он – «тихий тушинский гений». За «Бог на хлеб себе намажет/ Маслом ниточки судьбы./ Фирма веников не вяжет,/ Фирма делает гробы».

Андрей Родионов ≈ за стирание границ между бытом и бытием, между стихом и заплеванной электричкой. За алкоголиков и алкоголичек. За обыденную простоту рифмы «ни копья – ни х..». За «Галактический цикл» («Злобный ящер в контейнере ≈ это был груз/ Зоопарку на Альдебаран»), который можно читать, как НФ в отрочестве. За надрывную философию русской нации (если брать в целом).

Анна Русс ≈ за «сумасшедших ангелов», которые «улыбаются из-за синего купола», за эмпатию. За «Я, в черных чулках, красивых ногах, на». За антисентиментальность «любовной лирики». И за великолепное квазихлебниковское «Лавер изгон изгон/ В миднайт уходит он/ Не утилайзд gondon/ Грабэдч не захватив».

Дмитрий Тонконогов ≈ за острый глаз василиска, проникающий в суть вещей и людей. За баллады в обэриутских тонах. За «Мне неба не надо, не надо росы,/ Ни чаек прожорливых Куршской косы,/ За кадром со мной разберутся, шутя,/ Два ангела взрослых и ангел-дитя», ангелы почему-то мне особенно симпатичны. За «Хочу быть Ахматовой/ И чтобы Рейн был у меня на посылках».

Сергей Шаргунов ≈ за стремительную энергию стиха, за причудливые, но абсолютно естественные образы («Вот, заржав с опаской,/ выбегает рана/ из разбитой каски/ в синеву тумана»). За то, что не боится говорить красиво. И у него ≈ редкий случай! ≈ получается.

Дмитрий Воденников

Если представить, что сейчас мы играем в ассоциации, как в детстве, то первое, о чем я думаю, когда слышу «19 октября», ≈ это стихи Ахмадулиной. Почему-то все эти лицейские вещи, промозглость осенней погоды пришли ко мне из ее стихов. Дело в том, что Белла Ахмадулина почти никогда не писала о любви, а только о дружбе, о своей любви к кому-то. Не к женщине и мужчине, а, например, к Пушкину или Мандельштаму. Такое товарищество через время. Товарищество и нежность. Желание защитить. Мне как раз это очень понятно. У нее есть очень много стихотворений об этом самом

19 октября. «И тот, столь счастливо любивший печаль и блеск осенних дней, был зренья моего добычей и пленником души моей». Белла Ахмадулина очень любила Пушкина, очень любила прозрачность его октябрьских дней. А я очень люблю Ахмадулину. С такой же нежностью и желанием защитить. Так что любовь к этому пушкинскому стихотворению, получается, пришла ко мне через чужой карман. Ахмадулина черпала из кармана Пушкина, а я из кармана Ахмадулиной. В конечном счете ≈ все остались с прибытком.

Дмитрий Воденников ≈ поэт, лидер «новой искренности», автор радиопроектов. Родился в 1968 году. Автор книг «Репейник» (1996), «Holiday: книга стихов» (1999), «Как надо жить, чтоб быть любимым» (2001), «Мужчины тоже могут имитировать оргазм», «Вкусный обед для равнодушных кошек» (2005), «Черновик» (2006). Готовится к выходу «Здравствуйте, я пришел с вами попрощаться».

ИЗ «КНИГИ РУН»

Совелу (целостность, руна солнца)

Так вот для чего это лето стояло

в горле как кость и вода:

ни утешеньем, ни счастьем не стало,

а благодарностью ≈ да.

Ну вот и умер еще один человек, любивший меня. И вроде бы сердце в крови,

но выйдешь из дома за хлебом, а там ≈ длинноногие дети,

и что им за дело до нашей счастливой любви?

И вдруг догадаешься ты, что жизнь вообще не про это.

Не про то, что кто-то умер, а кто-то нет,

не про то, что кто-то жив, а кто-то скудеет,

а про то, что всех заливает небесный свет,

никого особенно не жалеет.

≈ Ибо вся наша жизнь ≈ это только погоня за счастьем,

но счастья так много, что нам его не унести.

Выйдешь за хлебом ≈ а жизнь пронеслась: «Это лето, Настя.

Сердце мое разрывается на куски».

