0
1296
Газета Общество Интернет-версия

02.03.2005 00:00:00

Военное духовенство на марше

Александр Суровцев

Об авторе: Александр Иванович Суровцев - полковник, кандидат философских наук.

Тэги: армия, сотрудничество, РПЦ, конференция


В рамках XIII Международных Рождественских образовательных чтений (23-30 января 2005 г.) работала военная секция, участники которой пятый год собираются в Военной академии Генерального штаба Вооруженных cил (ВС) России.

Военная секция - самый заметный и содержательный форум, отражающий современный уровень отношений между армией и Церковью. Ее цель - определить тенденции и перспективы военно-церковных отношений в интересах духовной и военной безопасности России. На секции "Армия и Церковь: соработничество во имя жизни" большое внимание было уделено вопросу о введении института военного духовенства.

Даже в годы господства коммунистической идеологии, когда Церковь подвергалась гонениям, она находила моральные силы и материальные средства для оказания помощи военнослужащим. Например, сразу после нападения фашистской Германии на Советский Союз в июне 1941 года к народу обратился Предстоятель Русской Православной Церкви (РПЦ) с призывом защитить Родину от агрессии. По всей стране в православных храмах и приходах собирались пожертвования на нужды фронта. На эти средства были построены колонна танков имени Дмитрия Донского и эскадрилья боевых самолетов имени Александра Невского.

К 60-м годам прошлого столетия заслуги Церкви перед народом были преданы забвению. Офицеры старшего поколения хорошо помнят, что за участие в церковных обрядах полагалось строгое партийное взыскание вплоть до исключения из КПСС с вытекающими отсюда последствиями.

Принятие 25 сентября 1990 года Закона "О свободе вероисповеданий" положило начало коренному реформированию государственно-церковных отношений. Как отозвались эти преобразования в Вооруженных силах?

Во-первых, армия и флот ощутили себя объектом повышенного внимания со стороны освободившихся от государственного прессинга религиозных организаций, как отечественных, так и зарубежных.

Во-вторых, органы военного управления Минобороны России зафиксировали повышение интереса к проблемам религии и веры среди военнослужащих, в армии наблюдался плавный, но устойчивый рост религиозности.

В-третьих, органы военного управления, невольно ставшие участниками государственно-церковных отношений, стали искать пути конструктивных взаимоотношений с религиозными организациями.

Принятие новой Конституции РФ и последующих федеральных законов установили общие принципы государственно- и военно-конфессиональных отношений.

Первым официальным документом, закрепляющим нормы военно-церковных отношений, стало Совместное заявление, подписанное 2 марта 1994 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и министром обороны Российской Федерации генералом армии Павлом Грачевым. В соответствии с его положениями был создан Координационный комитет по взаимодействию между Вооруженными силами и Русской Православной Церковью.

Конкретные перспективы сотрудничества РПЦ и ВС были обсуждены на первой всероссийской конференции "Православие и Российская армия", которая состоялась в Москве 25-27 октября 1994 года. На конференции впервые был поставлен вопрос о введении института военного духовенства в Вооруженных силах. Примечательно, что инициатива исходила от военных руководителей.

Позиция священноначалия оказалась более реалистичной. Наряду с признанием роли военного духовенства в дореволюционной России было отмечено, что сегодня страна живет в принципиально иной правовой ситуации, когда государство, являясь светским, не только декларирует, но и реально обеспечивает свободу вероисповедания и равноправие религиозных организаций. В результате было принято компромиссное решение об окормлении воинов приходскими священниками на местах. Прозвучала фраза и о том, что к вопросу о военных священниках можно будет вернуться через 10 лет, к 2005 году.

И вот 10 лет позади. К самым заметным событиям в военно-церковных отношениях минувшего десятилетия можно отнести создание Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, в составе которого были сформированы сектора видов Вооруженных сил и родов войск; подписание Соглашения о сотрудничестве между ВС и РПЦ в апреле 1997 г., заключение соглашений некоторых видов и родов войск с Синодальным отделом; возобновление выпуска журнала "Вестник военного и морского духовенства"; строительство воинских храмов и часовен в военных гарнизонах; организацию факультетов и лекториев православной культуры в военно-учебных заведениях.

На ежегодных Рождественских, Глинских, Покровских чтениях, многочисленных военно-патриотических конференциях и семинарах неизменно поднимается вопрос о возрождении института военных капелланов. Реальное состояние дел в этой области продемонстрировали первые трехдневные сборы священников, окормляющих армию, которые состоялись в июне 2003 году на базе Рязанского института Воздушно-десантных войск. В них приняли участие 124 священника из 37 епархий. Сборы убедительно показали, что пастырское служение среди военнослужащих востребовано личным составом и осуществляется на плановой основе по согласованию с органами военного управления различных уровней от Минобороны России до отдельной воинской части.

На заседании секции "Армия и Церковь: соработничество во имя жизни", проходившей в рамках XIII Рождественских чтений, заместитель начальника Военной академии Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник В.М. Барынькин в своем докладе подчеркнул, что "неизменными и незаменимыми помощниками в созидании храмов в душах воинов являются православные пастыри. Пришло время всерьез поставить вопрос о введении в ВС института военных капелланов. Хорошо известны правовые препятствия в этой области. Но если существует объективная потребность в военных священниках, если все острее ощущается несоответствие законодательной базы требованиям времени, то мы должны авторитетно заявить об этом".

Большинство выступающих на заседании секции поддержали эту идею, что нашло отражение в итоговом документе. В рекомендации секции, в частности, был включен следующий пункт: "Принимая во внимание многовековую традицию окормления российского Христолюбивого воинства Русской Православной Церковью, положительный опыт взаимодействия органов военного и церковного управления в современных условиях, активное взаимополезное сотрудничество воинских соединений и частей с приходскими священниками в местах постоянной дислокации войск, рассмотреть вопрос о введении в Вооруженных силах института военного духовенства. Учитывая правовые, организационные и кадровые трудности в решении этого вопроса, создать совместную рабочую группу из представителей Вооруженных сил и Русской Православной Церкви для всестороннего изучения проблем, связанных с созданием института военного духовенства".

Похоже, вопрос об учреждении должности военного и морского духовенства уже переходит в практическую плоскость.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1364
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3566
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2018
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2300

Другие новости