0
2085
Газета Наука Интернет-версия

10.02.2010 00:00:00

Не просто комиссия, а структура

Юрий Магаршак

Об авторе: Федор Алексеевич Богомолов - профессор математики New York University; Юрий Борисович Магаршак - президент Международного Комитета интеллектуального сотрудничества.

Тэги: россия, инновации, развитие


Президент РФ и премьер-министр поставили стратегическую задачу: сделать Россию передовой научно-технологической державой. Плохо только, что слова руководителей государства остаются словами. Создается переходящее в уверенность впечатление, что те, кому по должности следует действовать, не воспринимают эти призывы стопроцентно всерьез. Однако для такой позиции бюрократии есть и объективная причина.

Ни для кого из руководителей, равно как для возглавляемых ими министерств и ведомств, инновационное развитие нации не является главной служебной обязанностью. В стране нет органа, который должен был бы заниматься этим и притом обладал бы достаточными полномочиями и ресурсами, чтобы координировать происходящее и претворять решения в явь. Очевидно, такой орган должен быть создан. Не просто в виде комиссии, а в виде структуры, которая соответствует масштабу задач.

Наиболее естественно, чтобы таким координирующим и контролирующим центром была администрация президента. Значительная часть ее – может быть, половина и более – должна заниматься этой глобальной проблемой (а вовсе не несколько человек или заурядный отдел). И возглавлять это решающее не только для процветания страны, но и для самого ее существования направление деятельности должен не человек из номенклатуры, а профессионал, зарекомендовавший себя в научно-инновационной деятельности как уважаемый в России и мире специалист. Такая реструктуризация – всего лишь реструктуризация – подчиняющегося непосредственно президенту аппарата естественна и наиболее эффективна для выполнения задач, поставленных им.

Министерство образования и науки РФ технологиями не занимается: такая сфера активности отсутствует даже в названии этого министерства. Госкорпорации «Роснано» и «Ростехнологии» не издают законы, не могут бороться с откатами и не занимаются подготовкой кадров. Академия наук по самому своему названию и функции, которую она выполняет десятилетия в том виде, в каком она существует сегодня, ответственной за преобразование экономики в инновационную быть не может. Даже если бы РАН сплошь состояла из Эйнштейнов и Колмогоровых, она бы никогда не создала Microsoft по самой элементарной причине: для этого помимо ученых нужны другие люди, с другими талантами и другими приоритетами.

В этих условиях Медведев поступает абсолютно логично, создав Комиссию по модернизации именно при президенте, то есть себе самом. Однако масштаб комиссии в ее нынешнем виде и тот факт, что она одна, неадекватны грандиозности масштаба задач. Координировать инновационное развитие страны правильнее всего аппарату администрации президента.

В XXI веке в технологиях нет ни районных, ни национальных, ни даже континентальных соревнований, а лишь мировые. Чтобы занять высокотехнологичную нишу в чем-либо за пределами своей страны, необходимо быть лучшим повсюду хоть в чем-то. Условия для ведения бизнеса, которые созданы в той или иной стране, при этом являются определяющими. Климат для инноваций в России сегодня настолько чудовищен, что нормализовать его сразу во всех часовых поясах нереально.

А вот сделать это в небольших зонах, например на территории ведущих университетов и институтов, под личным контролем президента, реально вполне. Опыт калифорнийской Силиконовой долины показывает, что локальных очагов созидания вполне достаточно, чтобы приносить доход, соизмеримый с бюджетом страны.

Поскольку Медведев воспринимает перевод Российской Федерации на инновационный путь как дело своей жизни и своего президентства, представляется абсолютно естественным в рамках президентской администрации создать не одну комиссию, а систему динамичных структур из высокопрофессиональных энтузиастов, имеющих опыт такой работы в России и за ее рубежами. При президенте Соединенных Штатов, к примеру, число подобных структур не две и не пять – их много. И постоянных, и временных. При этом и состав, и решаемые задачи могут меняться в реальном времени: гибко, оперативно и эффективно.

Сегодня Российская Федерация, как витязь на распутье, стоит перед развилкой (говоря по-научному, бифуркацией): либо энергетический придаток цивилизации и деградация, либо инновационное развитие и расцвет. Ввиду исключительной важности того, что предпринимает Медведев для будущего России и мира, представляется необходимым и своевременным создать движение «Российское обновление», лидером которого является глава государства. Не вызывает сомнения, что это движение стремительно станет массовым.

У России, страны великой науки, великой музыки, великой литературы, первой запустившей в космос сначала спутник, а затем человека, не только великое прошлое, но и великое будущее. Мы в это безоговорочно верим.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2045
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4735
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2592
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2976

Другие новости