0
1976
Газета Общество Интернет-версия

18.02.2004 00:00:00

"Боже, храни королеву"

Галина Остапенко

Об авторе: Галина Сергеевна Остапенко - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

Тэги: англия, церковь, монархия


Христианство в его католической традиции утвердилось на Британских островах в VII в. Государственная Англиканская Церковь или Церковь Англии, занимающая ведущие позиции в религиозной жизни Соединенного Королевства, возникла в эпоху Реформации и распространения идей гуманизма. Немаловажную роль в установлении особых отношений между Церковью и властью сыграло властолюбие английского короля Генриха VIII (1509-1547).

Женившись на испанской принцессе Екатерине Арагонской, молодой король нетерпеливо ждал появления наследника престола. Но четыре его сына один за другим умерли в младенчестве. Между тем Генрих VIII не отказывал себе в любовных утехах. На долгое время сердцем короля овладела фрейлина его супруги красавица Анна Болейн. Любовь к ней и желание произвести на свет сына побудили государя искать развода с Екатериной Арагонской.

В 1527 г. просьба об этом была направлена Папе Римскому. Поскольку католицизм не разрешает развода и нового брака при живой жене, дело затянулось. Созванный в 1529 г. парламент принял сторону короля. В 1533 г., узнав о беременности своей подруги, Генрих VIII вступил с ней в брак. Анна Болейн была объявлена королевой Англии.

Угрозы Папы отлучить мятежного монарха от Церкви не возымели действия. Специальным решением парламента король получил право на развод. В 1534 г. дело завершилось принятием "Акта о верховенстве короны". Король провозглашался "единственным на земле верховным главой Церкви Англии". Национальная Церковь стала называться Англиканской.

В правление королевы Марии I (1553-1558) в связи с возвращением ее к католичеству этот акт был отменен и восстановлен уже в царствование Елизаветы I (1558-1603) в 1559 г. в несколько измененном виде как "Акт о верховенстве". Этот закон в отличие от прежнего декларировал, что суверен является верховным правителем Церкви Англии "во всех ее духовных и церковных проявлениях и делах". Главой же Церкви признан Иисус Христос.

Учрежденная сверху Англиканская Церковь вобрала в себя черты, присущие как католичеству, так и протестантизму. Подобно католической, она сохранила епископат, институт монашества, символ веры, обрядность. Англиканское вероучение сочетает католический догмат о спасающей силе Церкви с протестантским - о спасении личной верой. Как следствие этих противоречивых тенденций в развитии англиканства прослеживаются два течения: "высокой Церкви", тяготеющее к католицизму, и "низкой Церкви", называемое также евангелическим.

Около пяти столетий суверены связывают Церковь Англии с государством, что было подтверждено "Актом о престолонаследии" 1701 г. Этот закон провозглашал запрет на воссоединение Англиканской Церкви с Римско-Католической. Монарх не должен был "исповедовать папистскую религию (т.е. католичество) или вступать в брак с папистом".

Вопреки гибкости британской Конституции закон о престолонаследии 1701 г. сохранил свою силу в XVIII, XIX и даже XX веках. В "Актах о регентстве" 1937, 1943 и 1953 гг. специально оговаривалось, что государственный советник, уполномоченный действовать от имени королевы во время ее болезни или пребывания за границей, не должен быть католиком. Почетная обязанность защиты англиканского вероисповедания подтверждалась каждым монархом при вступлении на престол. В свою очередь, духовенство давало клятву верности короне. Молитвы за короля или королеву стали неотъемлемой частью богослужения в англиканских храмах.

И все же отношения между Церковью и государством продолжали развиваться. С XVIII по ХХ в. они менялись под влиянием двух процессов: становления ответственного министерства и ростом религиозной терпимости. Развитие первого процесса означало, что с переходом исполнительной власти от суверена к правительству король или королева могли действовать в отношении Церкви лишь "по совету", своих министров. Верховенство монарха над Церковью сменилось верховенством кабинета и парламента. Развитие второго процесса выражалось в предоставлении равноправия другим христианским конфессиям, затем нехристианским вероисповеданиям и, наконец, тем, кто стоит вне религии. Все это вело к сокращению поля деятельности Англиканской Церкви, падению ее влияния и размыванию прежнего сообщества верующих.

После выборов 1906 г., выигранных либералами, впервые в палате общин не преобладали депутаты, исповедующие англиканство. К концу ХХ в. секуляризация общества и утверждение свободных Церквей привели к тому, что число британцев, регулярно посещающих англиканские Церкви, составило около 1 млн. человек, других протестантских Церквей - около 1,2 млн. человек. Прихожанами католических храмов в эти же годы являлись около 1,3 млн. человек. Англиканство становилось фактически религией меньшинства.

