0
3091
Газета Наука Интернет-версия

27.01.2010 00:00:00

Вертикаль - не для жизни

Александр Лола

Об авторе: Александр Михайлович Лола - профессор, заведующий отделом градоведения и теории города ЦНИИП градостроительства РААСН, президент Международной ассоциации университетов и научных центров в области теории города "Экология города".

Тэги: небоскреб, строительство, башня


небоскреб, строительство, башня Дубайская башня, самое высокое здание в мире (828 метров), организует все пространство вокруг.
Фото Reuters

4 января 2010 года 2 млрд. землян следили в живом эфире по телевизору и в Интернете за торжественной церемонией открытия небоскреба «Бурдж Халифа» (Дубайская башня) в Объединенных Арабских Эмиратах. На церемонии этому небоскребу было присвоено имя Шейха Мухаммед Бен Рашид Аль Муктума – главы ОАЭ.

Дубайская башня – самое высокое здание в мире. Высота ее 828 м, общая площадь 162 его этажей составляет 1 млн. кв. м. Башня построена всего лишь за пять лет и содержит: 1034 роскошные квартиры; 160 гостиничных люксов; на 76-м этаже – рекордный по функциям и удобству бассейн; на 158-м – мечеть. В небоскребе могут жить и работать 12 тыс. человек. В здании 57 лифтов.

На создание башни ушло: 39 тыс. тонн стали и 330 тыс. тонн бетона. Башня элегантна и эстетически выдержана. Автор – архитектор Эдрин Смит (США). Цена проекта – 20 млрд. долл.

Предыстория и контекст

Осенью 1995 года Дубай принимал Региональный форум ООН по проблемам городов – Хабитат. Форумы ООН обычно скромны и не блещут роскошеством, но Дубай принял гостей – 850 представителей всех стран мира – по высокому разряду гостеприимства. Участники Форума ООН обсуждали урбанистические и градостроительные проблемы стран мира. В Дубае к тому времени сложился уже блок высоток – в заливе и на Шейх Заид Роуд.

Но мэр Дубая на специально организованном приеме, представляя будущее города, не гордился высотками, а рассказал об иных целях, стоящих перед городом. Он заявил, что нефть – главный источник экономики города и ОАЭ – исчерпаема, поэтому Дубай должен стать центром информационно-технологической революции и занять достойное место в Афро-Азиатском регионе. Именно с этих позиций я и воспринял новость второго десятилетия XXI столетия – помпезное открытие 830-метрового небоскреба «Бурдж Халифа».

Дубай – цельный город, но не компактный и состоит из четырех районов: Дейра – торговый район в восточной части; Бар Дубай – исторический центр города; Шейх Заид Роуд – современный бизнес-центр города; Джамейра – приморский жилой район и Дубай Марина – активно застраиваемый перспективный район на западе города, залив которого облагораживается уникальными прибрежными комплексами. Башня объединила не только город, но и пустыню и море. Именно так следует воспринимать «Бурдж Халифа».

В этом контексте позволим шире представить Дубай и Объединенные Арабские Эмираты, чтобы попытаться оценить роль самой высокой башни – пока самой высокой, ибо в этом же регионе проектируются еще два небоскреба: один высотой 1010 м, другой – более одной мили!

Дубай расположен в проливе Криик, соединяющем страны Ближнего Востока с Индией. У города – три крупных морских порта: Хамрия, Рашид и Джебел-Али, самый лучший из всех портов Персидского залива, имеющий 68 причалов с развитой сетью автодорог. В этой ценнейшей пространственной инфраструктуре Дубайская башня видна с расстояния до 95 км, она – маяк, но маяк международного предпринимательства.

Согласно глубинным законам восприятия человека, башня объединяет, согревает предпринимателей, зовет на соперничество, что весьма важно, и не дает нам – обитателям Старого Света – права судить о целесообразности и дороговизне башни.