Мужчины уходят и женщины (почему-то),

а ты стоишь в коридоре и говоришь опять:

≈ В нежную зелень летнего раннего утра

хорошо начинать жить, хорошо начинать умирать┘

Мать уходит, отец стареет, курит в дверях сигарету,

дети уходят, уходят на цыпках стихи┘

А ты говоришь, стоя в дверях: ≈ Это лето, лето┘

Сердце мое разрывается на куски.

Данила Давыдов

Был такой первый независимый книжный магазин в Москве, назывался «19 октября». Владели им некий человек по имени Марк Фрейдкин, который замечателен тем, что был очень интересным переводчиком французской поэзии. Он лучше всех перевел Жоржа Брассенса. Тогда я еще в школе учился, в старших классах, и очень любил ходить в этот магазин и покупать книжки: просто произвольно открывал и смотрел, что мне понравится. У меня очень хороший вкус, и я нашел много интересных поэтов, которые стали моими учителями. Это Генрих Сапгир, Елена Шварц, Ольга Седакова, Виктор Кривулин, Сергей Стратановский, поэты петербургского андеграунда.

Когда мне было 18 лет, я подружился с Генрихом Сапгиром. Он стал моим учителем. Но для меня важнее всего оказались не отношения учитель≈ученик, а сформулированная Сапгиром идея о том, что каждая книга стихов пишется сама по себе. Нет тупого однозначного, как, например, у Пушкина, пути, наоборот, каждая вещь ≈ это открытие. И для самого себя, и для тех, кому ты ее предъявляешь.

Данила Давыдов ≈ поэт, прозаик, критик, литературный деятель. Родился в 1977 году. Окончил Литературный институт, кандидат филологических наук (диссертация по наивной и примитивной поэзии). Дипломант Фестиваля малой прозы им. И.С.Тургенева (1998), первый лауреат национальной молодежной литературной премии «Дебют» (2000, за книгу прозы «Опыты бессердечия»). В 1999–2004 годах возглавлял Союз молодых литераторов «Вавилон», был соредактором одноименного вестника молодой литературы. Сотрудник бюллетеня «Литературная жизнь Москвы». Один из составителей антологии новейшей русской поэзии «Девять измерений» (2004), редактор-составитель нескольких поэтических антологий премии «Дебют». Член редколлегии сетевого литературного журнала TextOnly.

школьники поймали черта

физику принесли

говорит физик: какого чорта

вы его мне принесли

несите-ка его преподавательнице биологии ≈

ее в этой школе не любят многие ≈

а у самого коленки дрожат, курить хочется

но в школе нельзя да и беломор закончился

Из книги «Добро: Третья книга стихов

М.: Автохтон, 2002.

Всеволод

Емелин

Для меня теплые дружеские чувства, сладкие воспоминания молодости и творчество разделены. Мои стихи, наоборот, растут из чувства одиночества, заброшенности, ущемленности, нищеты, рессентимента, высоким слогом говоря.

Всеволод Емелин родился в 1959 году в Москве. Окончил Московский институт геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Четыре года работал в Тюменской области, потом стал экскурсоводом в Москве. Входил в круг Александра Меня, принимал участие в движении «Народный фронт», в 1991-м защищал Белый дом. Стихи начал писать в 1990 году. В 2002-м вошел в поэтическое объединение «Осумасшедшевшие безумцы» (Мирослав Немиров, Андрей Родионов, Евгений Лесин и др.). Автор книг «Песни аутсайдера», «Стихотворения», «Жалобная книга», «Роптания».

Не дыши ты в мою сторону перегаром

Отверни свое накрашенное рыло

Что бурчишь ты там? Что я мудила старый?

Старый ≈ да, но не согласен, что мудила.

Вот и нам черед подходит склеить ласты

Как сказал мне старый гей, возле палатки:

«Жизнь прошла, словно несбывшаяся сказка»

Взгляд, конечно, в чем-то истинный, но гадкий.

Мой желудок барахлит на юге летом

Хорошо, что здесь два шага до уборной

Как в Ичкерии, мой Постум ≈ или где там?

Навели порядок конституционный?

Приезжай на своем драном «жигуленке»

Через горы и леса, поля и страны

Выпьем жгучей алычевой самогонки

Закусив ее резиновым рапаном.

А потом, под звуки местного оркестра

Закажу вина с названием «Массандра».

Покажу тебе прославленное место.

Где снимали грустный фильм про Ихтиандра.

Отведу тебя на горку, где руины

Расскажу тебе о подвигах, о древних.

