0
23632
Газета Наука Интернет-версия

25.06.2014 00:01:05

Эффективный менеджер двух империй

Глеб Семин

Об авторе: Глеб Алексеевич Семин – аспирант кафедры новейшей истории России Московского государственного областного университета, праправнук В.И. Ковалевского.

Тэги: ковалевский, история, вавилов


ковалевский, история, вавилов В.И. Ковалевский. Фото сделано на выставке в Нижнем Новгороде,1896 год.

Начав карьеру народником, фактически персонажем «Бесов» Достоевского, Владимир Иванович Ковалевский стал выдающимся чиновником империи, правой рукой Сергея Юльевича Витте. Соответствуя давнему постулату «В России нужно жить долго», Ковалевский успел внести огромный вклад и в советскую науку, «запустив в жизнь» академика Николая Ивановича Вавилова.

Тюремное естествознание

Владимир Ковалевский родился 10 ноября 1848 года в семье харьковского дворянина, ротмистра Ивана Яковлевича Ковалевского. Первый выбор: стать военным, как отец. Полтавский кадетский корпус, петербургское Константиновское училище, служба на Кавказе. Но в 1868-м Владимир выходит в отставку с обычной для дворян формулировкой: «для налаживания расстроенного хозяйства». Позднее вспоминал: «Все юное и живое по возрасту или духу бросилось в поисках науки и знания, независимого труда, пошло на служение раскрепощенному народу».

Поступил в Земледельческий институт в Петербурге. В студенческой среде сошелся с деятелями революционного движения, был членом Нечаевского кружка, но вскоре их взгляды разошлись. После знаменитого убийства студента Петровской академии Ивана Иванова (1869), легшего в основу романа «Бесы», С.Г. Нечаев, скрываясь от следствия, остановился у Владимира. Благородный Ковалевский, открыто выражая свое несогласие с Нечаевым, однако, не отказал в укрытии.

Арест, Петропавловка, суд. «Содействовал в доставлении помещения Нечаеву… но не принимая участия в заговоре для ниспровержения существующего порядка». Оправдан.

Этот этап оставил испорченную репутацию и первую жену, соратницу по революционному движению Екатерину Лихутину... и понимание, что добиваться изменений в обществе можно и через преобразования сверху.

В тюрьме Ковалевский изучал иностранные языки, химию, ботанику. В 1875 году окончил Земледельческий институт по первому разряду, затем защитил диссертацию на степень кандидата сельского хозяйства,

Система госслужбы империи не принимала неблагонадежных, помог русский «случай». Ковалевский делал переводы для известного генерала С.П. Зыкова. Позже Зыков вспоминал двух выпускников Земледельческого института, занимавшихся переводами для него, две разные судьбы: В.И. Ковалевский, ставший фактически министром промышленности (фактически, потому что юридически Министерство промышленности и торговли возникло только в 1905 году), и известный революционер Степняк-Кравчинский, убийца шефа жандармов Мезенцева, погибший, попав под поезд.

«Он – честный человек»

Для Ковалевского начинается период неутомимой работы в области сельскохозяйственной статистики. Он впервые организует серию изданий «Сельскохозяйственные годы», публиковавших три раза в год данные об урожаях. Эти сводки впоследствии оценил знаменитый советский селекционер и генетик, ученик Ковалевского Николай Вавилов: «Фундамент к сельскохозяйственному знанию нашей страны».

Занимательное совпадение заметил историк Л.Е. Шепелев: «Почти 40 годами позже, при советской власти, Владимир Иванович возглавил тот же орган, задачей которого было руководство исследовательской работой в области сельского хозяйства».

Проходя по чиновничьей лестнице вверх, Ковалевский соприкасается с такими выдающимися деятелями России, как министры финансов Н.Х. Бунге и Н.И. Вышнеградский. Уже тогда он учится лавировать среди различных политических сил. Когда в должности вице-директора Департамента окладных сборов он занимался реформой по введению податной инспекции, сносить нападки со стороны консервативной газеты «Гражданин» князя Мещерского стало особенно тяжело. Ковалевский решил обратиться к Александру III: «Находясь на государственной службе, обязанный присягой, я не проповедую своих взглядов, стараясь посильно облегчить участь тех, кому живется тяжело при теперешних условиях…» Решение государя: «Оставить Ковалевского на прежнем месте. Он – честный человек».

