0
1830
Газета Наука Интернет-версия

24.09.2003 00:00:00

Какая реформа нужна российской науке

Алексей Семьянов

Об авторе: Алексей Васильевич Семьянов - доктор биологических наук, Институт нейрологии, Лондон.

Тэги: ран, реорганизация, потребность


Существующая система научных исследований в России оказалась не приспособлена к продуктивному функционированию в современных условиях.

Мировые системы науки и образования можно отнести к двум основным типам: европейскому, построенному на пирамидальном принципе управления, и англосаксонскому, основанному на относительно независимых структурных подразделениях.

В Европе научные подразделения решают, какой будет их академия (демократическая пирамида). В России - академия решает, какими будут научные подразделения (автократическая пирамида).

Англосаксонская наука построена на ином принципе. В частности, в США научная система являет собой замечательный образец организации стабильной системы из нестабильных элементов. Каждая отдельная лаборатория (элемент системы) получает финансирование на конкурсной основе и существует так долго, сколько она способна получать гранты. Как только результативность работы падает, подразделение теряет финансирование. При этом вся система в целом в каждый отдельно взятый момент времени состоит лишь из эффективно работающих элементов. Для финансовой поддержки исследований помимо государственных источников (которые решают преимущественно стратегические задачи здоровья нации и обороноспособности страны) существуют благотворительные частные фонды, а также коммерческие организации, вкладывающие средства в технологии, которые в ближайшем будущем принесут им прибыль.

Система поддержки независимых подразделений имеет ряд преимуществ перед пирамидальной системой. Независимые подразделения мобильны в организации взаимного сотрудничества, легко реструктурируются и упраздняются при надобности. Мобильность лабораторий позволяет им легко перестраиваться с фундаментальных исследований на прикладные и наоборот, в зависимости от доступных источников финансирования.

Мощная и инерционная пирамидальная система управления плохо конкурирует с системой независимых лабораторий, меняющих тактику в очень короткое время. Это приводит к тому, что современные системы науки в европейских странах приобретают в большей степени черты англосаксонской системы, ослабляя вертикальную подотчетность. Сохранившаяся с петровских времен Российская академия наук не отвечает требованиям, предъявляемым к научной системе в современном динамически меняющемся мире, и требует реорганизации. Те деньги, которые сейчас выделяет государство, просто не рассчитаны на содержание всей пирамиды Российской академии наук.

Один из вариантов "подогнать" скудное финансирование под существующую систему - уменьшение числа научных подразделений путем уплотнения существующих отделов РАН. Это неизбежно ведет к уменьшению числа рабочих мест, безработице среди ученых и вынужденному их отъезду за рубеж.

Преимущество реорганизации по англосаксонскому типу (независимые подразделения) позволяет избежать такой непопулярной меры, как сокращение штатов. Адекватное финансирование сильных направлений позволит российским ученым, работающим на Западе, вернуться в Россию и легко интегрироваться в новую систему. Вероятно, одних только государственных фондов будет недостаточно, чтобы поддержать на должном уровне даже успешные подразделения. В этом контексте вполне разумным выглядит создание негосударственных благотворительных фондов поддержки науки.

Отдельный разговор - о научном книгоиздании. На Западе печатные научные издания, как правило, принадлежат независимым издательствам или научным обществам и приносят прибыль. В России реферируемые научные журналы в большинстве своем академические и требуют дотаций. Почему это происходит? Можно выделить три основные причины. Во-первых, журналы выходят на русском языке и недоступны международной научной общественности. Во-вторых, сроки выхода статей после подачи материала превышают время его устаревания. Наконец, журналы не являются независимыми, что позволило бы им иметь собственную маркетинговую политику и набирать редакцию на конкурсной основе. Независимое издание, чтобы выжить и приносить прибыль, должно быть интересным и покупаться читателями. Слабые и неинтересные издания должны естественным образом (не по решению РАН) уступить дорогу более интересным и цитируемым.

Существующая российская система организации науки страдает не только от недостатка финансирования, но и от неэффективности использования средств. Для преодоления этого порока необходима существенная реорганизация науки в России, а в частности - Российской академии наук.

Внутри существующей системы можно выделить два основных течения. Первое направлено на сохранение пирамиды власти. Радикальные подходы, такие, как упразднение РАН, несомненно, встретят противодействие ряда членов этой организации как покушение на их личное достояние, полученное огромным трудом в политической борьбе. Кроме них, против аппаратных реформ выступят потенциальные претенденты на места в РАН.

Второе течение внутри системы является для нее разрушительным. Оно основано на стремлении получить максимальную выгоду от доступа к ресурсам системы. Академия существовала и существует как источник финансирования себя и всех дочерних подразделений. Попытки получить дополнительное финансирование для избранных существенно подрывают ее основы, но имеют позитивное значение с точки зрения подготовительного этапа реформ. Вполне возможно, что если просто подождать, то устаревшая система накопит достаточное количество сбоев и рухнет сама.

С другой стороны, любое промедление в сложившейся ситуации подобно смерти российской науки. Возможно, лишение прав президиума РАН по руководству научными подразделениями (институтами, журналами и т.д.) при сохранении академических званий и привилегий как меры оценки научного вклада ведущих ученых поможет сделать реорганизацию менее болезненной. Кроме того, упразднение аппарата академии даст возможность высвободить средства, которые он потреблял.

Противодействие аппаратной реформе исходит не только от научных чиновников, контролирующих финансовые потоки в российские исследования. Существует страх конкуренции среди самих ученых, привыкших работать "по старинке".

Внешнее противодействие реформе российской науки исходит от стран, не заинтересованных в усилении влияния России в мире. Это можно преодолеть за счет сильной государственной поддержки реформирования научной системы в России и укреплением авторитета страны на международной арене.

Лондон


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1445
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3725
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2094
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2365

Другие новости