0
1063
Газета Общество Интернет-версия

07.04.2004 00:00:00

Нет причин оставаться в расколе

Протоиерей Дмитрий

Об авторе: Протоиерей Дмитрий Григорьев - почетный настоятель Вашингтонского Свято-Николаевского кафедрального собора Православной Церкви в Америке.

Тэги: рзц, рпц, объединение


Нельзя не приветствовать начало переговоров и появившуюся возможность установления нормальных отношений Русской Зарубежной Церкви с Русской Церковью-Матерью. Церковный раскол всегда трагичен, всегда ранит сердца верующих людей.

Казалось бы, причин продолжать раскол теперь не осталось. Ведь он возник в результате братоубийственной войны и потери родины многими ее гражданами.

Сразу после падения богоборческой власти Святейший Патриарх Алексий II призвал Зарубежную Церковь к единению. Слава Богу, движение к сближению Церквей началось. Но непонятно, почему у некоторых оно вызывает такие затруднения. Почему продолжаются обвинения многострадальной Русской Церкви в "сергианстве" и "экуменизме"? Если вникнуть в суть этих обвинений, они окажутся весьма несправедливыми.

Попытки Церкви выжить в условиях советской власти правильнее было бы назвать не "сергианством", а "тихонианством". Ведь митрополит Сергий (Страгородский) не начал, а продолжил путь, начатый Святейшим Патриархом Тихоном, который, думая только о сохранении Церкви, пошел на контакт с воинствующей богоборческой властью.

Патриарх Тихон поначалу громогласно осуждал и анафематствовал советскую власть, но впоследствии он пришел к убеждению, что это лишь усугубит и без того бедственное положение верующих: "Вознося молитвы наши о ниспослании благословения Божия на труд народов, объединивших силы свои во имя общего блага, мы призываем всех возлюбленных чад Богохранимой Церкви Российской в сие ответственное время строительства общего благосостояния народа слиться с нами в горячей молитве ко Всевышнему о ниспослании помощи рабоче-крестьянской власти в ее трудах для общенародного блага. Призываем и церковно-приходские общины и особенно их исполнительные органы не допускать никаких поползновений неблагонамеренных людей в сторону антиправительственной деятельности, не питать надежд на возвращение монархического строя и убедиться в том, что советская власть - действительно народная рабоче-крестьянская власть, а потому прочная и непоколебимая".

"С глубокой скорбью мы должны отметить, - писал святитель, - что некоторые из сынов России, и даже архипастыри и пастыри, по разным причинам покинули Родину, занялись за границей деятельностью, к коей они не призваны, и во всяком случае вредной для нашей Церкви. Пользуясь нашим именем, нашим авторитетом церковным, они создают там вредную и контрреволюционную деятельность. Мы решительно заявляем: они чужды нам, мы осуждаем их вредную деятельность. Они вольны в своих убеждениях, но они в самочинном порядке и вопреки канонам нашей Церкви действуют от нашего имени и от имени Святой Церкви, прикрываясь заботами о ее благе. Не благо принес Церкви и народу так называемый Карловацкий Собор, осуждение коего мы снова подтверждаем". (Акты святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы, 1917-1943 гг. - Москва, 1994).

Некоторые пошли в катакомбы. Но ведь просуществовать в катакомбах как Церковь, смогло лишь ничтожное число духовенства и верующих. Советские спецслужбы были значительно эффективнее и технически оснащеннее, чем их "коллеги" времен римских цезарей. И только некоторые, как, например, святой страстотерпец Тихон и последовавшие за ним "сергиане", жертвуя своими убеждениями и репутацией в глазах тех, кто оказался вдали и на свободе, или тех, кто был пленен, пытались сохранить структуру Церкви.

Известное послание митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г. истолковано было не совсем правильно. Особенно возмутила зарубежных церковных деятелей фраза: "Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи". Но ведь в ней "радости и успехи" относятся к родине, а не к Советскому Союзу.

А вот что сказал покойный епископ Василий (Родзянко) по радио в серии бесед "Русская Церковь в XX веке": "В 1927 году митрополит Антоний (Храповицкий) написал скорбную статью, где говорил о своем ученике и друге Сергии с явно проступавшими слезами. Он уговаривал его не идти путем, которым пошел, а "принять венец мученический". Много позже, когда политические страсти разнуздались, Антоний писал в частном письме: "А у меня образ Сергия никак из сердца не выходит".

Теперь об "экуменизме". В "Архипастырском послании" - итоговом документе Епархиального Собрания РПЦЗ, состоявшегося в Нью-Йорке 27-29 мая 1962 г. находим такие строки: "Современный мир вместо истинной Христовой спасающей Церкви желает насадить на земле ложную Церковь... Так называемое "экуменическое движение" пошло по фантастическому и неосуществимому пути создания "земного" царства Христова... Не могут иметь никакого оправдания и заслуживают сурового осуждения так называемые "православные экуменисты", которые для одного сотрудничества с мировым экуменизмом искажают учение о Церкви Христовой и приспосабливают его к требованиям современной моды".

Но ведь это обвинение не соответствует истине. Экуменическое движение и Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) не ставят своей целью создание "сверх-Церкви". Православные вполне отдают себе отчет в том, что с ВСЦ, в котором количественно преобладают различные протестантские деноминации, у них часто нет желаемого взаимопонимания. На экуменических встречах православные участники стараются знакомить мир с православием. При этом ни на какие компромиссы в отношении веры православные не идут и в совместных богослужениях не участвуют. А в чтении молитвы в начале или в конце собрания всеми его участниками ничего предосудительного и греховного нет.

Если бы Господь и его ученики не шли на контакт с мытарями и фарисеями, с самарянами и римлянами, не было бы Церкви. Господь сказал своим ученикам: "Идите, научите все народы..." Это значит: не ждите, когда люди придут к вам, а идите к ним сами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1903
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4538
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2474
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2829

Другие новости