Сергей Витте вспоминал: «Свою практическую деятельность, особенно на посту директора Департамента торговли и мануфактур, Ковалевский рассматривал не просто как посильное служение делу экономического развития России, но и как напряженную борьбу против консервативных сил в правительственных сферах».

После отставки Бунге новым министром финансов стал Вышнеградский, а Ковалевский получает пост чиновника для особых поручений и представителя Министерства финансов в Министерстве путей сообщения.

Работа с Вышнеградским была очень нервной и тяжелой. По словам Ковалевского, доклады тянулись долго, докладчик чувствовал себя, словно на экзамене. Но это была важная школа, так как министр финансов был требовательным, но охотно брался за обучение своих сотрудников.

У руля первой индустриализации

По-настоящему карьера Ковалевского совершила взлет, когда пост министра финансов в 1892 году занял Сергей Юльевич Витте. Владимир Иванович был знаком с ним еще по своей работе в Совете при тарифном комитете Департамента железнодорожных дел. Новый министр финансов предлагает Ковалевскому пост директора Департамента торговли и мануфактур.

Это эпоха железнодорожного бума – почти в три раза вырастает железнодорожная сеть страны. Витте – сторонник ускоренного промышленного развития, активный проводник протекционистских методов. Отдельного министерства, ведавшего промышленным развитием России, не было, и фактически этим занимался Департамент торговли и мануфактур в составе Министерства финансов. Так Ковалевский стал у руля первой индустриализации России.

Сотрудничество с Витте продолжалось свыше 13  лет. В 1893 году Ковалевский составляет программу торгово-промышленного развития Российской империи. Основные постулаты: развитие перерабатывающей промышленности, удовлетворение внутреннего спроса, ограждение тарифами отечественных производителей, помощь частному предпринимательству.

Он считал, что «страны исключительно земледельческие в конечном своем результате обречены на бедность и политическое бессилие. Мириться с положением колоний и житниц можно лишь под давлением жесткой необходимости. Поэтому исключительная земледельческая идеология должна быть, под углом зрения народного хозяйства, отвергнута, как сулящая нам печальное будущее».

Не хватит статьи перечислять все, к чему он приложил руку. Пересмотр промыслового налога, создание совместно с Дмитрием Ивановичем Менделеевым Палаты мер и весов, рабочее законодательство (сокращение рабочего дня), организация всемирных и всероссийских выставок (русские отделы на выставках в Чикаго в 1893-м и в Париже в 1900-м и выставка в Нижнем Новгороде в 1896-м). Невероятную работоспособность отмечали его современники, в частности непосредственный начальник Сергей Витте. Ковалевский, выражаясь современным языком, был эффективным менеджером. Умел организовывать работу, привлекать самых разных по характеру и зачастую несовместимых людей, с большинством из которых он находил взаимопонимание, и извлекал максимальную для дела пользу от их участия.

В 1896 году готовилась выставка в Нижнем Новгороде. Сроки поджимали, а генеральный комиссар выставки В.И. Тимирязев, по словам Витте, «везде опоздал». Пришлось привлекать Ковалевского, который стал «единственной настоящей трудовой пружиной» – так вспоминал о нем известный публицист А.В. Амфитеатров. Ковалевский, разрываясь между службой в департаменте и Нижним Новгородом, умудрился закончить все в срок.

Вторая жена В.И. Ковалевского Мария Григорьевна Иловайская (Благосветлова). 	Фото из семейного архива
Вторая жена В.И. Ковалевского
Мария Григорьевна Иловайская
(Благосветлова).
Фото из семейного архива

Выставка продемонстрировала развитие России, успехи промышленности и торговли. Это отразилось даже в масштабе. Она заняла общую площадь в 77 кв. десятин (более 80 гектаров), что превышало Всемирную выставку в Париже 1889 года и было в три раза больше предыдущей Всероссийской выставки 1882 года в Москве. Лишь чикагская Всемирная выставка 1893 года по площади превзошла Нижегородскую.

