0
1063
Газета Общество Интернет-версия

17.12.2003 00:00:00

Во что верит "христолюбивое воинство"

Сергей Мозговой

Об авторе: Сергей Александрович Мозговой - главный специалист Министерства обороны РФ, кандидат исторических наук.

Тэги: вера, армия


В 2003 г. в Вооруженных силах Российской Федерации проведены социологические исследования для оценки религиозной ситуации в воинских коллективах. Было опрошено около 900 военнослужащих различных категорий в некоторых частях и соединениях военных округов и флотов.

Исследование показало, что уровень религиозности военнослужащих за последние пять лет не претерпел существенных изменений. Однако за последний год в очередной раз наметилась тенденция к увеличению числа военнослужащих, считающих себя верующими (43,4%). Всплеск религиозности среди военнослужащих (48%) был зафиксирован также в 1997 году. Тогда повышенное внимание к религиозным вопросам было связано с развернувшейся в обществе острой дискуссией в связи с принятием нового Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Это сказалось на религиозной самоидентификации военнослужащих, так как многие политики и средства массовой информации стали отождествлять религиозность с духовностью и патриотизмом.

Нынешняя тенденция увеличения числа военнослужащих, считающих себя верующими, также связана с усилением внимания к религии и Церкви со стороны различных политических сил и массмедиа в предвыборный период, когда усиление патриотического чувства стало связываться с религией.

Почти половина опрошенных военнослужащих (46%) ответили, что верят прежде всего в себя, а 32% - в судьбу. Более 17% респондентов допускают, что Бог существует, но не вполне уверены в этом. Остальные 39,5% являются неверующими, из них 7,7% сказали, что не верят в Бога, а 4,6% заявили, что являются атеистами. В немалой части военнослужащих распространена вера в различные приметы и суеверия (21,4%), в астрологические прогнозы (8,6%), в колдовство и магию (3,7%).

Среди основных причин, побудивших обратиться к религии, опрошенные военнослужащие выделяют: национальную традицию - 16,3%, посещение церкви (мечети, дацана, синагоги, молитвенного дома и т.п.) -13,7%, уклад жизни в семье - 12,3%, поиск смысла жизни - 10,6%, личное несчастье - 6,2%, смерть родных и близких - 4,7%, болезнь - 3,9%, чтение религиозной литературы - 3,6%.

Сравнительный анализ социологических опросов, проведенных в разные годы, показывает, что начиная с 1992 г. общая доля верующих военнослужащих сначала возрастала (до 1997 г.), затем пошла на спад, допуская отдельные всплески (см. таблицу).

Данные, приведенные в таблице, показывают, что доля верующих военнослужащих во все годы составляла менее половины опрошенных. В то же время, по данным многих социологических опросов, верующие и неверующие составляют в современной России, в том числе в Вооруженных силах РФ, примерно равные группы населения (данные колеблются примерно в пределах 30-40%).

Значительное увеличение числа верующих военнослужащих в сравнении с данными исследований конца 80-х - начала 90-х годов побудили ряд авторов выступить с поспешными выводами о религиозном ренессансе. Между тем анализ качественных характеристик религиозности военнослужащих свидетельствует о том, что, несмотря на наблюдаемое в 90-х годах религиозное возрождение, подавляющее большинство военнослужащих (две трети) остаются неверующими и колеблющимися (в общей сложности около 60-65%).

Если же судить о степени религиозности, то она невысока. Только 2,5% молятся по нескольку раз в день, 4% - один раз в день и лишь 2,4% - в присутствии священника. 34,5% отметили, что молятся только по необходимости или в трудную минуту. При этом только 3,8% верят в загробную жизнь, а 3,3% - в пророков и святых. В причастии нуждаются менее 3% опрошенных, а во встрече с духовными наставниками (священником, пастором, муллой и др.) - 4%, в чтении Священного Писания - 3%.

Несмотря на относительно высокий уровень военнослужащих, считающих себя верующими, число практикующих верующих в армии остается незначительным. Более чем десятикратная разница между числом военнослужащих, назвавших себя верующими, и их религиозной практикой свидетельствует не о том, что все они верят в Бога и придерживаются одной из религиозных традиций, а о том, что они происходят из определенной этнокультурной среды или культурной традиции.

Свои предпочтения в сфере духовной жизни респонденты определили следующим образом: молитва - 3% и чтение религиозной литературы - 3,9%. В то же время современные российские фильмы любят смотреть около половины всех опрошенных, рок-музыку предпочитают 22%, просмотр старого советского кино - 40%, любят зарубежное кино - 29,2%, детективы и фантастику - 26%.

Некоторые эксперты считают, что в новом столетии вопросы веры и неверия будут решаться индивидуально, то есть не по велению моды или политического давления, а станут делом свободного и осознанного выбора граждан. Это крайне важно для России, где существует более 60 конфессий и различных религиозных направлений, а более половины граждан безразлично относятся к вере и неверию или еще не определились в своих мировоззренческих исканиях. В ходе последнего исследования к этим категориям себя отнесли 57% опрошенных военнослужащих.

Анализ степени религиозности опрошенных военнослужащих позволяет сделать вывод о том, что регулярно практикующих среди них и тех, кем постоянно двигают религиозные мотивы, насчитывается от 3 до 4%. Вопрос о степени и глубине религиозности остается открытым ввиду изменчивости мировоззренческих установок относительно большой группы военнослужащих. Более того, исследования показывают, что некоторые верующие молятся лишь иногда (34,5%), посещают богослужения от случая к случаю (24%) или по большим праздникам (13,3%).

Характерной особенностью религиозной ситуации в войсках является то обстоятельство, что многие военнослужащие стесняются говорить о своих атеистических убеждениях (около 5%) или признавать факт своего неверия (около 8%). Теперь это стало считаться признаком плохого тона и расценивается некоторыми начальниками и сослуживцами как непатриотичность ("русский значит православный", "православный значит патриот"). Тем не менее общее число неверующих военнослужащих составляет 40%, что согласуется с данными ВЦИОМа и кафедры религиоведения Российской академии госслужбы при президенте РФ.

Динамика изменения отношения к религии военнослужащих ВС РФ за последние годы (в %)

Отношение к религии 1992 1993 1996 1997 1998 1999 2000 2003
верующие 25 27 37 48 37 32 36 43
неверующие 40 29 34 39 31 39 30 40
колеблющиеся 35 44 29 13 32 29 34 17

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
482
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
512
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
569
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
855

Другие новости