Дубай – не древний город, но история его полна драм, удач и кризисов. Первая катастрофа в 1841 году – эпидемия оспы. Вторая в 1894-м – пожар, уничтоживший город. Однако удобное географическое положение, низкое торговое обложение привлекало иностранцев. В начале ХХ столетия жители Дубая добывали жемчуг. Но когда Япония изобрела технологию выведения его искусственным способом, экономика города оказалась в кризисе. Спасло его открытие нефти. С этих пор Дубай и ОАЭ, занимая по численности населения 113-е место в мире, попали сегодня в десятку лидеров мировой экономики и туризма. Иными словами – от чистых дворов, природной среды до строительного превосходства чувствуется конкурентная борьба без политических риторик. В этом весь Дубай.

Город относительно молодой, численность населения 1,8 млн., из них 0,8 млн. – временные жители. Но протяженность его вдоль побережья – более 70 км. Морское побережье для Дубая – его градообразующий фактор. Поэтому, построив более 30 высоток, город должен был иметь небоскреб.

Башню построила и стала владелицей государственная инвестиционная компания ОАЭ – Dubai World. В прошлом областью интересов компании был портовый бизнес. Со временем произошла диверсификация инвестиций. Сегодня под контролем компании находятся объекты энергетики, финансово-банковской сферы и развлекательного бизнеса. Оборот – 30 млрд. долл. в год (данные за 2006 год).

Точки кристаллизации пространства

Борьба за экономическое лидерство на планете усиливается. На арену выходят средства лидерства и самоутверждения: культура, бизнес, туризм и строительство, вместе взятые. Все они базируются на исходном глубинном основании развития человечества, имя которому пространство-время. Именно на этом основании развиваются города. Возникшие 60 тыс. лет тому назад, они либо процветают и входят в мировую историю, либо влачат плачевное существование и даже умирают. Поэтому города становятся ареной борьбы за лидерство в экономическом и предпринимательском мире.

На арену борьбы за мировой престиж выходят не только Нью-Йорк, Париж, Лондон и Токио, но также Пекин, Гонконг, Сингапур, Дубай, Абудаби, Рио-де-Жанейро и другие. Общая страсть этих городов – экономия пространства и повседневного времени обитателей городской среды, диктующая уплотненное высотное и сверхвысотное строительство.

Дубай в этой страсти преуспевает. Он создал уже городскую среду из 60 высотных зданий для жизни, работы, образования, отдыха и развлечений. В их структуре должна была быть организующая высотная доминанта, и дубайцы ее создали. Транспортная система города базируется и впредь будет базироваться на общественном транспорте – автобусы, поезда и метро. Частный автомобильный транспорт не планируется и будет ограничен.

Примечательно: Башня построена в регионе рождения первых мировых цивилизаций: Шумерской, Месопотамской, Египетской, Индийской, развивавшихся с 12-го до 4-го тысячелетия до новой эры.

Естественно, многих обывателей и экспертов беспокоит экономичность эксплуатации дубайской фантастической высотки. Несомненно, обслуживание этого сооружения будет дорогим и не укладывается в каноны традиционной экономики. Как разработчик теории современного города, как урбанист и экономист, с 1976 года я ищу эти новые критерии оценки, но пока не нашел.

Безудержную застройку городов мира ввысь и вширь диктуют конкуренция, жажда престижа и выживаемости. В будущем, возможно, их приостановит очередной, но более глубокий планетарный кризис. Человечество находится на такой стадии развития, что ни Адам Смит, ни Карл Маркс не могли бы ни понять, ни оправдать; и сегодня ни Лоуренс Харрис, ни Мануель Кастельс не могут объяснить возрастающую жажду человечества преодолевать пространство-время искусственными сооружениями, не воспринимаемыми ни нейропсихологией, ни выработанными тысячелетиями канонами эстетики городской среды.

