0
5804
Газета Наука Интернет-версия

12.04.2017 00:01:00

Судьба науки в российском социуме – 1

Андрей Фонотов

Об авторе: Андрей Георгиевич Фонотов – доктор экономических наук, профессор НИУ «Высшая школа экономики»; Виктория Викторовна Киселева – доктор экономических наук, профессор НИУ «Высшая школа экономики»; Сергей Васильевич Козырев – кандидат физико-математических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета, член правления Союза ученых Санкт-Петербурга.

Тэги: общество, история, история науки


общество, история, история науки Изучение целей, задач, форм и методов научно-технической политики СССР требует внимательного анализа. Плакат А. Соколова © ТАСС

В настоящее время производственный аппарат и российская экономика в целом оторваны от научного поиска новых технологий, продуктов и услуг и не соответствуют декларируемым целевым установкам. Попытки налаживания такого взаимодействия остаются проблемой в течение всего постсоветского периода.

Сложившаяся ситуация может показаться парадоксальной с учетом того пути, который прошел в своем развитии научно-технический комплекс страны в ХХ веке. Однако более внимательное изучение целей, задач, форм и методов научно-технической политики СССР и ее места в общей системе принятия решений позволяет прояснить картину с проблемной ролью науки в современной России.

Модернизация или архаизация?

Специфика исторического пути России заключается в резких сменах периодов продолжительной стагнации и застоя периодами бурного и форсированного развития в условиях, как правило, внешней угрозы с упором на мобилизационные методы. Главным субъектом процессов мобилизации всегда выступало Российское (в XX веке – советское) государство.

Эта цивилизационная гонка с преследованием сопровождалась потерей качества формальных и неформальных институтов, незавершенностью развития или отсутствием отдельных социальных, производственных, интеллектуальных, культурных и духовных контуров функционирования социума. Наша исторически сформировавшаяся специфика во многом предопределяет выбор направлений и способов модернизации страны, начальным моментом которой является объективная оценка ее исходного и желаемого состояния, что не всегда имеет однозначную трактовку.

Президент Академии наук СССР Александр Несмеянов на траурном митинге зачитывает сообщение о смерти Сталина.	Фото РИА Новости
Президент Академии наук СССР Александр Несмеянов на траурном митинге зачитывает сообщение о смерти Сталина.
Фото РИА Новости

Так, специалисты по российской истории до сих пор не имеют единого мнения о феодальном периоде развития страны, поскольку отечественное служилое дворянство отличалось от западноевропейских вассалов: раздававшиеся в награду за службу поместья не похожи на европейские феоды. А короткий по историческим меркам период после отмены крепостного права (1861–1917) не позволил утвердиться капиталистическим отношениям, поверхностный характер которых был с легкостью сметен революцией 1917 года.

Неправильно расставляемые исторические ориентиры имеют следствием ошибки в оценках реальных тенденций развития и ложное целеполагание. Так, принято проводить прямые аналогии между Октябрьской революцией 1917 года в России и Великой французской революцией 1789 года. С точки зрения модернизации каждой из стран эти революции были абсолютно разнонаправленны. Революция во Франции уничтожала препятствия на пути развития капиталистических отношений, и субъектом этого социального переворота было третье сословие, являвшее собой новый передовой класс.

Движущей силой Октябрьской революции было российское крестьянство в лице бедняков и середняков, выступившее против капиталистической модернизации страны. То есть, несмотря на прогрессивную оболочку (восьмичасовой рабочий день, всеобщее избирательное право, равенство мужчин и женщин и т.д.), это была консервативная реакция на процесс быстрых социально-экономических перемен, опередивших время и возможности социальной адаптации основной части населения. Революция 1917 года по своей сути (но не по масштабам) схожа с иранской революцией 1978 года против возглавлявшейся шахом Резой Пехлеви модернизации сверху.

Специфика развития России и СССР в ХХ веке состояла в том, что попытка модернизации, основным инструментом которой была индустриализация, осуществлялась в условиях разнонаправленности изменений в отдельных сферах общества: поступательное движение одних его сфер, сохранявших инерцию прогрессивного развития, унаследованную от предыдущей эпохи, осуществлялось при кардинальной архаизации других.

