0
1257
Газета Общество Интернет-версия

04.12.2007 00:00:00

Исламисты сводят счеты

Петр Топычканов

Об авторе: Петр Владимирович Топычканов - историк.

Тэги: кезон, теракт, акбар, пуно


В филиппинском городе Кезон, у здания Национальной Ассамблеи, 13 ноября произошел взрыв. Его жертвами стали депутат нижней палаты парламента страны Вахаб Акбар и два сотрудника аппарата Законодательного собрания. Более десяти человек получили ранения. По словам министра внутренних дел страны Рональдо Пуно, главной мишенью организаторов взрыва был именно Акбар.

В 90-х годах прошлого века Вахаб Акбар был членом экстремистской группировки «Абу Сайяф», действующей на юге Филиппин и в Малайзии. Она была создана в 1991 году членами Национально-освободительного фронта моро (моро – группа народов в Юго-Восточной Азии. – «НГР»), не согласными с политикой руководителей движения, вступивших в переговоры с филиппинскими властями. Целью «Абу Сайяф» было провозглашено создание исламского государства из частей Таиланда, Филиппин и Малайзии, где проживают исповедующие ислам народы моро. Однако Акбар довольно быстро разочаровался в деятельности группировки, превратившейся, по сути, в криминальную структуру.

Действительно, если посмотреть на статистику терактов «Абу Сайяф», то можно заметить, что в основном ее боевики совершают нападения на гражданских лиц и их собственность (37%), коммерческие организации (18%) и СМИ (10%). Представители других религиозных общин, прежде всего христиане, значатся на четвертом месте (6%). И только после них в списке мишеней «Абу Сайяф» идут представители власти (3%), вооруженных сил (3%) и полиции (1%), хотя именно они и являются главными и наиболее сильными противниками идеи создания исламского государства моро. Такая статистика объясняется просто: главным источником доходов «Абу Сайяф» являются выкупы за заложников и поступления от рэкета. Основные способы борьбы отражают приоритеты организации: похищения людей (46%) и взрывы, часто используемые для запугивания или наказания гражданских лиц, являющихся источником денежных поступлений (39%). К этому необходимо добавить, что «Абу Сайяф» считается одной из наиболее жестоких и кровавых организаций.

Покинув «Абу Сайяф», Вахаб Акбар предпринял активные шаги к заключению мира между Манилой и Национально-освободительным фронтом моро. Мир был заключен в 1996 году. Согласно его условиям, Фронт прекратил свою вооруженную деятельность, а власти пошли на создание автономного мусульманского региона Минданао, разделенного на четыре провинции. Верхушка Фронта была включена в руководство региона. Мир был нарушен в 2000 году – после того, как Фронт в довесок к «Абу Сайяф» образовал Исламский фронт освобождения моро. Сам Вахаб Акбар продолжал выступать за диалог с властями.

С момента возникновения и «Абу Сайяф», и Исламский фронт имели международный характер. Их члены проходили подготовку в Афганистане и других странах, совершали «командировки» в горячие точки. Одновременно в регион приезжали эмиссары из стран Ближнего Востока, например Рамзи Юсеф, один из организаторов взрыва во Всемирном торговом центре Нью-Йорка в 1993 году. На Филиппинах он не только обучал членов местных организаций «взрывному делу», но и сам пытался организовать теракты. Он был одним из разработчиков так называемого Плана Bojinka, главной жертвой которого должен был стать Папа Римский Иоанн Павел II. При реализации этого плана террористы должны были пронести на борт нескольких самолетов элементы взрывного устройства, собрать их во время полета и привести в действие. К счастью, план был раскрыт. В 1995 году Юсеф был арестован в Пакистане и экстрадирован в США.

Видя в таком развитии событий угрозу интересам национального движения моро, Вахаб Акбар, ставший к тому времени губернатором острова Басилан, оказал всестороннюю поддержку вооруженным силам и полиции в борьбе с исламистскими организациями. На остров по приглашению правительства прибыли американские военные, которые не только обучали местных силовиков, но и сами участвовали в боевых действиях против «Абу Сайяф» и Фронта. Постепенно Басилан из гнезда исламистов превратился в относительно стабильный регион, контролируемый властями.

Вахаб Акбар играл в этом превращении ключевую роль не только как губернатор, но и как бывший член Фронта и «Абу Сайяф». В ряде случаев он использовал свои связи для освобождения заложников и прекращения боевых действий. На посту губернатора острова Басилан Акбара сменила одна из его жен, другая является мэром одноименного города. Сам Акбар стал депутатом парламента и перебрался в столицу, но и после переезда продолжал влиять на ситуацию на острове. Впрочем, помимо влияния Акбар сохранил и врагов из числа бывших соратников по борьбе за создание исламского государства. Именно они, по мнению филиппинских органов правопорядка, и могли организовать взрыв в Кезоне.

На примере Вахаба Акбара можно проследить трансформации, которые за последние 15 лет пережили организации этнорелигиозных меньшинств в Юго-Восточной Азии и вместе с ними их лидеры. Они начинали с защиты интересов своих общин. Однако вскоре откровенно криминальная деятельность сделала их изначальные лозунги бессмысленными. Оказавшись вне закона, организации теряли возможность легально бороться за права представляемых ими меньшинств и неизбежно раскалывались на противников и сторонников диалога с властями.

На рубеже веков организации типа «Абу Сайяф» начали активно интегрироваться в международные террористические сети. Вахаб Акбар – пример этнического лидера, напуганного таким развитием событий, потерей контроля над ситуацией и политического влияния в общине. Как итог – сотрудничество с властями и организациями, ведущими борьбу с терроризмом. Другой результат – окончательный разрыв с прежними соратниками, для которых месть предателю становилась делом чести.

Властям Филиппин раскол внутри местного исламистского движения был только на руку. Если раньше им приходилось идти на уступки, то теперь всех деятелей моро, не сотрудничавших с властями, можно было классифицировать как террористов, подлежащих уничтожению. Если прежде мировое сообщество могло осудить власти за дискриминацию этнических меньшинств, то теперь оно скорее одобряет их действия как борьбу с терроризмом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

Екатерина Трифонова

Государственную политику репатриации заблокировала бюрократия на местах и в центре

0
258
КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

Иван Родин

Оппозиционная партия провела день пионерии при полном параде

0
215
В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

Анастасия Башкатова

Доступность жилья остается ахиллесовой пятой рынка недвижимости РФ

0
302
Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дарья Гармоненко

В "Рассвете" организовали уже более 30 региональных конференций

0
284

Другие новости