Тем не менее часть официального титула нынешней королевы Елизаветы II до сих пор звучит как "верховный правитель Церкви Англии и защитница ее веры". Традиция, закрепившаяся в королевском доме и дожившая до XXI столетия, противоречит установившейся веротерпимости и государственному законодательству о свободе вероисповеданий. И все же доминирующее влияние государства по отношению к Англиканской Церкви выражается в существовании парламентского вето, которое может быть наложено на какие-либо изменения в ее литургии и доктрине.

В самой же Церкви Англии с первых десятилетий ХХ в. прослеживается стремление ее клира к самоуправлению и независимости от государственных структур. Отчасти это объясняется тем, что законодательство в отношении Церкви Англии начинает разрабатываться людьми, не принадлежащими к ней.

В 1919 г. функции церковного законодательства перешли к Генеральной Ассамблее Англиканской Церкви, а в 1970 г. - к ее Генеральному Синоду. Решения этого органа поступают в парламент, который может принять их, внести поправки или наложить вето. Но, как правило, решения Синода не ставятся под сомнение. В 1993 г. палата общин санкционировала рукоположение женщин в сан священника. Причем только пятеро депутатов, из которых трое были католиками, выступили против этого утверждения.

Сегодня небольшие группы духовенства и прихожан Церкви Англии выступают за обособление от государства на том основании, что существующее единение способствует распространению коррупции среди клира. Впрочем, в своем большинстве англиканское духовенство дорожит государственным статусом. Критики извне полагают, что если Церковь Англии является только одной из многих конфессий королевства, то она и не должна представлять всех граждан страны.

Как ни странно, в 90-е годы на защиту государственного статуса Англиканской Церкви встали даже представители других вероисповеданий. Так, например, раввин Джулиан Якобс в статье, опубликованной газетой "Таймс" в июле 1994 г., отмечал, что раньше положение Англиканской Церкви гарантировало религии центральную роль в жизни нации. "Если же это будет разрушено, - говорилось в статье, - то все религии пострадают. Иудаизм, католицизм и ислам в равной степени окажутся на обочине секуляризированного государства".

В последние десятилетия ХХ в. связь монарха и Церкви Англии значительно ослабла. Во многом причиной тому стали проблемы, возникшие в личной жизни наследника престола принца Чарльза. Его развод с принцессой Дианой вызвал откровенное неодобрение иерархов государственной Церкви. В 1997 г. почти треть опрошенных священников сказали, что они откажутся поклясться в верности новому королю, если им будет Чарльз. Три четверти из них полагали, что Церковь не должна санкционировать новый брак принца. Не меньшее недовольство англиканского клира вызвало заявление принца о том, что он внесет поправку в коронационную клятву и будет защитником всех вероисповеданий, а не только англиканства.

Новый взгляд наследника на отношение между монархией и религиями выражается также в том, что он считает необходимым устранить трехсотлетнее запрещение для наследников престола вступать в брак с католиками и разрешить старшему ребенку королевской четы наследовать трон независимо от пола. Таким образом, принц выступает против одного из важных положений "Акта о престолонаследии" 1701 г.

Реформирование Церкви Англии, включая и разрыв векового альянса с монархом, вполне возможно, но оно может произойти лишь по инициативе и с санкции кабинета министров и парламента. Кроме того, скандалы, разразившиеся в последнее время вокруг имени принца Чарльза, не способствуют его популярности. Не исключено, что корона перейдет от Елизаветы II к ее внуку принцу Уильяму.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума теперь принимает законы единогласно и без поправок

Госдума теперь принимает законы единогласно и без поправок

Иван Родин

Молодежь защитят Уголовным кодексом от внешних и внутренних деструктивных сил

0
534
"Яблоко" катится в правозащитную деятельность

"Яблоко" катится в правозащитную деятельность

Дарья Гармоненко

Уникальность такого статуса создает для партии Явлинского как шансы, так и риски

0
439
Человеческий капитал ушел в минус

Человеческий капитал ушел в минус

Анастасия Башкатова

Качество образования и здоровье населения требуют все более пристального внимания

0
663
Жертвы преступлений становятся дважды потерпевшими

Жертвы преступлений становятся дважды потерпевшими

Екатерина Трифонова

Государственный аппарат пробуксовывает с защитой прав граждан

0
500

Другие новости