23.04.2024 17:30:00

Новости науки. Скифы и сарматы прошли по «генетическому мосту»

Географическая карта Кавказа с отмеченными археологическими памятниками (красные круги – культура Кобань: захоронения Заюково-3 и Клин-Яр-3; синий круг – ранняя стадия аланской культуры), где были собраны образцы человеческих останков для анализа древней ДНК. Распространение культуры Кобань на Кавказе между 1100 и 400 годами до нашей эры отмечено желтой областью. Фото предоставлено пресс-службой НИУ ВШЭ

Скифы и сарматы прошли по «генетическому мосту»

Регион между Черным и Каспийским морями считается важным мостом для миграции древних людей в Европу и Азию, начиная с верхнего палеолита. Кроме того, особые климатические и географические условия сделали этот регион уникальным местом для зарождения и развития древних археологических культур. Самая малоизученная среди них – кобанская, одна из старейших культур бронзового века, выделенных в России. Эта древняя культура получила свое имя от деревни Верхний Кобань, расположенной в современной Северной Осетии. Именно здесь в середине XIX века были найдены первые бронзовые артефакты этой культуры. Археологические находки, связанные с культурой Кобань, также были обнаружены по обе стороны Большого Кавказского хребта, в Республиках Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия – Алания и Чечня, в Ставропольском крае, современной Южной Осетии и Грузии.

Команда исследователей, в которую входила доцент факультета биологии и биотехнологии НИУ «Высшая школа экономики» Наталья Слободова, проанализировала ДНК древних людей, принадлежавших к культуре Кобань, и сравнила их с генетическим материалом современных народов Кавказа. Ученые исследовали митохондриальные гаплогруппы и гаплогруппы Y-хромосомы, чтобы определить генетические связи между древними народами и современными жителями Кавказа. Была подтверждена роль носителей культуры Кобань как древнего «генетического моста» между бронзовым и железным веками на Северном Кавказе. Результаты исследования опубликованы в журнале European Journal of Human Genetics.

Исследование также продемонстрировало, что между древними культурами Кобань, аланами и современными народами Северного Кавказа существует генетическая непрерывность. В их генетическом составе преобладают маркеры, характерные для местного населения Кавказа бронзового века, но также заметен вклад от степных кочевников – скифов и сарматов. Проведенное исследование позволяет утверждать, что современные народы Северного Кавказа имеют прямую генетическую связь с древними культурами, проживавшими на этих территориях много веков назад.

«Профили смешения культурных индивидуумов Кобань показывают, что степные кочевники (скифы) оказали влияние на население Кавказа не только культурно, но и генетически. Более того, индивидуум из Клин-Яр-3, могила которого имела несколько необычных для культуры Кобань особенностей, кажется, имел тесную культурную и генетическую связь со скифами Черного моря», – отметила Наталья Слободова.

По материалам пресс-службы НИУ ВШЭ

7-10-2480.jpg
Модельное представление кристалла
Вигнера. Электроны обозначены красным
цветом.  Иллюстрация Physorg
Электроны собрались в кристалл

Будущий нобелевский лауреат по физике за 1963 год американский физик-теоретик Юджин Вигнер в 1934 году предположил, что при достаточно глубоком охлаждении электроны, потерявшие энергию «отторжения», успокоятся и образуют электронный «кристалл». Этот гипотетический тогда кристалл так и назвали его именем – кристалл Вигнера. И он будет, как все привычные кристаллы, иметь сеть (grid), в узлах-переплетениях которой должны «сидеть» изолированные отрицательные заряды.

Ученые из цюрихского Политеха в только что опубликованной в журнале Nature статье отмечают, что за прошедшие десятилетия были опубликованы результаты сотен работ, сделанных в надежде получить четкие изображения кристаллов Вигнера. При этом в распоряжении швейцарцев имелась криотехника, позволяющая приблизиться к абсолютному нулю температуры по Кельвину (273 градуса ниже нуля Цельсия).

Что сделали в Цюрихе? Прежде всего охладили двойной слой графена (2D-материал) до сотых долей градуса Кельвина. После этого систему подвергли воздействию мощного магнитного поля. В результате удалось получить прямое и четкое изображение вигнеровского кристалла из отдельных электронов. Повышение температуры приводит к «таянию» (melting) этой регулярной решетки кристалла. Авторы использовали ныне довольно модные термины «индукция» и «сигнатуры», которые широко применяются биологами. С другой стороны – куда же нынешняя биология без физиков, которые «снабдили» ее рентгеном и МРТ, ЯМР и различными микроскопами? Вполне возможно, что по прошествии времени и кристаллы Вигнера найдут свое применение в биомедицине.