Исторический опыт свидетельствует, что главным субъектом индустриальной модернизации, осуществленной Европой в XVI–XIX веках, выступала буржуазия, которая с помощью реализации своего предпринимательского потенциала аккумулировала, переосмыслила и материализовала многообразные социальные, культурные, религиозные, научные и технические новации в абсолютно новую цивилизационную реальность. При всех минусах, которые были сопряжены с выходом буржуазии на историческую арену, неоспоримым фактом является то, что достигнутый в настоящее время прогресс в наиболее развитых странах является в значительной мере ее заслугой.

В 1917 году российское общество потеряло не только наиболее передовой и деятельный класс, но с его утратой оно лишилось пусть незрелой и несовершенной, но, однако, прогрессивной институциональной системы. Эта система институтов была заменена довольно примитивной административно-командной, воспроизводящей в новых условиях механизмы власти феодального периода.

Силовое изменение политической и социальной структуры общества имело и продолжает до сих пор иметь отягчающие последствия. Передовые по меркам своего времени наука, образование, культура, техника и производство отныне вынуждены были сопрягать свою деятельность с архаизирующейся организацией государственного управления, с ретроградной политической системой и деформированной социальной структурой общества. Коллизия состояла в том, что прогрессивные сферы социума стали регулироваться архаизированными политическими и управленческими системами.

Государство, объединившее в себе столь разновременные социальные структуры и механизмы власти, представляло собой исторически уникальную социальную химеру. (В биологии химерами называются животные или растения, разные клетки которых содержат генетически разнородный материал, в отличие от обычных организмов, у которых каждая клетка содержит один и тот же набор генов. Химеры возникают в результате мутаций, рекомбинаций, нарушения клеточного деления.) Заставить работать и не развалиться возникшее государственное новообразование можно было только чрезвычайными усилиями, которые и стали в итоге повседневной практикой функционирования СССР.

В рамках подобной логики становится понятной насильственная советская индустриализация, которая, будучи лишенной субъектности в лице нейтрализованной буржуазии, не могла быть иной. Попытка модернизации в рамках подобной социальной химеры вне социальной базы и в отсутствие адекватной институциональной основы обусловила технократическую направленность советских пятилеток, сопровождавшихся бюрократизацией, репрессивным администрированием и относительно быстрым исчерпанием социальных ресурсов развития, поскольку осуществлялась вне исторического и культурного контекста.

История российских модернизаций показывает, что в прошлом ни одна из них не была доведена до своего логического конца (см., например: Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. СПб.: 1909. изд. 6. Ч. 1). Поэтому поиск путей развития страны должен учитывать эту перманентную незавершенность. В противном случае российская модернизация снова выродится в технократическую кампанию, проводимую с переменным успехом под патронажем государства, что и происходит сегодня под лозунгом построения инновационной экономики.

Стартовый капитал советской науки

Сказанное выше должно помочь в понимании особенностей пути, пройденного российской и советской наукой, и оценить ее потенциал в решении проблем модернизации страны.

Обычно инновации воспринимаются разработчиками многочисленных планов и программ построения светлого будущего как универсальное средство решения современных задач, продемонстрировавшее в развитых странах свою результативность во всех сферах производства и общества. При этом упускается из вида, что инновации являются порождением определенных социально-экономических и политических условий и только в этих условиях способны сработать с наибольшим эффектом. Однако незрелость стартовых условий снижает или нивелирует потенциальную результативность науки и инноваций. Именно этот процесс постепенного разложения института науки под депрессивным влиянием архаизированного окружения наблюдается последние 100 лет.

Говорят, атомная бомба спасла советскую физику от «лысенкования». Памятник академику Игорю Курчатову в Москве.	Фото PhotoXPress.ru
Говорят, атомная бомба спасла советскую физику от «лысенкования». Памятник академику Игорю Курчатову в Москве.
Фото PhotoXPress.ru

В России еще до революции сложилась монопольная структура управления наукой. Министерство народного просвещения было образовано в 1802 году, а в 1803-м ему была подчинена Академия наук, и спустя два века, несмотря на все преобразования, сегодня существует Министерство образования и науки, выполняющее те же функции, что в ХIX веке, с небольшими поправками на современность.