Прочту список кораблей до середины

И спрошу, кто ожидается преемник.

К другу, Постум, твоему, что был активен

Скоро гость придет, по имени Кондратий

Сбережения мои, полтыщи гривен

Обнаружишь под матрасом, на кровати.

Подходи на стройку бара, что на пристани

И договорись там с мужиками

Для начала, ты им литр горилки выстави

Они вынесут меня вперед ногами.

Мрачный лодочник допившийся до дрожи

Пеленгас в ведре стучит хвостом о донце

Тень деревьев все отчетливей и строже.

За скалу садящееся солнце.

На столе опустошенная бутылка

В небесах плывут созвездия Зодиака

На рассохшейся скамейке Дмитрий Быков

Охуительный роман про Пастернака.

Евгений Лесин

Когда-то в Москве был книжный салон, назывался «19 октября»*. Так что 19 октября ассоциируется у меня не только с Пушкиным и высокой поэзией, но и с первым появлением перестроечных книжек, вообще свободным появлением книг в продаже. Это дата очень важная, ее трудно забыть. Хозяином салона был замечательный поэт, бард, которого я знаю, Марк Фрейдкин. Появление

«19 октября» многое значило: возник первый магазин, в котором стали продавать интересные хорошие книжки. В специальной комнате лежали сборники стихов, стоили они очень недорого.

В салон всегда можно было прийти. Давали чай, кофе за человеческие деньги. Скорее, это был некий клуб. Сейчас похожую роль взяли на себя ОГИ, но это рестораны. А там была настоящая уютная деревенская изба в центре Москвы.

Евгений Лесин родился в 1965 году в Москве. Поэт, прозаик, критик, эссеист. Учился в Московском институте стали и сплавов. Работал химиком, в котельной, инженером-технологом.В 1995-м окончил Литературный институт им. А.М.Горького (семинар Татьяны Бек).

Член творческого содружества «Алконостъ». Работал в газете «Книжное обозрение», работает в «Независимой газете». Автор книг «Записки из похмелья» (2000), «Русские вопли» (2005),

«По кабакам и мирам» (2007, в соавторстве с Ольгой Лукас).

Кто-то хочет слетать на Луну.

Кто-то хочет купить машину.

Кто-то хочет найти мужчину.

Кто-то хочет убить жену.

Кто-то хочет править страной.

Хоть Бурунди, а хоть Лесото.

А она мечтает всего-то

Быть беременной и молодой.

*«Салон 19 октября»

Открылся 18 октября 1992 года в одной из пустующих квартир в деревянном доме в центре Москвы (1-й Казачий переулок). Здесь собирали малотиражную или некоммерческую литературу, которую в больших книжных магазинах отыскать было невозможно. Салон оправдал свое название и стал местом встречи писателей, издателей, не желающих приспосабливаться к новой реальности, и вообще читающей и думающей публики. Просуществовал до 17 ноября 1997 года.

Андрей Родионов

Я ≈ за 19 октября. Думаю, что прежде всего речь идет об обычной человеческой порядочности,

о любви. Я могу сказать, что, несмотря на разницу лет с Пушкиным, ощущаю к своим товарищам

по «лицею» схожие чувства.

Андрей Родионов родился в 1971 году в Мытищах. Окончил Московский полиграфический институт по специальности «книговедение». Панк-музыкант, лидер распавшейся группы «Братья-короли», аналога британской панк-команды The Sister Queens.

Публиковал стихи в альманахах «Вавилон» и «Авторник», автор книг «Добро пожаловать в Москву» (2003) и «Пельмени устрицы» (2004), «Портрет с натуры» (2005)

«Крым лишь страна в которую убегают,

ближе к фантазии, миру волшебных грез,

Крым это листик, который болтается где-то с краю,

на верхних веточках северных наших берез»

так говорил поэт, он восторженным был, вечно пьяным,

тот, что компанию тихих курортников тихо позвал

юношам тихим и девушкам тихим он тихого яду

в уши тихонечко влил и убил наповал.

