0
2236
Газета Наука Интернет-версия

24.06.2009 00:00:00

Реформы – отдельно, реформаторы – отдельно

Андрей Юревич

Об авторе: Андрей Владиславович Юревич - член-корреспондент РАН, заместитель директора Института психологии РАН.

Тэги: наука, реформа


наука, реформа

Институт психологии РАН продолжил опрос ведущих отечественных науковедов. Экспертам было разослано 50 анкет, получено заполненными – 42. Время проведения опроса – февраль–апрель 2009 года. Респондентам были заданы два вопроса: «Как, по-вашему, нуждается ли российская наука в реформах, и, если да, то в каких именно?» и «Как вы относитесь к реформаторам российской науки?»

Подавляющее большинство опрошенных, 86%, полагают, что отечественная наука нуждается в реформах, ни один (!) из респондентов не ответил, что они ей не нужны, 14% выбрали другие варианты ответа (см. рис. 1). В качестве таковых, например, отмечалось, что российская наука в реформах нуждается, но уже «устала» от них, и ей надо дать передышку; в нашей научной среде реформы воспринимаются как преимущественно деструктивные, ассоциируются с сокращением численности ученых, ликвидацией научных учреждений и др., в результате чего слово «реформа» звучит как угроза.

Была высказана и точка зрения о том, что отечественной науке нужна не реформа как таковая, а внятный социальный заказ, в условиях которого «все само встанет на свои места». Проводились аналогии с советским атомным проектом, когда наука и власть предельно четко представляли, чего хотят друг от друга. Респонденты подчеркивали, что в реформе нуждается не современная российская наука как таковая, а система ее взаимоотношений с нашим обществом.

Среди обозначенных опрошенными основных направлений реформирования отечественной науки, наряду с традиционной констатацией необходимости повышения ее финансирования и зарплат ученых, были высказаны такие предложения, как расширение сети фондов, финансирующих науку; развитие «индустриальной» науки при различных фирмах и предприятиях; стажировки отечественных ученых в зарубежных лабораториях; обмен кадрами между научными центрами и вузами; налоговые и прочие льготы научным учреждениям и инновационным предприятиям; создание PR-службы в науке с целью популяризации ее достижений.

Отвечая на второй вопрос, никто (вновь уместно поставить восклицательный знак) из опрошенных не выразил положительного отношения к реформаторам, 27% высказали отрицательное отношение к ним, 10% – нейтральное, большинство, 52%, ответили, что к разным реформаторам относятся по-разному, и 11% дали другие варианты ответа (см. рис. 2). Таким образом, опрос показал, что в нашем науковедческом сообществе признание необходимости реформ сочетается с отсутствием позитивного отношения к реформаторам. Это можно считать очередным российским парадоксом.

Обозначились и еще несколько симптоматичных тенденций. Во-первых, реформы отечественной науки ассоциировались для опрошенных с Министерством науки – в его различных вариантах и обозначениях, хотя в процесс ее реформирования неизбежно оказываются вовлечены и другие органы управления, причем не только наукой. Во-вторых, в случае негативной характеристики реформаторов они, как правило, характеризовались как чиновники, плохо разбирающиеся в науке. В-третьих, реформаторам часто приписывались личные и клановые цели (в том числе и такие, как посягательство на имущество РАН), по мнению значительной части респондентов, вытесняющие заботу об улучшении состояния отечественной науки. В-четвертых, респонденты подчеркивали, что в современной России реформаторы не несут никакой ответственности за результаты реформ, рискуя разве что сменой места работы.

Впрочем, на ответах респондентов сказалась недостаточная проясненность слова «реформаторы» в формулировке вопроса. Например: «К создателям фондов, новых инновационных предприятий, инициаторам международных проектов и т.д. отношусь хорошо, а к людям, уничтожавшим отечественную науку под видом реформ, крайне отрицательно».

Таким образом, проведенный опрос высветил, с одной стороны, признание подавляющим большинством опрошенных необходимости реформирования отечественной науки, с другой – неблагоприятный фон этого реформирования, создаваемый преимущественно негативным образом реформаторов. Реформы любой социальной системы, в том числе и науки, – трудный процесс, преодолеть неизбежные тяготы которого можно только при условии доверия к реформаторам и их целям, которое на данный момент отсутствует.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1763
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4314
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2366
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2684

Другие новости