Президенты ведущих стран мира ежегодно несколько раз встречаются на саммитах в сопровождении ученых. Но никто из них не ставит вопрос ребром: какой будет среда обитания, ее города? В начале 1980-х годов к осмыслению и созданию всемирной стратегии урбанизации и развития городов призывал выдающийся специалист по поселениям, эксперт ООН Константин Доксиадис. Но проблема и его предложения утонули в риториках так называемой «охраны окружающей среды». Города по-прежнему застраиваются любыми средствами вопреки экологическим требованиям. Никто не хочет вспоминать о «памятнике» стихийного градостроительства – Манхэттене, созданном по законам рыночного землепользования с 1894 по 1946 год. Американцы им не гордятся.

Уроки для муниципалов

Всем очевидно, что экономика давно стала глобальной и единой. Но вопрос о гуманной разумности конкуренции не ставится. В этой ситуации можно ожидать не только 800-метровые башни-жилища, но и 1,5-километровые. Разумеется, 20-тысячелетний опыт и классическая эстетика диктуют в городской среде доминанту. Функцию ее выполняли, выполняют и будут еще долго выполнять сооружения культа и религии: церкви, соборы и мечети, построенные на общегородских площадях, то есть здания духовной функции горожан. Такова всемирная реальность и реальность городов прошлой России.

Сегодня городам России не везет, и началось это невезение буквально с 1917 года. Ликвидировав правовую систему России, в которой право городов по тому мировому опыту было уникальным, СССР за 75 лет не издал ни одного закона, обеспечивающего правоотношения городов. С 1930-х годов высочайшее творение человечества – город – был отдан во власть министерств и ведомств, строивших города по «остаточному принципу». И сегодня наши города обслуживаются как минимум десятью отраслями, в которых трудятся 147 тыс. специалистов, не имеющих на то дипломов и не владеющих знаниями о городе.

«Современный большой город не сводим ни к муниципальному, ни к региональному, ни к государственному типам управления» – таково заключение международного журнала «Проблемы теории и практики управления», издаваемого в России. Между тем сегодня большие города и их агломерации управляются новым, так называемым метрополитенским типом управления.

В нашей стране 3000 городов, а в школьных программах отсутствуют знания о городе. И откуда им взяться, если с 1930 до 1983 года само понятие «урбанизация» было признано «пороком развития капитализма»; понятие «городская цивилизация» отсутствовало напрочь; города представлялись «местами размещения производства и расселения трудящихся».

В этом наследии россиянам понять конкурс на борьбу за престиж города в мире непросто. Это очевидно по репликам СМИ, начавшим появляться еще за два года до завершения строительства Башни Дубая. Башня еще только строилась, а политики и специалисты постарались выразить свои опасения, критические строительные, экономические и даже научные оценки.

Прежде мы были недовольны сталинскими высотками в Москве, а сегодня они воспринимаются как акценты выразительности городской среды громадного города. Сегодня, когда Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и другие города стали застраиваться жилыми и деловыми высотными домами вопреки экологическим требованиям, с утратой дворов, женщины запротестовали. Женщин успокоили по правилам демократии, но проблема осталась и загнана вглубь, ибо основы научного и профессионального развития крупнейших городов на столах министров отсутствуют.


Сравнение некоторых из самых высоких сооружений мира.
Источник: vincentabry.com

Синдром неустойчивости

Сегодня миллионам горожан России неведомы законы восприятия городской среды, ибо нас этому не учат ни в школах, ни в университетах. В 1978 году я узнал, что в ряде университетов мира преподается «Психология восприятия городской среды (Environment)», осужденная у нас как буржуазное направление. С тех пор и по сей день я добиваюсь от Российской академии архитектуры и Министерства образования и науки РФ признать это направление, без которого архитектура и градостроительство не имеют права на статус науки. Не получается. А проблема самочувствия жителей на высоких этажах остается.