Для понимания социально-экономической среды, в которой развивалась наука, важно оценить позиции Российской империи в мировой экономике, чтобы выявить «стартовый капитал» для советской науки.

В конце существования Российской империи в последнем «благополучном» 1913 году ее доля в мировом ВВП составляла 9%, то есть – на одном уровне с Германией. Однако ВВП в расчете на душу населения был в 3,5 раза меньше, чем в США. Между тем экономика росла высокими темпами, и при сохранении сложившихся трендов Россия могла бы, по мнению экспертов, занять второе место после США по объему производства (см.: Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева, ИМЭМО. М.: Наука, 2003).

Соответственно в начале ХХ века российские ученые, признанные мировым научным сообществом, – Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский, Н.Д. Зелинский, И.П. Павлов, К.А. Тимирязев, А.Н. Крылов – разрабатывали проекты развития производительных сил, организации прикладных разработок в промышленности, ходатайствовали о создании новых научных институтов, например Ломоносовского института при Академии наук, Физического, Биологического и Химического научных институтов в Москве. В 1915–1917 годы были выдвинуты проекты институтов физико-химического анализа, чистой и прикладной химии, нефти. Уже в 1916 году возник проект по организации государственной сети научных учреждений (Вернадский В.И. О государственной сети исследовательских институтов // Отчеты о деятельности КЕПС. № 8. Пг., 1917).

В первые годы после социальных катаклизмов начала ХХ века наука, выступая драйвером развития, внесла весомый вклад в подготовку и развертывание процесса, именуемого историками «социалистической индустриализацией». Революционные настроения конца XIX – начала XX века вызвали к жизни целую серию социалистических проектов переустройства общества, которые ставили эту проблему на вполне конкретную почву научно-технических, хозяйственных и политических программ.

Показательным примером подобного подхода явился государственный план электрификации России (план ГОЭЛРО), широта замысла которого, масштаб целей, глубина проработки проблем развития страны и горизонт планирования даже сегодня, почти век спустя, поражают воображение. Разработчики плана ГОЭЛРО полагали, что составить план народного хозяйства России на электрической основе невозможно без учета перспектив этого хозяйства в целом. В соответствии с этим подходом в плане ГОЭЛРО были даны четкие ориентиры научно-технической политики, сопровождавшиеся детальной системой мероприятий, ставших прообразом современных целевых комплексных и научно-технических программ.

Самые первые практические шаги планового управления развитием науки и техники подкреплялись организационно. Впервые в практике государственного управления возникли и стали действовать такие учреждения, как научно-технический отдел Высшего совета народного хозяйства (НТО ВСНХ), научный отдел наркомата просвещения, Главнаука и т.д.

Огромное значение имели развернувшаяся культурная революция и такие важнейшие социальные достижения, как бесплатный доступ к образованию на всех его ступенях. В царской России государственные расходы на образование достигли максимума в 1913 году и составили 2% валового национального продукта (ВНП), что соответствовало уровню поддержки этой сферы в развитых странах того времени (большую долю ВНП на образование тратили только в Японии и Германии – 2,5% и 2,1% ВНП  соответственно). В СССР уровень государственных расходов на образование, упав до 0,9% ВНП в 1923/24 году, вырос до 5,6% ВНП в 1938 году, а своего максимума – 6,4% ВНП достиг в 1947-м. Однако к середине 1980-х годов доля расходов на образование сократилась до 3,6% ВНП (по данным: Диденко Д.В. Интеллектуалоемкая экономика: человеческий капитал в российском и мировом социально-экономическом развитии. СПб., 2015.).

На протяжении всей советской истории наблюдался устойчивый рост государственных расходов на научные исследования и разработки, но наибольшие темпы роста приходятся на послевоенный период вплоть до середины 1980-х годов. В 1979 году совокупные затраты на НИР из всех источников, включая собственные расходы предприятий, достигли 3,5% ВВП, что было одним из самых высоких показателей в мире.