в очень красивое место я вас отведу, дорогие,

мелкая травка там и островок посреди ≈

рощица нежных берез, словно тихая русская гиря

бьет нас, на длинной цепочке, пока шашлычок мы едим

выпили водки и он нас повел глухим перевалом

в очень красивое место, где все мы устроим пикник,

страшная белая птица летала и тихо стонала,

что предвещало в конце дороги березки и даже родник

девушки на поэта глядели со скепсисом, смело,

значило это, что может быть даже они влюблены,

шли мы послушно по крымскому лесу среди держи-дерева и омелы,

ведь нам обещали березку, колодезный символ родной стороны

прямо вел нас вперед, словно на магазинной тележке,

прыгала тихо тележка на крымских корявых корнях,

птица зловещая, белая перелетала с ветки на ветку,

тихо стонала, словно в завале на шахте горняк

водку мы пили жадно, мы видеть хотели березы,

каждый еще дополнительно видел, как в камне блестела слюда

в камне блестела слюда иногда, словно тихие слезы

того, кто шел впереди и плакал о шедших сюда

выпили водки еще и вдруг я увидел ≈ белеет

ствол впереди, щербинки черные вверх по нему бегут,

или то были мухи на белой полосочке с клеем,

в лавке какой-то крымской, которых много на берегу

вслед этой тихой прогулке последует вдруг пробужденье,

страшною мыслью ужалит кривой позвоночник сушняк,

птица разбудит ≈ на проводах ее стон или пенье

мигом вернет меня в милый, родной березняк

в крым путешествовать ходим всегда мы с охоткой,

даже когда в москве, или где-то еще не в крыму,

вместе с какой-нибудь местной цветною вонючею водкой,

вместе с поэтом, за что и поставим памятничек ему

Анна Русс

Сейчас с появлением Живого Журнала понятие литературного сообщества преобразовалось. Если раньше для того, чтобы показать свои тексты, прокомментировать их, ходили в лито, кружки, то сейчас такие встречи происходят онлайн. Необязательно не только куда-то идти, но и вообще быть знакомыми, лично представленными.

Однако в Москве, к нашему великому счастью, литераторы встречаются постоянно. По нескольку раз в неделю. И встречаются они не для того, чтобы высказать друг другу какие-то мнения по поводу текстов, а прежде всего чтобы послушать друг друга. Есть какое-то особенное удовольствие и праздник

от этого.

Встречи происходят обычно вокруг сети ОГИ-Пироги. А организует их группа «Культурная Инициатива» в лице поэта Данила Файзова и его старшего коллеги Юрия Цветкова. Теперь, если поэту вечером тоскливо, то он знает наверняка, что может позвонить Файзову, и тот этому поэту скажет, куда приходить, чтобы со всеми повстречаться.

Анна Русс родилась в 1981 году в Казани. Публикуется в журналах «Новый мир», «Арион», «Новое Литературное Обозрение». Лауреат 1-го Московского командного чемпионата по поэзии «Поэты за стеклом», Победитель Турнира Большого Слэма 2006 и 2007 годов, а также Русско-Украинского и Калининградского Слэмов.

В последнее время мне кажется

Что я постоянно всех кидаю

Чем дальше тем чаще

Спрашиваю автора не перекроит ли он для нас

Статью про асексуалов

Он согласен ждет указаний

Я вношу его в план

Но на летучке выясняется

Что на эту тему материал выходил

Незадолго до меня

(они всегда так говорят: «еще до тебя, darlin'»)

И я не пишу автору ничего

Обещаю иногородней подруге заняться ее делами

И уже четыре месяца ничего не делаю

(Чего стоит отписать нотариусу прямо сейчас?)

Говорю ДМ что мы вместе сходим в театр в гости

А вместо этого ДМ убирается готовит моет пол

Я прихожу с работы ем смотрю «South Park» трипую

Засыпая говорю: «все скоро изменится мы отдохнем»

Цирк зоопарк кукла с волосами до пола ≈ где?

