0
2168
Газета Наука Интернет-версия

11.06.2002 00:00:00

Комиссия вместо министерства

Андрей Фонотов

Об авторе: Андрей Георгиевич Фонотов - доктор экономических наук, директор Российского фонда технологического развития.

Тэги: наука, управление


Сложившаяся в настоящее время система управления научно-техническим развитием в нашей стране в своих главных, основополагающих чертах остается неизменной на протяжении почти уже полувека. Попытки реформирования, предпринятые в начале 1990-х годов, сыграв, безусловно, положительную роль, не решили главной проблемы: создания современной системы управления научно-техническим развитием страны.

Единственное, чем отметилось нынешнее правительство в деле сознательного реформирования научно-технической сферы - упразднением Министерства науки и технологий в мае 2000 года. Его функции были переданы в очередной раз (в третий или в четвертый) созданному Министерству промышленности, где и утонули в море проблем ведомства-гиганта. Поскольку никакого продолжения с реформами в научно-технической сфере не последовало, то эта акция до сих пор выглядит как загадочная и случайная. Тем не менее в силу очевидных причин использование в научно-технической сфере управленческих схем, во главу угла которых ставится министерство, не может дать желаемого результата по повышению эффективности научно-технической политики, если только не наделить соответствующее ведомство функциями суперминистерства, что абсолютно нереально.

Возглавить такую систему должен динамичный орган, включающий в себя ведущих представителей всех главных управленческих структур, задействованных в формировании и реализации научно-технической политики.

Такой орган уже создан и действует - Правительственная комиссия по научной и инновационной политике, возглавляемая председателем правительства. Необходимо превратить его в основной регулирующий и координационный центр, несущий всю полноту ответственности за выработку и реализацию политики в научно-технической сфере. Наряду с этим правительственная комиссия должна решать проблемы финансирования и организационно-правового обеспечения научной и инновационной деятельности. Она также должна отвечать за прогнозирование возникающих проблем, с которыми может столкнуться в обозримом будущем страна, и за разработку упреждающих мер к их преодолению.

Аппарат комиссии должен подчиняться секретарю комиссии (государственный секретарь по научной и инновационной политике) в ранге не ниже министра. По поручению председателя комиссии (функции которого целесообразно сохранить за премьер-министром) секретарь отвечает за работу аппарата и советов при комиссии или подкомиссиях. Он представляет председателя комиссии в палатах Федерального собрания.

Основные задачи правительственной комиссии по научной и инновационной политике: разработка списка национальных приоритетов в сфере науки и техники и перечня критических технологий, с распределением ответственности за их разработку между министерствами и ведомствами; создание перечня государственных научно-технических программ; подготовка договоров о международном научно-техническом сотрудничестве и программы международного научно-технического сотрудничества; защита и использование государственной интеллектуальной собственности; разработка и реализация совокупности юридических, экономических и организационных мер по стимулированию научно-технической и инновационной деятельности.

Важнейшей функцией правительственной комиссии останется подготовка и внесение в установленном порядке проекта федерального бюджета в части финансирования науки, а также реализация годовых планов бюджетного финансирования Российской академии наук, других государственных академий, значимых для реализации научно-технической политики министерств и ведомств.

Наличие на верхнем уровне формирования научно-технической и инновационной политики комиссии вместо министерства делает более динамичным и оперативным процесс принятия решений и повышает уровень их директивности.

Учитывая сложную структуру научно-технического потенциала страны, наличие ряда масштабных задач по развитию его отдельных составляющих и возможность их параллельного решения в рамках единой научно-технической и инновационной политики, необходимо создать ряд специализированных агентств, которые непосредственно будут воплощать в жизнь решения правительственной комиссии по научной и инновационной политике. Фактически процесс создания таких агентств был начат еще в 1990-х годах. Так, по сути, агентствами являются Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд, Фонд поддержки малых предприятий в научно-технической сфере. Кроме того, необходимо создать новые агентства, чтобы сформировать целостную систему управления научно-техническим и инновационным развитием страны. Количество, структура и задачи таких агентств - предмет обсуждения.

Представляется жизненно важным сопроводить предлагаемые реформы системы управления научно-техническим и инновационным развитием перестройкой взаимоотношений в системе "образование-наука-производство", основные направления которой еще в 80-х годах были разработаны в рамках Комплексной программы научно-технического прогресса. В качестве первого шага на этом пути можно было бы решить вопрос о передаче ряда ведущих вузов под двойное подчинение Российской академии наук и Минобразования с включением вопросов научно-образовательного процесса в сферу деятельности отделений РАН.

Описанная совокупность мер вместе с программой развития инновационной деятельности, о чем говорилось выше, могли бы составить важнейшие элементы реформирования всей системы общественного производства.

=== ТАБЛИЦА ===

Эволюция ведомства, отвечающего в России за науку и научно-техническую политику (1991-2002)

Период Название Руководитель

декабрь 1991 г. - Министерство науки, высшей школы Салтыков Борис Георгиевич

февраль 1993 г. и технической политики РФ

февраль 1993 г. - Министерство по науке Салтыков Борис Георгиевич

август 1996 г. и технической политике РФ

август 1996 г. - Государственный комитет Фортов Владимир Евгеньевич

март 1997 г. по науке и технологиям РФ

март 1997 г. - Министерство науки Фортов В.Е. (август 1996 г. - апрель 1998 г.);

май 2000 г. и технологий РФ Булгак Владимир Борисович (апрель 1998 г. -

сентябрь 1998 г.);

Кирпичников Михаил Петрович (сентябрь 1998 г. -

май 2000 г.)

май 2000 г. - Министерство промышленности, Дондуков Александр Николаевич (май 2000 г. -

по н/в науки и технологий РФ октябрь 2001 г.);

Клебанов Илья Иосифович (17 октября 2001 г. -

по н/в)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1953
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4613
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2507
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2885

Другие новости