0
2329
Газета Наука Интернет-версия

25.01.2006 00:00:00

До шестнадцати. Не старше

Тэги: международная олимпиада, сборная, индонезия, школьник


международная олимпиада, сборная, индонезия, школьник Сборная российских юниоров в Индонезии (слева направо): руководитель команды Валерий Слободянин, Анатолий Костырин, Ксения Соловьева, Михаил Проскурин (с кубком за лучшие результаты в экспериментальном туре), Андрей Андреев, Дмитрий Мыльников, Сергей Ефим

Команда российских школьников возвратилась из Индонезии с необычной международной олимпиады. В ней участвовали только юниоры, то есть ребята, которым к середине декабря не исполнилось шестнадцати лет, а задания давались одновременно по трем предметам: физике, биологии и химии.

Российскую команду тренируют на базе Московского физико-технического института (Физтеха). МФТИ давно занимается подготовкой сборных для международных школьных олимпиад по физике и уже сделал выводы о слабых местах в знаниях современных школьников. Наиболее трудный раздел этой олимпиады – физика. Команду юниоров поэтому формируют из победителей Всероссийской физической олимпиады.

В этом году в сборную вошли Андрей Андреев из Чебоксар, Сергей Ефимов из Бийска (Алтайский край), петербуржец Анатолий Кострыгин, Ксения Соловьева (Пермь), Дмитрий Мыльников из Самары и Михаил Проскурин (Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ). На сборах их предстояло «подтянуть» по химии и биологии. Ребята получили задание в промежутке между сборами «исправлять кривизну рук», то есть как можно больше заниматься опытами, хотя бы и в школьных лабораториях.

«Ведь как сейчас в наших школах с экспериментом дело обстоит, – рассказывает Валерий Слободянин, доцент Физтеха, один из руководителей команды. – Ребята попали к нам на сборы, имея минимальное представление об эксперименте. У них в руках все путалось, рассыпалось, ломалось┘ Например, выполняя задание приготовить нольоднопроцентный раствор метилоранжа, они превышали дозу в сто раз, и получалась такая жидкость, в которой «ложка стояла». Некоторые школьники впервые только в лаборатории МФТИ увидели электроизмерительные приборы: мультиметры, осциллографы, термостаты. Учились, по существу, заново строить графики, осваивали теорию ошибок. Но эта подготовка очень помогла нам на практическом туре олимпиады. Мы прошли его почти без потерь, а Миша Проскурин получил высший балл за эксперимент!»

На олимпиаде было три тура: тестовый, теоретический и экспериментальный. На каждом – задачи из трех наук. С «физической» частью наша команда справилась лучше всего. С «химической» – чуть хуже, потому что пришлось иметь дело с электрохимией, которую наши пятнадцатилетние ребята не успели изучить в школе. «Им не хватило культуры выполнения такой работы и оформления полученных задач, – рассказывает Валерий Слободянин. – Ребята не написали полуреакции, происходящие на каждом из электродов».

Стоит сказать, что в принципе остальные задания были выполнены аккуратно, графики содержали всю необходимую информацию – а ведь обычно российские ребята, не приученные к кропотливости, теряют баллы именно из-за неряшливой записи результатов. Не зря на сборах их как следует помучили этой «формалистикой».

Непростыми оказались задания по биологии: требовалось много знаний, которых не дают в наших школах. «Биологические» вопросы на олимпиаде были на стыке с медициной, генетикой и даже криминалистикой: предлагалось (к счастью, на теоретическом туре) вычислить время смерти человека по личинкам насекомых, которые успели завестись на трупе. Многих смутил вопрос о названии штаммов вируса птичьего гриппа. Некоторое время назад весь мир только и говорил, что об этой эпидемии, и (предполагают авторы) ребята, которые интересуются биологией, могли бы запомнить соответствующие названия┘

Российские юниоры получили три золотые медали (Андреев, Мыльников и Проскурин) и три серебряные (Соловьева, Кострыгин и Ефимов). По количеству наград наша страна на третьем месте среди тридцати трех собравшихся на олимпиаду государств. Впереди нас Тайвань (пять золотых медалей и одна серебряная) и Индонезия (четыре «золота», одно «серебро» и одна «бронза»). «Азиатский подход! – разводит руками Валерий Слободянин. – Ребята из этих стран всегда хорошо выступают на международных олимпиадах, потому что их за полгода до соревнования освобождают от школьных занятий и активно тренируют. А у наших за плечами – только недельные сборы».

На прошлогодней, первой олимпиаде юниоров почти все золотые медали достались азиатским школьникам. Единственным европейцем, которому удалось добыть «золото», был Вадим Марковцев из российской команды.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1580
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4026
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2230
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2507

Другие новости