На пути развития российской промышленности стояла серьезная проблема – отсутствие квалифицированных кадров, и Ковалевский понимал это. С 1893 года его департаменту было передано заведование коммерческими учебными заведениями, а министерство получило право «собственной властью» открывать такие заведения. Журналист Дорошевич вспоминал, как Владимир Иванович с азартом рассказывал, что благодаря отсутствию рутины в их ведомстве открытие школы происходит гораздо быстрее, чем в каком-либо другом ведомстве.

«Вся Россия покроется сетью школ! Как они будут называться, все равно. Но это школы. Школы! Главное!» По инициативе Ковалевского для образования крестьян открывались ремесленные школы. И действительно, меньше чем за 10 лет, в России благодаря деятельности Ковалевского было создано около 1000 профессиональных школ разных типов и уровней.

Вершиной всех этих трудов стал Санкт-Петербургский политехнический институт, организованный совместно с Менделеевым и открытый 2 октября 1900 года. Владимир Иванович взял на себя заведование делами по строительству и выработку программы института. В.П. Струве, видный политик, публицист и экономист, 2 октября 1927 года в речи, посвященной 25-летию института, сказал: «Недаром портреты этих трех деятелей, Менделеева, Витте и Ковалевского, смотрели на нас со стен зала нашего Совета. Они были творцами Санкт-Петербургского политехнического института», а сам институт «явился порождением хозяйственного развития России, опиравшегося на медленный, но неуклонный подъем крестьянского благосостояния, создавшего широкий и непрерывно расширяющийся рынок для промышленности».

К тому времени Ковалевский – тайный советник (3-й класс табели о рангах, соответствовал военному званию генерал-лейтенанта), товарищ министра финансов, начальник Главного управления промышленности и торговли. 9 октября 1902 года торжественно отмечается 10-летие деятельности Ковалевского по управлению отечественной промышленностью. Было получено более 150 поздравительных телеграмм, предлагалось учредить особую стипендию в ремесленных школах имени юбиляра. Кто бы мог подумать, что уже в ноябре Ковалевский подаст в отставку.

Женский вопрос

Дело в «личной жизни». Брак с Лихутиной распался. В Германии Ковалевский познакомился с писательницей и содержательницей небольшого театра в Петербурге Е. Шабельской. Позже они встретились на Нижегородской выставке, завязался роман. Она была несостоявшейся актрисой, красавицей, авантюристкой, которая использовала мужчин, вытягивала средства для своих спектаклей.

Незадолго до отставки Ковалевский порвал с ней и сошелся с Марией Григорьевной Иловайской – будущей женой. Шабельская использовала поддельные векселя Ковалевского. Осенью 1902 года, вскоре после успешного ее бенефиса в собственном театре в оперетте «Орфей в аду», разразился громкий судебный процесс: всплыли поддельные векселя. Ковалевский обвинил авантюристку в мошенничестве. Витте, опасаясь за свой престиж (в августе 1903-го ему также придется оставить свой пост), убедил Ковалевского подать в отставку.

Постепенно разрушается все, что создавалось Ковалевским. От Министерства финансов отделился отдел торгового мореплавания, в 1900–1903 годах разразился мировой экономический кризис. Пост товарища министра финансов занимает В.И. Тимирязев, которого Витте обделил назначением директора департамента в пользу Ковалевского, так как считал его чиновником, вершившим дела только на бумаге. Период господства Министерства финансов заканчивался, эстафету развития страны, уже навсегда, перехватило Министерство внутренних дел.

Несмотря на то что в настоящее время Владимир Ковалевский почти забыт, для современников он был значительной фигурой. Известный экономист, член-корреспондент Академии наук А.И. Чупров писал из Берлина: «Имя Ковалевского неизгладимыми чертами будет записано в историю не только Министерства финансов, но и всего русского хозяйства, и этому не смогут помешать наемные перья».

Общественный деятель М.И. Кази так сформулировал свое отношение к Ковалевскому: «Единственный пост, на котором я желал бы его увидеть, это – пост министра внутренних дел. Больше трех недель он в министрах не усидит – спохватятся и выгонят. Но за три недели он столько наломал бы всякого старья, столько бы нареформировал, напроектировал, что пути назад уже бы не было».

Князь Мещерский, обвиняя Ковалевского, что он лишь пускает пыль в глаза и строит воздушные замки, все же отдавал должное его способностями и констатировал, что имя этого почтенного деятеля хорошо известно всем.