В 50-е годы ХХ века нейропсихологи и архитекторы выявили, что постоянное обитание современного человека, ежедневно находящегося на земле, но живущего в квартире на высоте выше 60 м, проявляются синдром неустойчивости, неврозы и даже болезни. Мало того, выявлены даже нюансы в проявлении этих симптомов: здания с обширной подосновой фундаментов (например МГУ им. М.В.Ломоносова) устойчивы к колебаниям, влияющим на самочувствие. Но в домах-башнях колебания на верхних этажах очевидны, поэтому человек их чувствует и устает.

В Дубайской башне будут жить временные обитатели, арендаторы жилищ и сотрудники деловых центров. Дубай – город полиэтнический. Следует учесть растущую мобильность горожан «стран с развитыми механизмами управления и права». Горожанин США живет на одном месте в среднем 13 лет, россиянин – 26 лет.

Природа строительства высоток в Дубае ясна. Но чем объяснить увлечение больших российских городов высотками, притом именно жилыми домами? В стране жестко централизованного управления, в стране, занимающей седьмую часть планетарного пространства, в стране множества федеральных и так называемых национальных программ сегодня нет государственной стратегии развития городов. Между тем ЦНИИП градостроительства завершил очередное, третье исследование городов и градосистем. Согласно полученным результатам, на высотное строительство могут претендовать не более 12–15 городов России.

После Москвы и Санкт-Петербурга Екатеринбург строит комплекс из шести высотных деловых зданий. Высотное строительство стало модным. К нему приступили: Самара и ее город-агломерат Тольятти; Хабаровск уплотняется 18–20-этажными домами; в Красноярске построен жилой дом в 60 этажей; Владивосток и Находка застраиваются поштучными высотками; Новосибирск застраивается 18–27-этажными домами также поштучно; Саратов строит точечно, но по всему городу; в Воронеже возводится 30-этажное жилье; Ростов-на-Дону и его спутник Батайск застраиваются 30-этажными башнями; миллионная Казань строит мечети и сдержанно высотки; Белгород застраивается высотками; старт высотному строительству дан в Барнауле и Мурманске. Пока еще сдержанно к высоткам относятся в Краснодаре, Владикавказе и Ставрополе. Иркутск застраивается высотками сдержанно. Уфа стала городом развитой уплотненной градоструктуры.

Как бы там ни было, но очевидно, что возведение небоскребов не может быть массовым и должно оправдываться экономикой. Лишь только город как таковой может и должен определить, необходимо ли ему высотное здание, какой высоты и его функции. И решать это должны профессионалы высокого уровня.

Документом, определяющим место высотного здания, должен быть генеральный план города. Ему должна предшествовать стратегическая программа развития города и его агломерации, постоянно разрабатываемая междисциплинарным коллективом исследователей. Мы твердим об этом уже полвека, но «в нашей империи пророков не бывает»...

Высотные сооружения не должны быть сплошной застройкой, как это произошло в Москве. Чудовищно, когда человеку уготовано жить на высоте, а напротив его окон вместо солнца и света – окна соседнего дома. Основанием для высотного строительства в российских городах не может быть слепо скопированный мировой опыт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российская Фемида иногда будет признавать свои ошибки

Российская Фемида иногда будет признавать свои ошибки

Екатерина Трифонова

Поправки в закон о статусе судей дифференцируют дисциплинарную ответственность

0
480
На пленуме ЦК КПРФ разоблачили философа Ильина

На пленуме ЦК КПРФ разоблачили философа Ильина

Дарья Гармоненко

Зюганов ставит перед партией задачу сплотить левые антифашистские силы

0
528
Опасность применения ядерного оружия опять становится фоном СВО

Опасность применения ядерного оружия опять становится фоном СВО

Владимир Мухин

Действия Украины выглядят как попытка перейти очередную красную линию РФ

0
619
У Путина на следующей неделе планируется заседание Совета по нацпроектам

У Путина на следующей неделе планируется заседание Совета по нацпроектам

0
226

Другие новости