23.01.2008 00:00:00

Вселенная – для вас

Олег Малков

Об авторе: Олег Юрьевич Малков - координатор МГА-2009 в России, Институт астрономии РАН.

Тэги: оон, астрономия, космос

оон, астрономия, космос Изобретение Галилеем в 1609 году телескопа положило начало 400-летнему периоду удивительных астрономических открытий. Почтовая открытка начала XX века.

Под самый занавес минувшего года 62-я Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН) провозгласила 2009 год Международным годом астрономии (МГА-2009). Предыстория принятия этого решения такова.

На Генеральной Ассамблее Международного астрономического союза (МАС) 23 июля 2003 года в Сиднее (Австралия) единогласно была принята резолюция о провозглашении 2009 года Международным годом астрономии. Резолюция была представлена Италией, родиной Галилео Галилея.

Надо заметить, что основанный в 1919 году МАС – крупнейшая в мире профессиональная организация астрономов. На сегодня Международный астрономический союз объединяет почти 10 тыс. известных астрономов из всех стран мира. Его миссия состоит в содействии развитию и сохранению астрономии во всех ее аспектах в рамках международного сотрудничества. МАС также является международно признанным органом для присвоения названий небесным телам и деталям их поверхности.

В 2009 году мы будем отмечать юбилей важного события: первое использование Галилеем в 1609 году телескопа – изобретения, положившего начало четырехсотлетнему периоду удивительных астрономических открытий. Это событие привело к научной революции, которая глубоко повлияла на наше мировоззрение. Сегодня телескопы, размещенные на земле и в космосе, изучают Вселенную 24 часа в сутки во всех диапазонах электромагнитного спектра. Президент Международного астрономического союза Катрин Цесарски утверждает: «Международный год астрономии-2009 дает всем странам возможность принять участие в происходящей сейчас захватывающей научно-технической революции».

МГА-2009 изначально подразумевает глобальное сотрудничество с мирной целью – исследование загадок возникновения нас и нашей Вселенной, то есть того общего наследия, что связывает всех граждан Земли. Наука астрономия представляет собой длящееся тысячелетия взаимодействие, проходящее через все границы: географические, возрастные, половые, расовые и культурные; и находящееся, таким образом, в полном соответствии с принципами Устава ООН. В этом смысле астрономия – это классический пример того, как наука может содействовать углублению международного сотрудничества и взаимодействия.

В России мы планируем сосредоточиться на повышении степени осведомленности общественности о научных достижениях; предоставлении современного взгляда на науку и ученых; обеспечении широкого доступа к новым знаниям и результатам наблюдений; поддержке формального и неформального астрономического образования. Мы гордимся тем, что Россия понимает значение науки как одной из основ современного общества и является партнером в проведении МГА-2009.

Мероприятия МГА-2009 в первую очередь направлены на то, чтобы разделить с общественностью радость и волнение открытий, удовольствие от совместного использования фундаментальных знаний о Вселенной и нашего места в ней, оценку достоинств научного подхода к изучению природы. Творческие аспекты астрономии – бесценный ресурс для человечества. На сегодняшний день 93 страны и 14 организаций зарегистрировались для участия в МГА-2009 – беспрецедентного объединения профессиональных астрономов, специалистов в области распространения научной информации и преподавателей.

Концепция МГА-2009 состоит в том, чтобы помочь гражданам всего мира вновь открыть свое место во Вселенной через созерцание дневного и ночного неба и тем самым поощрять способность людей делать открытия и удивляться. Все люди должны осознать роль астрономии и других наук в нашей повседневной жизни и понять, каким образом научные знания могут способствовать созданию более справедливого и мирного общества.

Цель МГА-2009 заключается в том, чтобы стимулировать во всем мире, особенно среди молодежи, интерес к астрономии и науке в целом в рамках центральной темы: «Вселенная – для вас». Мероприятия МГА-2009 будут осуществляться на глобальном и региональном уровнях и в особенности на национальном и местном уровнях.

Координацию деятельности по проведению национальных и локальных мероприятий МГА-2009 в России осуществляет Национальный комитет российских астрономов (НКРА) Российской академии наук (председатель – академик А.А.Боярчук). Комитет по проведению МГА-2009, сформированный руководством НКРА совместно с научным советом по астрономии РАН (председатель – академик Н.С.Кардашев), включает руководителей ведущих астрономических и образовательных учреждений России, представителей соответствующих государственных структур (администрация президента РФ, Министерство образования и науки РФ, Российская академия наук) и организаций-спонсоров.

статьи по теме