Судебный процесс растянулся на два года, оставив «ожог» на всю жизнь. Ковалевский сторонился политики, даже в 1907-м, когда его приглашали в состав кабинета министров Столыпина, отказался. Посвятил себя научной и общественной деятельности.

На вольных хлебах

Еще в начале своей карьеры он успешно совмещал государственную службу с активной научной и научно-организационной деятельностью в Русском географическом и Вольном экономическом обществах. В 1889 году на Съезде естествоиспытателей Ковалевский впервые организует секцию агрономии. На съезде он выступает с докладом «Запросы сельского хозяйства к естествознанию». Академик Николай Вавилов позднее оценил этот доклад как блестящий.

После отставки Ковалевский проявляет себя в самых разнообразных областях, но главная его деятельность связана с Русским техническим обществом (первое объединение технической интеллигенции и промышленной буржуазии, в 1866 году организованное группой профессоров и инженеров. Закрыто в 1929 году). Он был председателем РТО с 1906 по 1916 год. И опять главная цель – просвещение, пропаганда достижений науки и техники, содействие промышленности и транспорта.

В это бурное время революционных потрясений Ковалевскому с группой прогрессивно настроенных сторонников удается побороть сопротивление реакционеров и обратиться к острому вопросу российской промышленности – положению рабочих.

Отношение Владимира Ивановича к свержению монархии и Октябрьской революции точно неизвестно. Во всяком случае, оказавшись в очень тяжелом положении, он остался на родине, хотя имел предложения выехать для работы за границу. Позднее Вавилов написал, что В.И. Ковалевский «принял Октябрьскую революцию».

В советские годы он полностью уходит в науку. Ковалевский – один из инициаторов организации в Петроградском политехническом институте факультета индустриального земледелия. Заведует секцией Сельскохозяйственного ученого комитета Наркомзема. 24 марта 1920 года введен в состав этого комитета в качестве специалиста по сельскохозяйственной экономике, избран его председателем.

Вавилов и Ковалевский

Ковалевский внимательно следил за работами молодого саратовского профессора Николая Вавилова. В начале 1920 года ему удалось организовать приезд Николая Ивановича в Петроград. Несмотря на разницу в возрасте (Ковалевскому – 72, а Вавилову не исполнилось и 33), между ними сразу возникла крепкая дружба.

Он гордился и переживал за своего ученика. Невестка Ковалевского, Елена Владимировна, вспоминает, как он с гордостью сказал ей: «Ведь это я вызволил Николая Ивановича сюда из Саратова». А когда узнал, что Николай Иванович назначен членом ВЦИКа, с горестью произнес: «Его дело – наука. Зачем он только лезет в политику?»

Ковалевский сыграл большую роль в организации экспедиций Вавилова в США, Канаду, Западную Европу, Африку, Латинскую Америку, Афганистан, в организации опытных станций по всей стране. Ковалевский активно содействовал преобразованию в 1922 году Ученого комитета в Государственный институт опытной агрономии, председателем которого становится Николай Вавилов, а Владимир Иванович избирается почетным председателем. Для Вавилова, он стал незаменимым экспертом в области общих вопросов экономики земледелия, дореволюционного опыта организации научной работы.

В ноябре 1928 года в Мариинском дворце Ленинграда по инициативе Н.И. Вавилова отмечалось 80-летие В.И. Ковалевского. Вавилов пишет письмо работникам колхоза «Красный пахарь»: «Дорогие товарищи краснопахарцы! 28 марта юбилей Владимира Ивановича Ковалевского. Мобилизуйте живые силы: цветы, цветы и цветы!» В связи со знаменательной датой Ковалевскому было присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. Никогда еще его заслуги не были оценены столь высоко, хотя всю жизнь он трудился на благо России.

Последние годы жизни его были тяжелы, но до самых последних недель он занимался переводом с немецкого языка книги профессора Ремера «Общее земледелие». Даже будучи парализованным, Ковалевский печется о других. Скончался Владимир Иванович 1 ноября 1934 года от отека легких, не дожив до 86-летия одной недели, похоронен на Смоленском кладбище.

Для советской агрокультуры Ковалевский стал связующим звеном, которое объединяло опыт науки царской России с опытом молодой советской страны. Признание в СССР он получил именно как профессионал-аграрий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2254
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1369
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1698
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
1068

Другие новости