Знакомые пишут смс с вопросами

Я хочу нажать reply но нажимаю delete

Обещаю перезвонить

Не перезваниваю

Ни маме ни маше ни генычу

Между тем всегда есть человек пять-шесть

Которых ни разу не кидаешь

Никогда не оставляешь без ответа

Делаешь все что они просят и даже больше

А вот они тебя кидают

Не то чтобы ненавидят тебя напротив

Но не могут же они ежеминутно помнить

О твоем существовании

Зато среди пяти-шести всегда есть один

Который тоже тебя не кинет

Ответит в любое время суток

Положит денег на телефон

Встретит проводит

Не оставит без коммента твой пост

Для него ты всегда в списке видящих

У вас это взаимно но к гадалке не ходи

Через месяц-другой один из вас начнет кидать другого

Внезапно или постепенно

И положа руку на сердце

С самого начала понятно

Кто и кого

Повторяю

Кто и кого

Дмитрий Тонконогов

Это далеко не самое мое любимое стихотворение Пушкина, оно написано по случаю и, как все стихи такого рода, несколько проигрывает. В Москве был книжный магазин «19 октября». И вот, как ни странно, пушкинская дата и все, что связано с Лицеем, меня волнует чуть меньше, чем исчезновение этого магазина. Я его очень любил. Дата «19 октября» вдохновила таких людей, как Пушкин, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, и для других творческих людей, видимо, вдохновения уже не осталось ≈ все выбрали.

Не все помнят, что 19 октября Наполеон ушел из Москвы.

А меня это вдохновляет.

Дмитрий Тонконогов родился в 1973 году в Москве. Учился на геологическом факультете МГУ, Литературном институте имени Горького. Автор публикаций в журналах «Смена», «Юность», «Арион», «Дружба народов», «Новая Юность», «Октябрь», «Знамя», антологии «10/30 ≈ стихи тридцатилетних». В 2004 году вышел первый сборник его стихов «Темная азбука». Лауреат премии «Триумф» (2004), «Московский счет» (2004). Редактор отдела поэзии журнала «Арион».

ЛИФТ

Мечется в кабине Белла Исааковна,

давит на кнопки и уже начинает рыдать.

Муж выносил помойное ведро после завтрака,

сразу все понял и жену побежал извлекать.

Видит: топчутся тапочки парусиновые,

розовая ночнушка выглядывает из-под халата.

Он схватился руками, напряг лошадиные силы,

дрогнули тросы и раздвинулись двери как надо.

По этому случаю Белла Исааковна поставила тесто.

За полночь пили чай и говорили о многом.

Знаешь, Белла, я буду спать рядом, там мое место,

мало ли что, трясение земли, воздушная эта тревога.

И они полетели, как осенние листья.

Белла Исааковна чихала от уличной пыли.

Он притворялся кузнечиком, притворялся рысью,

а кем еще притвориться, чтобы любили?

Сергей Шаргунов

«19 октября», которое написано было в 1827 году («Бог в помощь вам, друзья мои!»), ≈ стихотворение очень экзистенциальное, а концовка авангардная. Я имею в виду строчку «И в мрачных пропастях земли». Пушкин говорит об успехах в любви и на работе ≈ «службе царской», о драматичном положении, в котором оказались его друзья и собратья по Лицею Пущин, Вильгельм Кюхельбекер. Последняя строчка, с одной стороны, ассоциируется с сибирскими рудниками, а с другой ≈ вызывает в памяти трактовку последней участи Николая Гоголя (из-за продолжительных обмороков он боялся, что его якобы похоронят заживо). И еще здесь присутствует «праведная всеядность» Пушкина, которая состоит в том, что он всеобъемлем. Пушкин ≈ это тотальное равновесие. Перечисляя самые разные, я бы даже сказал, кастовые позиции птенцов одного гнезда, он их всех обнимает понимающим взглядом.

Сегодня я нахожу в себе мужество, чтобы подписаться под этим мироощущением. Очень многие мои друзья оказались в разных жизненных условиях. Одни ≈ в тюрьме по политическим мотивам, другие работают в администрации президента, третьи ≈ в бизнесе, четвертые отдались исключительно литературе. Тем не менее все они мне дороги. Как ни странно, несмотря на некоторую статичность современной общественной жизни, я чувствую в себе весь диапазон возможностей, который описан в этом стихотворении: от попадания на рудники до пребывания в царских палатах.

Сергей Шаргунов ≈ поэт, писатель, критик. Родился в 1980 году в Москве. Окончил факультет журналистики МГУ им М.В.Ломоносова. Лауреат независимой премии «Дебют» в номинации «Крупная проза». Лауреат государственной премии Москвы в области литературы и искусства. Автор книг, сборников, трех романов, пяти повестей, множества рассказов, стихотворений и пьес. Лидер движения «УРА!» (молодежного крыла партии «Справедливая Россия»).

Застрелиться бы, застрелиться┘ Но не кровь, а вонючий дым

Заливает длинные лица. Быть испуганным, но живым!

Не уйти из гнилого света, и дымится не пистолет,

А десятая сигарета. Вот такой вот автопортрет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1343
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3521
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1994
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2282

Другие новости