0
1104
Газета Общество Интернет-версия

30.10.2002 00:00:00

Знать основы религиозной культуры обязан каждый

Сергей Кириенко

Об авторе: Сергей Владиленович Кириенко - полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе.

Тэги: церковь, образование, школа


Я считаю, что светский характер нашего государства - историческое достижение, которое не может быть подвергнуто ревизии. Другими словами: светский характер государства незыблем. В противном случае о каком юридическом и фактическом равноправии религиозных организаций может идти речь?

Таким образом, отделение Церкви от государства есть условие подлинного равноправия государства и Церкви.

Важный вопрос: а что есть светский характер государства? Светский равно атеистический? Или светский значит индифферентный, равнодушный к религиозному? А может быть, светский означает равноудаленный от любого мировоззрения, которое разделяет та или иная общественная корпорация гражданского общества? Скажем иначе: светское государство стремится к равноприближенности, то есть к включенному отношению, проявляя подлинный живой интерес к различным мировоззрениям. Следовательно, светское государство своей задачей должно иметь предоставление действительно равных возможностей любому не противоречащему законодательству (российскому и ратифицированному нашей страной международному) мировоззрению; равных условий для институционализации взглядов, как унаследованных нашим обществом из атеистического периода развития государства, так и взглядов той или иной религиозной доктрины.

В связи с этим необходимо начать публичное обсуждение онтологии и аксиологии гуманитарных учебных курсов. Другими словами, нам нужно точно знать: какие мировоззренческие представления лежат за привычными курсами истории, литературы, психологии, философии, других дисциплин - религиозные, атеистические или какие-то другие? Ведь не секрет, что выход из эпохи атеизма затянулся по причине мало осознаваемого атеистического присутствия в виде слабо рефлексируемых мировоззренческих оснований.

Говоря о сфере религиозного образования, необходимо различать две его формы: светскую и конфессиональную. "Светское религиозное образование" позволяет осуществлять просветительскую деятельность на государственных и негосударственных высших, средних и начальных образовательных площадках; а конфессиональное, являющееся внутренним делом каждой из конфессий, направлено на подготовку священнослужителей. Говоря об образовании как совместном предмете ведения государства и религиозных организаций, лично я говорю в первую очередь о "светском религиозном образовании". Хотя, конечно, и это сегодня в России понимают многие, кадровый вопрос самих конфессий также не может не волновать государство. Соответственно внутренние образовательные стандарты также могут быть предметом совместного ведения, ибо духовная безопасность в глобализирующемся мире становится столь же важной, как и экологическая или информационная.

Государство действительно может и должно договариваться с конфессиями о совместных предметах ведения. А это значит не только "передачу материально-технических средств" со стороны государства, это одновременно и конкретная ответственность со стороны религиозных организаций.

Итак, мы говорим фактически об объединении полномочий в зоне совместной ответственности.

В каких же направлениях сегодня реально добиться изменений и что мы будем считать благом и для государства, и для традиционных конфессий, и для российского общества в целом?

Во-первых, это закрепление и развитие государственного стандарта по теологии. Особенно важным мне кажется наличие теологических факультетов и кафедр в университетах и светских вузах (погружение теологических знаний в систему гуманитарных знаний). Это хорошо и для Церкви, и для науки, и для конкретного студента. Ведь сегодня студенты-богословы лишаются важнейшего - возможности повседневного общения со своими светскими сверстниками, погруженными в другие гуманитарные науки, и тем самым оказываются оторванными от культуры, в которой им предстоит работать в будущем. Одновременно с этим студенты светских вузов оказываются беззащитными перед лицом самых диких мифов, касающихся веры и истории христианской, исламской, иудейской традиций.

Во-вторых, и для самих конфессий государственный стандарт по теологии и процедура лицензирования и аккредитации может стать инструментом по наведению порядка в собственных образовательных сетях (абсолютно не унифицированных!). Необходимо выработать соглашение, согласно которому конфессии примут на себя обязательства в конкретные сроки перевести образовательный процесс на рельсы такого стандарта. В ответ на это государство примет на себя обязательства обеспечить материально-техническую базу данных учебных заведений.

В-третьих, лицензирование и аттестация всех конфессиональных образовательных учреждений. Я понимаю, что это не просто. Но только так государство и религиозные организации смогут действительно развивать образовательную сферу как предмет совместного ведения и взаимной ответственности.

В-четвертых, введение в среднюю школу предметов и курсов, направленных на приобщение школьников к общезначимым ценностям традиционной религиозной культуры народов России.

Мы хорошо знаем, что на региональном и местном уровнях эти процессы давно и беспорядочно развиваются. Упорядочение существующих практик преподавания - задача неотложная. Главное - в этом вопросе избежать злоупотреблений. Знать основы религиозной культуры, основы толерантной культуры должен каждый, а веровать или нет - это уже вопрос сугубо личный.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1523
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3920
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2179
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2454

Другие новости