Но вслед за этим, несмотря на продолжающийся рост государственной поддержки, составившей в 1989 году 2,03% ВВП, финансирование из внебюджетных источников снизилось, обусловив долговременную тенденцию падения общего уровня затрат на НИР. В настоящее время уровень государственной поддержки этой сферы колеблется на показателе 1,1–1,2% ВВП.

«Вплоть до полного морального уничтожения»

Однако, несмотря на столь впечатляющий список этих и других социальных завоеваний, ни СССР, ни постсоветская Россия не смогли реализовать переход к экономике знаний. Коренная причина этого – рост масштабов архаизации советского общества. В результате существовавшие драйверы модернизации и роста стали деформироваться и терять свой продуктивный потенциал. Для того чтобы убедиться в этом, снова обратимся к истории.

Советское руководство в 20–30-е годы преследовало вполне благую цель: максимально использовать небогатый научно-технический потенциал того времени для решения насущных социально-экономических проблем, трактовка которых оспаривалась научной общественностью. Причина расхождений состояла в том, что формулируемые с политико-идеологических позиций цели и задачи развития страны страдали отсутствием серьезного научного обеспечения, были далеко не бесспорными и отдавали зачастую откровенным волюнтаризмом, политиканством и безграмотностью.

Чтобы направить исследовательскую мысль в «правильное» русло и сделать голос научного сообщества созвучным партийным интересам, в 1927 году для организации научной деятельности в соответствии с официальной идеологией была учреждена Всесоюзная ассоциация работников науки и техники для содействия социалистическому строительству (ВАРНИТСО). Это «содействие» включало различные методы «борьбы» с нелояльными учеными, начиная от подрыва их авторитета в научной среде до «активной борьбы путем общественного разоблачения и изоляции (требование снятия с работы), а в отношении лиц, не признающих этой группы (ВАРНИТСО. – Авт.), прямая и открытая борьба вплоть до полного их морального уничтожения» (Коpовин Е. Ученые вpедители и задачи ВАРНИТСО // ВАРНИТСО 1930, № 9–10).

Уже в мае 1930 года президиум московского отделения организации утвердил рекомендации по методам борьбы с вредительством. Один из руководителей ВАРНИТСО, Б.И. Збаpский, выдвинул лозунг: «В деле раскрытия вредительств вызвать на соревнование ОГПУ». Напомним: ОГПУ,  Объединенное государственное политическое управление – главная политическая спецслужба СССР в 1923–1934 годы). Последовавшие вскоре процессы по «Шахтинскому делу» и Промпартии показали, что «моральное уничтожение» оказалось полумерой. В 1929–1931 годы было сфабриковано «дело Академии наук», по которому было арестовано свыше 100 человек.

С этого момента начинается отсчет политики тотального подчинения науки государству. Ее неизбежным следствием стало господство политической конъюнктуры над интересами поиска объективной истины, повлекшее запрет целых научных направлений, таких как генетика, кибернетика и ряд отраслей гуманитарного знания (социология, отдельные направления экономической науки, философии, психологии и т.д.). И хотя с середины 1950-х годов советские ученые работали в условиях, очищенных от ужасов сталинских репрессий, зависимость от государства сохранилась, незначительно варьируясь под влиянием смены руководства страной – от  оттепели на рубеже 50–60-х годов до застоя 80-х.

В одном из своих писем Никите Хрущеву академик Петр Капица писал: «Ученого у нас запугивали, уж больно часто и много зря его «били», и больше стало цениться, если ученый «послушник», а не «умник» (Капица П.Л. Пять писем Н.С. Хрущеву // Знамя. 1989. № 5. С. 202).

Тем не менее Дж. Бен-Дэвид полагает, что важным элементом научной деятельности в СССР была возможность видеть в своей работе «истинное выражение системы ценностей, в отличие от фальсификаций и недостатков политической и экономической практики» (Бен-Дэвид Дж. Роль ученого в обществе. М., 2014). Можно предположить, что особенно ярко процесс созерцания «истинных» ценностей мог переживаться репрессированными учеными в сталинских шарашках, о чем можно судить по свидетельствам Александра Солженицына хотя бы в его романе «В круге первом».

Санкт-Петербург


Продолжение статьи читайте в следующем выпуске приложения «НГ-наука».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1380
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3604
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2037
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2315

Другие новости