0
1633
Газета Общество Интернет-версия

20.11.2002 00:00:00

Нужен ли старообрядцам Патриарх?

Тэги: старообрядцы, патриарх


С разных концов бывшего Советского Союза приходят важные вести о появлении новых патриархов. Особенно плодоносна на патриархов щедрая земля Украины, но и Россия в последнее время старается не отставать. Вот и у беглопоповцев появился свой "патриарх".

Не могу отвечать за всех староверов, но на последователей Русской Православной Старообрядческой Церкви - самого крупного старообрядческого согласия, известного как Белокриницкое, - информация о возникновении новозыбковского "патриархата" произвела самое тягостное впечатление. Это впечатление таково: затея с "патриархатом" - авантюра, легкомысленное и суетливое деяние небольшой и неавторитетной группы, которое, однако, может серьезно сказаться на всех старообрядцах, подорвав их репутацию трезвых, вдумчивых и грамотных людей.

Ни наш первоиерарх митрополит Алимпий, ни Освященный Собор Церкви не выразили публично своего отношения к решению новозыбковского съезда. Их молчание, по-моему, объясняется тем, что в таких случаях хочется не лукавить, а честно высказать все, что думаешь, но, как известно, не все слова допустимы в устах епископов.

Однако полностью отмолчаться тоже нельзя, тем более что в сообщениях некоторых СМИ говорится о том, что новозыбковцы просто постарались опередить Московскую старообрядческую митрополию, будто бы тоже готовящую своего митрополита к производству в патриархи. Нас обвиняли в этом еще в 1905 году. Тогдашняя пресса писала, что вот, мол, вышел Указ о веротерпимости, теперь старообрядцы заведут себе патриарха и будут возить его по Москве в золотой карете.

Попытаюсь разъяснить, почему, по моему мнению, Русская Православная Старообрядческая Церковь не будет вводить у себя патриархат в сколько-нибудь обозримом будущем.

Начну с того, что патриарх - это всего-навсего один из титулов первоиерархов некоторых из автокефальных Церквей. Когда-то этот титул был введен, чтобы почтить наиболее древние и уважаемые Поместные Церкви (Римскую, Константинопольскую, Александрийскую, Антиохийскую и Иерусалимскую) и упорядочить церковное управление, поскольку епископов стало очень много и помимо митрополий понадобился еще один уровень руководства. Сам по себе титул патриарха не сообщает его носителю дополнительной благодати. В смысле священнодействия патриарх такой же епископ, как и остальные (это отличает православие от католичества, где Папа Римский наделен особой властью и учительством в Церкви. - Прим. ред.).

Требуется ли сейчас вводить еще один уровень управления в Старообрядческой Церкви? Нет, не требуется - на 10 епископов вполне хватает двух митрополитов, Московского на Руси и Белокриницкого в Румынии.

Есть и более серьезное препятствие в деле восстановления патриаршества в Старообрядческой Церкви. Патриарх не может быть один во вселенной, поскольку это будет нарушением принципа соборности. Согласно духу и букве православного вероучения, патриархов, как и любых других равных по положению епископов, непременно должно быть несколько, дабы в необходимых случаях они могли составить Собор. Кроме того, любой титул получает легитимность только в случае внешнего признания. Митрополит Иов был избран первым патриархом Московским и всея Руси при царе Федоре Иоанновиче не самочинно и самозванно, но с согласия православных восточных патриархов.

Если же кто-то из епископов начинает присваивать себе такие почетные титулы, которых больше ни у кого из единоверных ему христиан нет, то это значит только одно: этот епископ в сердце своем уже впал в латинскую ересь и не сегодня завтра поверит в собственную непогрешимость (если уже не поверил).

Кстати, напомню: титул Римского Папы - "епископ Рима, наместник Иисуса Христа, преемник князя Апостолов, верховный понтифик Вселенской Церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства-города Ватикан, раб рабов Божьих". Достойно ли православному архиерею уподобляться Римскому понтифику в любви к пышным титулам?

Современное массовое сознание уродливо искажено. В том числе и у людей, мнящих себя православными. Эти люди не в состоянии понять, что православный первоиерарх всего лишь первый среди равных в Соборе епископов. Им мнится некий Великий Государь - Первосвященник, помыкающий Церковью по собственной воле.

Современное российское общество, все более утрачивающее смысл своего существования, судорожно пытается игрой с внешними формами и названиями прикрыть пустоту внутреннего содержания. Каждый пустоцвет старается поярче блеснуть среди себе подобных.

Чиновники многих государственных ведомств нацепили на форму военные погоны: и прокуратура, и таможня, и налоговики, и еще невесть кто; а погоны-то все полковничьи да генеральские.

Казалось бы, церковные деятели должны показывать пример презрения к мирской славе и пренебрежения внешними отличиями. Но что мы видим? В Московской Патриархии на 66 "простых" епископов приходится 89 митрополитов и архиепископов (данные 2001 года). А ведь у каждого митрополита и архиепископа под присмотром должно быть несколько епископов, иначе эти титулы теряют свое первоначальное значение и канонический смысл.

Новозыбковской иерархии, зародившейся в веселые времена советского нэпа и имеющей несомненную преемственность от славной Обновленческой Церкви, обязательно надо стать еще одним Московским Патриархатом. Видимо, следует ожидать в ближайшее время появления новозыбковских Папы Римского, Константинопольского и других патриархов, благо, все эти кафедры вакантны (со старообрядческой точки зрения).

Старообрядцев издавна обвиняли и обвиняют в слепой приверженности букве и форме. Да, мы твердо держимся веры в то, что православие имеет внешнее выражение лишь в издавна сложившихся и канонически обоснованных формах.

Положено митрополиту первенствовать среди епископов подведомственной ему области - значит есть на Москве один митрополит, а на Руси несколько (шесть в настоящее время) руководимых им епископов.

Положено проводить Собор в составе всех епископов и избранных общинами священников и мирян не реже одного раза в год - разорись, но проводи (и проводим).

Положено в малых монастырях (а крупных у старообрядцев нет) архимандритов не иметь - так и не имеем. И так далее. А раз положено, то лежи оно недвижимо во веки веков!

Значит, и с патриаршеством подождем, доколе не восстанут рядом с нами в иных странах и народах истинные Православные Церкви.

А пока будем руководствоваться решением Освященного Собора Православной Старообрядческой Церкви России и Зарубежья, состоявшегося в Белой Кринице (Украина) в 1996 году и постановившего, что избрание первоиерарха нецелесообразно и несвоевременно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2122
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4838
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2651
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3051

Другие новости